MENU

Письма и мнения

15.02.2021 • Актуальное

Ходили в море под гвардейским флагом

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
За свою 67-летнюю производственную деятельность «Звёздочка» передала Военно-морскому флоту Отечества более 130 подводных лодок и десятки надводных кораблей, а также вспомогательных судов.

1854_d1104_3 1855_d1104_1И только три из них гвардейские — легендарный эскадренный миноносец времён Великой Отечественной войны «Гремящий», атомные подводные ракетоносцы К-22 «Красногвардеец» и К-119 «Воронеж». Все они в своё время проходили ремонт на «Звёздочке». Эсминец «Гремящий» завод готовил для ядерных испытаний на Новой Земле, которые там проводились во второй половине
50-х годов прошлого века.
Об этом корабле многое рассказано в отечественной печати. А вот о подводных лодках К-22 и К-119, покорявших морские и океанские глубины под наименованием гвардейских, практически ничего не сообщалось. Попробуем заполнить этот пробел.

АПЛ «Красногвардеец»
Эта подводная лодка проекта 675 была построена Севмашем и передана флоту летом 1965 года, когда страна отмечала 20-летие Великой Победы. Осенью того же года подводный ракетоносец включили в состав Северного флота. Гвардейский Военно-морской флаг К-22 унаследовала от подводной лодки Щ-422 Северного флота, воевавшей в Советском Заполярье.
В активе атомного «Красногвардейца» — дальние походы, пуски ракет, торпедные стрельбы. С 1970 по 1973 год лодка проходила ремонт на «Звёздочке». Перед её испытаниями на причал, у которого К-22 была ошвартована, прибыл секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов, будущий министр обороны СССР.
Его встречали командир корабля капитан второго ранга В.Г. Черников, ответственный сдатчик заказа Л.Д. Абрамов и сдаточный механик В.Н. Терёхин, будущий лауреат Государственных премий РФ. На вопрос Устинова, сдаст ли «Звёздочка» АПЛ К-22 флоту в намеченные сроки, Абрамов бойко произнёс: «Наш завод гвардию не подведёт!» Так оно и было. Обновлённый «Красногвардеец» снова вышел на морские вахты.
Через двенадцать лет он вновь пришёл на «Звёздочку», теперь уже для среднего ремонта и модернизации по проекту 675МКВ. Омоложение «Красногвардейца» шло до 1990 года, когда страна готовилась справлять 45-ю годовщину Великой Победы. Ремонт лодки был успешно завершён, и она ещё сумела послужить Родине до 1994 года.
Затем АПЛ К-22 исключили из состава ВМФ, а потом утилизировали. Всего в послужном списке «Красногвардейца» семь автономных походов на боевую службу. В заводском музее «Звёздочки» оформлен фотостенд, посвящённый истории этого подводного корабля, нёсшего над своей рубкой гвардейский флаг.

РПКСН «Воронеж»
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) К-119 «Воронеж» проекта 949А был построен Севмашем и передан ВМФ России в конце декабря 1989 года. В феврале, когда страна праздновала 45-летие разгрома фашистской Германии, подводный крейсер включили в состав Северного флота. Кораблю передали гвардейский флаг с АПЛ К-22 «Красногвардеец». Так появилась добрая флотская традиция — передавать гвардейские флаги и награды от одного поколения кораблей другому. Экипаж
К-119 оправдал звание гвардейского корабля с первых лет своей морской биографии, но об этом дальше.
В июле 1994 года над крейсером взяла шефство Воронежская область. В 1996-м «Воронеж» был освящён настоятелями Покровского и Никольского храмов протоиреями Василием Зализняком и Петром Петровым с благословения митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. Экипажу были переданы иконы святителя Митрофана — первоепископа Воронежской епархии, который крестил первый петровский военный корабль в Воронеже, и святителя Николая — покровителя всех моряков и путешественников. Икона святителя Митрофана, первоепископа Воронежской епархии, прописалась в кают-компании «Воронежа».
А теперь о том, как гвардейский подводный ракетоносец служил Отечеству.
В 1992 году К-119 первым из ракетных подводных атомоходов ВМФ СССР совершил глубоководные погружения на глубину 600 метров.
В 1996-м и дважды в 1997 году экипаж успешно выполнял боевые службы в Северной Атлантике. В 1995, 1997 и 1999 годах «Воронеж» завоёвывал приз главкома ВМФ РФ «За лучшую стрельбу крылатыми ракетами среди крейсеров ВМФ».
Есть в его послужном списке и другие достижения. В первом десятилетии нашего века «Воронеж» получил второе дыхание на «Звёздочке», уйдя после завершения ремонта к месту постоянного базирования в ноябре 2011 года.
Сегодня «Воронеж» продолжает нести боевые дежурства в глубинах Мирового океана. Экипаж крейсера внёс новую традицию в жизнь «Звёздочки»: в заводском музее начали посвящать в гвардию молодое поколение североморцев. Первенцами стали подводники-воронежцы. Так будет продолжаться и дальше, если на ягринскую верфь станут приходить для обновления другие корабли под гвардейским флагом.
Анатолий ПОПОВ

Берегись автомобиля

ПРОБЛЕМА
По дорогам и улицам днём и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства. Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом количество транспортных средств заметно увеличивается.
Обстановка на улицах и дорогах становится всё сложнее, особенно велико движение в часы пик: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учёбы. В эти часы пешеходы и водители должны быть особенно внимательными и осторожными.
Одно из основных условий безопасности движения — знание и чёткое выполнение правил дорожного движения — закона улиц и дорог. Но всегда ли и всеми ли они соблюдаются?
Нередко на улицах нашего города можно видеть такую картину: ещё на светофоре красный свет, а проезжую часть уже торопятся перейти нетерпеливые пешеходы. Причём этим грешат не только молодые, но и пожилые мужчины и женщины. Спрашивается, зачем нужна эта бессмысленная бравада? Неужели никто из них не дорожит своей жизнью? Или, как всегда, они надеятся на русский авось? Пожалуй, лучше не рисковать, переждать поток машин, а затем не спеша перейти дорогу на зелёный свет. Ведь несколько секунд абсолютно ничего не решат.
А поспешные, необдуманные действия со стороны пешеходов могут привести к серьёзным, неотвратимым последствиям.
Это касается и тех, кто за рулём. Сама не раз была свидетелем того, как одни водители легковых машин, обладая элементарной культурой поведения, при виде уже ступившего на зебру пешехода сбавляют скорость, останавливаются и тем самым обеспечивают ему безопасный переход через проезжую часть, а другие, наоборот, что есть мочи давят на газ и как сумасшедшие летят во весь опор. Разве это нормальное явление? Как правило, подобным образом лихачить любят молодые люди, изображая из себя крутых. Почему они не входят, например, в положение такой категории граждан, как инвалиды? Согласитесь, ведь из-за проблем, связанных с заболеванием опорно-двигательного аппарата, им бывает очень трудно переходить через опасный участок улицы, дороги, тем более в зимнее время года. Для этого со стороны водителей требуется терпение и понимание, а у большинства молодёжи, к сожалению, этих качеств порой не хватает.
Так и хочется спросить: вы считаете, что всегда будете молодыми? Время летит быстро, с космической скоростью, так что не успеют оглянуться, как сами станут старыми, беспомощными. Вот тогда-то, может, и призадумаются… Кстати, водителям ни на минуту нельзя расслабляться, всегда надо быть начеку, ведь на проезжую часть в любой момент могут выбежать дети.
А сколько под колёсами нерадивых водителей гибнет кошек, собак, голубей! Чем же они, бедняги, провинились перед нами? Такие же божьи твари и тоже хотят жить… Мы же люди, а не звери, так почему бы не быть по отношению к братьям нашим меньшим милосерднее, добрее.
Думается, и водители, и пешеходы должны обязательно прислушаться к голосу разума, неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, быть предельно внимательными, взаимно вежливыми по отношению друг к другу и, конечно, ни в коем случае не забывать о том, к чему может привести совершенно никому не нужная спешка. «Какой спех? Ведь не горит!» — гласит народная мудрость, и с этим мнением, пожалуй, трудно не согласиться.
Людмила ЮРЧЕНКО

Comments are closed.

« »