Памятная дата для города корабелов
18 июня Северодвинск и судостроительный завод «Севмаш» отметили важную историческую дату — ровно 85 лет назад на берег Белого моря в устье Северной Двины близ Николо-Корельского монастыря с борта парохода «Иван Каляев» высадились первостроители города и предприятия. Возглавлял первый десант рабочих начальник стройки Иван Кирилкин.
Организация «Союзпроектверфь» планировала, что Судостроительный завод № 402, как раньше назывался Севмаш, по мощностям будет равен мощностям всех судостроительных заводов Ленинграда. Первостроителям предстояла сложнейшая работа, которая многим казалась невозможной, так как территория, где планировалось строить предприятие, была заболочена, а срок сдачи объекта составлял три с половиной года. Единственные строения, которые находились рядом, — постройки древнего Николо-Корельского монастыря, где и разместились рабочие.
Важно отметить, что выбор места не был случайным. Белое море зимой практически не замерзало, что облегчало выход кораблей к месту несения службы, и рядом была река, с её помощью планировалось охлаждать агрегаты теплоэлектростанции. Но самое главное — это то, что будущий завод находился далеко от границ с другими странами, и для авиации условного противника он был практически недосягаем. И будущее показало, что решение строить город и завод именно здесь было верным.
Строительство было названо Судостроем. Практически сразу же после высадки первостроителей в короткий срок были возведены пассажирский и грузовой причалы, универмаг, конный двор на 500 лошадей. Уложено 2300 метров сланевой дороги. На стройке трудились 2500 человек, а рабочим профессиям обучали прямо на месте, по специально утверждённым учебникам.
Практически через год после закладки города и завода, в мае 1937-го, на стройке работало уже 9750 человек, а к концу года — 15 532. За это время были введены в строй кирпичный и два бетонных завода, карьеры для добычи песка, глины, механические мастерские, цех металлоконструкций, электромонтажный цех.
Проложены 10 километров железнодорожных путей и 15 — сланевых деревянных дорог, введена в строй железнодорожная ветка до станции Исакогорка.
Согласно архивным данным, на тот момент автотранспортное хозяйство насчитывало 283 единицы автомашин и тракторов. Для жителей было построено 193 деревянных дома, 17 котельных, три бани, прачечная и даже парники, в которых выращивались овощи. Действовали четыре школы, поликлиника, больница, 12 столовых, три хлебопекарни, шесть магазинов.
1 апреля 1937 года постановлением ВЦИК новый населённый пункт при судостроительном заводе получил свой официальный статус и был отнесён к категории рабочих посёлков. В 1938-м Судострой получил статус города и имя Молотовск в честь советского партийного деятеля В. М. Молотова.
21 декабря 1939 года на новом судостроительном заводе был заложен первый корабль — крупнейший в мире линкор «Советская Белоруссия». Эта дата стала официальной датой окончания постройки крупнейшего отечественного предприятия.
За свою историю Севмаш построил 134 атомные подводные лодки, 40 дизельных подводных лодок и 45 надводных кораблей, а также уникальные объекты гражданской сферы, такие как морская ледостойкая платформа «Приразломная».