Выпускница 8-й гимназии Надежда Дудина — о дисциплине, народных туфлях и биографии Майи Плисецкой
«Помню, Вера Дмитриевна открыла дверь, взяла меня за руку, завела в зал — и больше я оттуда не уходила» — так вспоминает свои первые занятия в театре танца «Нимфея» Надежда Дудина.
Маленькую Надю первый раз на танцы привёл папа. Тогда никто не думал, что эта любовь будет навсегда. Сегодня Надежда Дудина заканчивает 8-ю гуманитарную гимназию. Совсем скоро предстоят вступительные экзамены в учебное заведение, которое станет первым шагом в её взрослой жизни. 18 апреля состоялся и отчётный гала-концерт театра танца «Нимфея» на сцене Дома корабела, где ей вручили благодарственное письмо за преданность искусству и сцене. И она этим очень гордиться.
Мы поговорили с Надеждой о любви к танцам, об уважении к Вере Дмитриевне Кучинской и о том, почему так важна дисциплина.
— Надежда, раскрой секрет, что стоит за красивыми выступлениями театра танца «Нимфея»?
— Во-первых, это дисциплина. Каждый день, даже если устал, голоден, не выспался, на улице дождь или снег, в 19.00 — всегда на репетиции. В нашем коллективе так все — иначе не получится танцевать синхронно и красиво.
Во — вторых , это терпение. Чем ближе к концерту, тем больше все переживают, всем становится тяжело и волнительно, но нужно уметь сдерживаться, понимать и принимать. И здесь тоже главное — дисциплина, потому что она отвечает за всё. Каждый вечер ты приходишь, встаёшь к станку, тянешь ноги. Снова, и снова, и снова. За все 14 лет, что я занимаюсь, никогда не возникло мысли не прийти или прогулять, у меня таких вариантов просто нет.
— Театр танца «Нимфея» — это команда?
— Не только. Театр танца «Нимфея» — это даже не команда, это семья. Приходишь туда маленькой девочкой, тебя встречает Вера Дмитриевна и ведёт за руку до конца. Конечно, бывают и проблемы и непонимание среди девочек, но, как в любой семье, надо проявить умение принимать друг друга, принимать все проблемы — к результату и выступлению нас приводят наши попытки преодолеть все трудности.
— Расскажи о Вере Дмитриевне Кучинской.
— Вера Дмитриевна мне как вторая мама. Изначально, когда родители меня привели на танцы, это был не театр танца «Нимфея». Я пришла в другой коллектив, и мне там не понравилось. Я походила по кругу, и мне сказали: всё хорошо — музыку слышишь, танцуешь. Мне было четыре с половиной года. Папа мне сказал: «Давай сходим в «Нимфею», попробуем, вдруг тебе понравится».
Помню, как мы тогда пришли… Вера Дмитриевна открыла дверь, завела меня в зал, и больше я оттуда не уходила.
Я до сих пор восхищаюсь тем, как она ведёт занятия с маленькими детьми. С добротой, юмором, но при этом все дети знают, что танец — это не просто поскакать, это очень серьёзно.
Помню, мы ездили на конкурс, на выступлении допустили ошибку в номере, и я сильно переживала. Вера Дмитриевна пришла к нам в номер и успокаивала меня. У меня с ней столько пережито эмоций, волнений и радости. Она для меня является примером, тем, на кого хочется быть похожей. К Вере Дмитриевне испытываю бесконечное уважение.
— Назови три главных качества Веры Дмитриевны.
— Доброта, сдержанность, искренность.
— Сколько живут балетки и что такое народные туфли?
— Балетки последний раз у меня были лет пять назад. Мы в старшей группе используем джазовки, срок их жизни примерно год, но это если кожаные — тканевые служат меньше. Народные туфли живут подольше, но в «Нимфее» я их не использую, занимаюсь в них на дополнительных занятиях по народным танцам. Это не простые туфли. Народными танцами я начала заниматься в этом году, когда выбрала учебное заведение для поступления. Педагога по народным танцам мне помогла найти Мария Валерьевна Кучинская. Мы пришли, и мне сказали, что нужны народные туфли. Купили. И вот два месяца я плакала после каждого занятия — мозоли и ноги в кровь. У них есть особенность, они должны разноситься по ноге, но для этого нужно время. Конечно, сейчас это самая удобная обувь, в них можно даже в поход идти.
— Почему выбрали танцы, а не музыкальную или художественную школу?
— Мы об этом говорили с родителями, и выяснилось, что никто не думал, что это надолго, предполагали: потанцую пару лет для координации, для развития движений — и закончу. Ещё я только в этом году узнала, что моя бабушка всю жизнь мечтала быть танцовщицей, и получается, что я исполняю её мечту.
Главную роль в выборе сыграл папа, он спортсмен и решил, что танцы для девочки — это самое лучшее.
— За советом к кому чаще идёшь — к маме или папе?
— Для меня это сложный вопрос, у меня с родителями очень близкие отношения, мы друзья. Наверное, это зависит от ситуации. Но на ошибки укажет папа, а мама подскажет в вопросах знаний, критику от неё редко услышишь.
— Твоя младшая сестра тоже занимается танцами. Вы с ней конкурируете?
— Да нет, она ещё маленькая, у нас с ней разница семь лет. В этом году мы только первый раз вместе танцевали. Она к танцам относится более спокойно, она этим не горит так, как я. Не уверена, что она будет претендовать на мои места. Она танцует для себя.
— Какими достижениями ты по-настоящему гордишься?
— У нашего коллектива не так много наград, мы попали в непростой для него период. Но мне приятно осознавать, что у меня есть благодарственное письмо за преданность искусству и сцене, оно меня очень греет.
— В этом году ты оканчиваешь школу. Что тебя увлекает, кроме танцев?
— Мне по душе гуманитарное направление, я бы хотела иметь такое образование. Нравятся языки и литература. Я бы хотела развиваться в педагогике и построить в ней свою карьеру и жизнь.
— Куда планируешь поступать?
— Свою жизнь хочу связать с танцами, но вопрос выбора пока не буду озвучивать. Знаете, как говорят: не говори гоп, пока не перепрыгнешь.
— Друг для тебя — это кто?
— Друг — это человек, который принимает тебя полностью со всеми проблемами, со всеми неудачами, который с тобой рядом не только в радости и в горе, но когда и ничего не происходит.
— Кто такой, на твой взгляд, творческий человек?
— Творческий человек может создать что-то новое. Это человек, который образно мыслит, который может скреативить, придумать, который видит мир по-другому. Может радоваться обычным вещам — листьям,
солнцу — и находить позитив в мире, это очень важно.
— В этом году ты уходишь из состава театра танца «Нимфея». Есть ли у тебя пожелания девочкам, которые
остаются в коллективе?
— Чтобы научиться не бояться трудностей, нужно обязательно прочитать биографию Майи Плисецкой, особенно тем, кто в себе сомневается или не уверен. Ещё нужно помнить очень важный момент: в первые годы занятий, когда всё просто, должна выработаться привычка на потом, когда сложно, — уметь всё преодолеть и каждый раз возвращаться на сцену и в зал с новыми силами.
— Что больше учит — успех или неудача?
— Это зависит от человека, но меня больше мотивирует успех. Я, достигая результатов, не болею звёздной болезнью и не останавливаюсь на достигнутом, меня неудачи сильнее подкашивают. Я выберу успех.