Первостроители Северодвинска и Севмаша

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/06/3307-r.jpg

Памятная дата для города корабелов

18 июня Северодвинск и судостроительный завод «Севмаш» отметили важную историческую дату — ровно 85 лет назад на берег Белого моря в устье Северной Двины близ Николо-Корельского монастыря с борта парохода «Иван Каляев» высадились первостроители города и предприятия. Возглавлял первый десант рабочих начальник стройки Иван Кирилкин.

Организация «Союзпроектверфь» планировала, что Судостроительный завод № 402, как раньше назывался Севмаш, по мощностям будет равен мощностям всех судостроительных заводов Ленинграда. Первостроителям предстояла сложнейшая работа, которая многим казалась невозможной, так как территория, где планировалось строить предприятие, была заболочена, а срок сдачи объекта составлял три с половиной года. Единственные строения, которые находились рядом, — постройки древнего Николо-Корельского монастыря, где и разместились рабочие.

Важно отметить, что выбор места не был случайным. Белое море зимой практически не замерзало, что облегчало выход кораблей к месту несения службы, и рядом была река, с её помощью планировалось охлаждать агрегаты теплоэлектростанции. Но самое главное — это то, что будущий завод находился далеко от границ с другими странами, и для авиации условного противника он был практически недосягаем. И будущее показало, что решение строить город и завод именно здесь было верным.

Строительство было названо Судостроем. Практически сразу же после высадки первостроителей в короткий срок были возведены пассажирский и грузовой причалы, универмаг, конный двор на 500 лошадей. Уложено 2300 метров сланевой дороги. На стройке трудились 2500 человек, а рабочим профессиям обучали прямо на месте, по специально утверждённым учебникам.

Практически через год после закладки города и завода, в мае 1937-го, на стройке работало уже 9750 человек, а к концу года — 15 532. За это время были введены в строй кирпичный и два бетонных завода, карьеры для добычи песка, глины, механические мастерские, цех металлоконструкций, электромонтажный цех.

Проложены 10 километров железнодорожных путей и 15 — сланевых деревянных дорог, введена в строй железнодорожная ветка до станции Исакогорка.

Согласно архивным данным, на тот момент автотранспортное хозяйство насчитывало 283 единицы автомашин и тракторов. Для жителей было построено 193 деревянных дома, 17 котельных, три бани, прачечная и даже парники, в которых выращивались овощи. Действовали четыре школы, поликлиника, больница, 12 столовых, три хлебопекарни, шесть магазинов.

1 апреля 1937 года постановлением ВЦИК новый населённый пункт при судостроительном заводе получил свой официальный статус и был отнесён к категории рабочих посёлков. В 1938-м Судострой получил статус города и имя Молотовск в честь советского партийного деятеля В. М. Молотова.

21 декабря 1939 года на новом судостроительном заводе был заложен первый корабль — крупнейший в мире линкор «Советская Белоруссия». Эта дата стала официальной датой окончания постройки крупнейшего отечественного предприятия.

За свою историю Севмаш построил 134 атомные подводные лодки, 40 дизельных подводных лодок и 45 надводных кораблей, а также уникальные объекты гражданской сферы, такие как морская ледостойкая платформа «Приразломная».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Июнь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей