История одной картины

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/08/3715.jpg

В. А. Серов «Девочка с персиками» (1887)

Нет, наверное, сейчас человека, который, побывав в столице нашей Родины Москве, хотя бы раз не посетил расположенную в Лаврушинском переулке Государственную Третьяковскую галерею.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда известный молодой московский коллекционер, купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков приобрёл первые работы современных на тот момент русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства.

Начиная с первой выставки в 1871 году Третьяков становится главным покупателем картин передвижников, оказывая тем самым им, а вместе с ними и всему русскому искусству неоценимую услугу. Впоследствии И. Е. Репин, один из главнейших представителей передвижничества, скажет: «П. М. Третьяков … вынес один на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи». Но поддержка здесь была обоюдной. Сочувствуя благородным устремлениям Третьякова, художники нередко шли навстречу собирателю: они не продавали своих картин, пока их не посмотрит и не выскажет своего мнения Третьяков.

Главными критериями отбора произведений для Третьякова были их типичность для направления или времени и их высокие художественные качества. Каждое новое десятилетие вносило в его галерею новые имена и новые веяния.

В начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями как нового, так и старого русского искусства. Из года в год растёт число её посетителей. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П.  М. Третьякова, то теперь развеска всех произведений была подчинена общему историко-хронологическому принципу, соблюдаемому и поныне.

О Третьяковской галерее и находящихся в ней удивительных по своей красоте полотнах, принадлежащих кисти великих мастеров русской живописи, считаю, можно говорить до бесконечности. Для того чтобы обойти все залы (а их более 60), вдоволь полюбоваться и по достоинству оценить всё великолепие представленной в них богатейшей коллекции произведений искусства, пожалуй, не хватит и дня.

Мне бы хотелось остановиться на творчестве крупнейшего русского живописца и графика, передвижника, члена «Мира искусства», ученика И. Репина и П. Чистякова Валентина Александровича Серова. У каждого художника есть одна-две картины, которые знают все, даже люди, мало интересующиеся живописью. У Серова это ранняя картина «Девочка с персиками», которая долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом её передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.

Что происходит со старыми портретами? Казалось бы, ты видел эту картину так часто, что знаешь наизусть все детали: за окном — яркий солнечный день, расписная фарфоровая тарелка на стене, старинные стулья с высокими спинками, ослепительно белая скатерть, где лежат вянущие листья клёна, персики и серебряный нож, сочный плод в руках девочки. Розовая блузка и тёмный, похожий на бабочку бант в горошек — как он приковывает внимание! И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно — на улицу, где вовсю сияет летний день.

Но вот ты проживаешь какой‑то отрезок времени, а в нём — горе или радость, страдание или счастье… И ты уже иначе смотришь на картину, что‑то меняется в твоём восприятии её, словно любимый персонаж на полотне тоже прожил за это время твою жизнь и теперь разделяет все твои тревоги и сомнения, печали и восторги…
У них была своя судьба: у тех, кто через века всматривается в нас по ту сторону холста. Была своя жизнь, у каждого разная, долгая или короткая, счастливая или трагическая. И был день, когда они позировали живописцу, оставив нам вечное ощущение душевного тепла и покоя…

Таким отрадным произведением искусства, произведением молодого счастья и светлого восприятия мира и является «Портрет В.  С. Мамонтовой». Молодой художник написал его летом 1887 года в Абрамцеве, в подмосковном имении известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, куда заглянул после путешествия по Италии, полный впечатлений от европейской живописи старых мастеров. Антоном по‑приятельски прозвали в Абрамцеве Валентина Серова, который был очень дружен с детьми Мамонтовых, особенно со старшими сыновьями. Он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с самых ранних лет, он жил здесь весёлой, привольной жизнью. Елизавету Григорьевну Мамонтову, жену Саввы Ивановича, обожал и называл ласково второй мамой.

Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. Частенько он удирал один с утра, даже не позавтракав. Его взор приковывало всё: солнечный луч, упавший на цветок, тень, опустившаяся на траву из облака. Он приглядывался к тому, каким делается воздух в непогоду, как меняются его свойства, когда он пронизан светом, как меняется его затемнение и какие оттяжки у лежащих рядом теней…

Художником постепенно и всецело овладевала одна мысль: «Написать так, как я вижу, забыв обо всём, чему учили. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж».

Валентину Серову 22 года, он жаждет работы. Но взрослым некогда было позировать. Мальчики Мамонтова тоже выросли, стали молодыми людьми — непоседливыми, говорливыми. Их сидеть не заставишь… Не раз попадалась на глаза Серову и подросшая Верочка Мамонтова, которую он знал с рождения. Она тоже превратилась в весёлого, самостоятельного человечка, очаровательного своей юной свежестью.
Она по‑прежнему любила пошалить, задирала своего друга-художника, любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и Валентин Серов не раз заговаривал о её портрете. Уж очень она была красивой, эта милая девочка-подросток: яркие губы, тёмные волосы, тёмные, как спелая смородина, глаза. А нежная кожа под летним загаром была совсем персиковой…

Серов уговаривал Верочку: «Ну посиди, сделай милость… Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: «Ты же замучишь меня… Скучно сидеть, лето…» Если бы Верочка знала, сколько сеансов ей придётся вот так сидеть и сидеть! Да при этом ещё и поменьше шевелиться, а остальные в это время с визгом носились по парку.

Серов и сам признавал медленность своей работы, мучился этим и впоследствии говорил Вере Мамонтовой, что он её неоплатный должник. «Всё, чего я добивался, — той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил бедную до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров». Ему это удалось, и ещё как! Эта работа молодого художника поразила сразу многих современников свежестью светлого, сияющего колорита, тонкой передачей света и воздуха. Савва Иванович Мамонтов и все приезжавшие в Абрамцево только ахали перед картиной. Этой же зимой «Портрет В.  С. Мамонтовой» был выставлен на московской периодической выставке, картина получила первую премию и имела громадный успех. Неизвестный доселе молодой художник Валентин Серов, что называется, проснулся знаменитым. «Портрет 
В.  С. Мамонтовой» сразу же вывел его на уровень выдающегося художника. Любопытно, что Елизавету Григорьевну не слишком радовало, что картина экспонировалась на выставке. Мать не хотела, чтобы 12‑летняя девочка стала сразу такой узнаваемой, светской героиней, опасаясь, как бы её не испортила слава. Отсюда в первоначальном названии картины инициалы «В. С.», а не полное имя, позже картину стали называть «Девочка с персиками».

В мягком, но умном и энергичном личике Верочки Валентин Серов предугадал прозрение в будущее. Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне всё, что он знал о Мамонтовых, показал всё, что любил в них — в их семье и их доме.

Вера Леонтьева

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив записей