Он писал историю нашего города

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2021/01/974_d832___4.jpg

Прощальное слово о мастере

Сообщение — как удар! Нет Валентина Капустина?! Товарища, с которым 36 лет объединяли радость удачи и горечь от её отсутствия! Хотя что говорить: напишешь удачно — снимок фотокора усилит впечатление, напишешь банально — снимок скрасит. 

Тесно от мыслей, чувств и воспоминаний… Вот мы с Валентином Капустиным спасаем дом от пожара (зоркий глаз фотокора заметил огонь и дым по дороге на редакционное задание). Вот пробираемся в осаждённый Белый дом в сентябре 1993-го при противостоянии Верховного Совета России и команды Ельцина. Вот нас лишают ак-кредитации и при всём журналистском народе выставляют из автобуса перед проходной Севмаша…
Накануне визита Чубайса на странице «Северного рабочего» появилось письмо читателя с вопросом высокопоставленному гостю: почему замерзает Северодвинск, как и вся Архангельская область? На электростанциях нет угля, а значит, нет и надежды, что потеплеют батареи. Чубайс к тому времени успешно провёл чековую приватизацию и вовсю реформировал энергетику России.
Терпящие бедствие предприятия оборонки искали поддержку у федеральных властей.
А тут такой пассаж! Вдруг Анатолий Борисович прочитает «Северный рабочий». Или журналисты о мнении читателя скажут… Впрочем, говорят, что рабочие со стапелей донесли до реформатора своё мнение.
А может, надо начинать с первого взгляда на парня в солдатской форме, который мерил шагами редакционный коридор на ул. Советской, 11?
Редактор Василий Петрович Соснин в журнале «Газета выходит всегда» писал: «…помню, как бравый солдат с фотоаппаратом через плечо впервые перешагнул порог редакции. Распахнул свои «архивы» – несколько военных газет со снимками. И этого было достаточно, чтобы понять: парень стоящий». Соснину в чутье на кадры не откажешь…
А может, начать с триумфального переезда на ул. Южную, 20? Горсовет отвёл «Северному рабочему» просторное помещение на 1-м этаже жилого дома. Вячеслав Белоусов сделал проект помещения, где разместились кабинеты, самый просторный — для редактора, фотолаборатория, холл, на его стенах мы размещали фотовыставки, зал, который видел много знаменитых персон. Так вот карнизы на окнах развесил и купленную мебель собрал после работы Валентин Капустин своими руками. Он всё умел.
И делал хорошо.
Журналисты любили с ним работать. Спокойный, молчаливый, он неслышным шагом ходил вокруг, пристально вглядываясь в героя, и делал своё дело, оставаясь практически незаметным. Зато потом, выложив на стол автора снимки, давал ему свободу выбора.
Вёл Валентин и сольную партию «Фото дня». Крупный снимок на первой полосе задавал тон всему номеру. И газете в целом. За серию портретов Валентин отмечен премией Аркадия Гайдара, престижная журналистская награда в советское время. А газета очень выигрывала в оформлении из-за хороших снимков. «Северный рабочий» десятилетие лидировал в конкурсе на лучшее оформление среди городских газет России.
В фототеке Капустина семь министров обороны, включая маршалов СССР Андрея Гречко, Дмитрия Устинова, который лично и с удовольствием прикрепил к Знамени Северо-двинска орден Ленина, и даже министра обороны США Уильяма Перри. Шеф Пентагона, посмотрев с самого верха док-камеры, как газосварщики разделывают очередную АПЛ, сказал с чувством: «Ради этого стоило жить».
Время писало крутые сюжеты. И объектив фотоаппарата регистрировал их героев.
Гайдар, умевший подкупающе доверительно общаться с журналистами, первый президент России Борис Ельцин, Владимир Путин ещё в должности премьер-министра президента Ельцина. Но Валентин не протокольный фотокор. Все приметы времени — голодовки медиков и учителей, протестные колонны профсоюзов оборонки…
Я не могу забыть фото мальчишки, которого цепкий глаз фотомастера и его чуткое сердце не могли пропустить. Мальчишка стоял, прижавшись щекой к шершавому стволу дерева, обняв его руками. И глаза! Глаза, полные боли. Он сказал: «От меня ушёл отец». И сколько горожан осталось в истории весёлых и грустных, знаменитых, талантливых и просто хороших… А сколько событий!
Валентин жил набело. Ладно сложилась семья Валентина и Валентины Капустиных. В родителей — самостоятельные дочери Ирина, Евгения. Трое внуков.
Валентин по латыни — сильный, здоровый. Казалось, так оно и было. Тем горше утрата… И дольше память
На эту газетную полосу мы хотели вынести портреты Валентина Капустина. И с трудом нашли. Спасибо коллеге Борису Сердюку.
Раиса ЕВГЛЕВСКАЯ

Мне нравилось с ним «ходить в разведку»

палыч лента 3 кадра__3Последнее время мы виделись редко, но это не мешало ощущать неуловимую связь между людьми, знающими друг друга не одно десятилетие. Мы знали, что мы есть, иногда ходим по одним и тем же улицам, дышим одним воздухом, переживаем одни и те же события…

Отлично помню, как фотокор Валентин Капустин показал мне, недавно принятой на работу, снимок: три пацана лет семи-восьми сидят на коротенькой скамейке, словно птички на жёрдочке. Сидят очень тесно, но чувствуется, что им хорошо. Они уже понимают, что такое дружба. Я сразу вызвалась написать текст. Именно так в газете появилась рубрика «Взгляд», ставшая постоянной.
Валентин Павлович был непревзойдённым мастером снимка. Какие характерные фото дня он выдавал на первой странице по пятницам — о лучших тружениках города. Но мне кажется, что он дорожил и моментами, схваченными его объективом путём наблюдения жизни. Да и сам Валя был весь «жизненный», естественный, без позы. Соль земли!
Скажет — сделает. Изо дня в день, из года в год наматывал он на колёсах машины десятки, сотни километров дорог ради хорошей иллюстрации в газете. А какой был скромный человек — без притязаний выйти на передний план. Никогда ни с кем не ссорился.
Выяснение отношений – это не про него. Если уж очень кто-то допечёт — бросит на него долгий взгляд, вот и весь разговор! Ему как нельзя лучше подходила пушкинская строка: «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца».
Мне нравилось с ним «ходить в разведку» (как я в шутку для себя называла редакционное задание). Фотокор с ходу находил нужное нам предприятие, где работали герои наших будущих публикаций. Быстро и умело водил нас по запутанным порой лабиринтам производств. Отлично знал людей — рядовых и начальников. Его тоже знали всюду. Уважали, ждали.
Вот он здоровается за руку с тем, с кем тебе вести интервью. На душе становится легко, спокойно. Это значит, всё пройдёт хорошо.
Анна ДАНИЛОВА

Это был самый популярный сотрудник «Северного рабочего»

«Вот и журналисты на работе появляются», — с этими словами Валентин заглядывает ко мне. Он всегда приходил в редакцию первым. «Давай съездим на репортаж, новости есть…»

Капустин на трубе__1Фотокор был для нас источником неформальной информации, ведь его знали очень многие. Случись что на стройке (плохое или хорошее) или на Севдормаше, в пассажирском автопредприятии, он частенько узнавал об этом первым.
Читатели знали его заочно. «Вызовем Капустина» — и звонили ему. Казалось, что его знал весь город. Фамилия под снимками в газете, выходящей 60-тысячным тиражом (было такое время), незамеченной не оставалась. И не только поэтому. К человеку с репортёрской сумкой через плечо подходили запросто. И при такой своей популярности, работая в журналистском коллективе, начисто был лишён амбиций. Прост был по-деревенски. Даже северный протяжный говорок сохранил.
Когда наступала пора отпусков, все знали, что Капустин или в родную деревню, или на дачу.
Я его как-то спросила, неужели не хочется в дальние края махнуть, что-то посмотреть такое, чтобы ахнуть. Это в моём представлении. «А зачем, ведь у меня есть Тоймушка». Оказывается, так ласкательно звучит название родной деревни. И с такой нежностью рассказывал о ней, о родных краях. Отец научил мужскому ремеслу на все случаи жизни. Валенки мог скатать (шерсти только принеси, говорил), в армии танк водил, а редакционная машина не знала поломок в его надёжных руках.
Перебираю редакционные снимки, сделанные Валентином. Сердце щемит от воспоминаний. Мы все молодые, весёлые, с нами как отец родной недавно ушедший Василий Петрович Соснин. И нам так хорошо работалось вместе. Я и свои фотки нашла. Вот на репортаже стою у трибуны на праздничной демонстрации на площади Победы. Трудовые коллективы идут в колоннах, а я должна записать, кто за кем и с какими лозунгами. На фото схватил коллега тоскливо-замёрзший вид.
Я пришла после университета в отдел строительства газеты. Привычный репортёрский маршрут — выезд с Капустиным на стройплощадку. Было это в 80-е годы, последний рывок перед ликвидацией всей стройки. Приезжаем,
к примеру, к отделочникам. А он их всех знал. Какая не женская работа у этих девчонок! Холодно, комбинезоны-робы в растворе и краске, но на снимках получалось передать позитив, задор в глазах и достоинство человека труда. Сегодня есть ли у нас на страницах газет рабочий человек и каков его портрет? Впрочем, эту тему не хочется продолжать.
Увы, снова о прош-лом. Завершили монтаж 200-метровой трубы ТЭЦ-1, едем на репортаж. Валентин делает снимок — руководство города на самой верхотуре. Преодолевая чувство ужаса, заглядываю в щёлку: мы на небе.
Небесные впечатления имели продолжение. Для Капустина. «Тебе-то что, укатила в отпуск.
А меня на Республикан-скую повезли». Органы заинтересовались снимками с высоты: не попались ли в поле зрения режимные объекты?
Ограничились внушением. Впрочем, у Валентина была удивительная способность договариваться с людьми, не конфликтовал ни с кем.
У нас с ним есть одна награда, которую по прошествии лет и исторических изменений в нашей стране можно считать раритетом. Газета была отмечена за успехи в освещении социалистического соревнования, а Капустин и я получили бронзовые медали ВДНХ.
Листаю газеты прошлых лет. Вижу свою фамилию под текстом.
И далее: «Фото Валентина Капустина». Так бы ещё работать и работать вместе.
Ольга ОВЧИННИКОВА

Из золотого фонда редакции

палыч лента 2 кадра__2Ах, Валя, мой добрый друг, товарищ и учитель! Как нежданно и несправедливо рано ушёл он, да ещё и в череде кончин високосья, постигших «Северный рабочий». А ведь мы с ним оставались последними из мужской части «золотого состава» редакции, который принёс городской газете Северо-двинска рекордные тиражи.

Всего-то между нами по рождению четыре года разницы, и в редакцию я пришёл следом — двумя годами позже, но это не помешало ему стать добрым наставником, наравне с большинством сотрудников, радушно принявших меня — юного, не знающего даже азов журналистского ремесла.
Канонам репортажа меня учили не только сотрудники промышленного отдела, где я начинал, но и он, Валя Капустин — фотокорреспондент. Его уроки касались чистой практики — на ежедневных наших выездах. И сегодня они хорошо помнятся. Что же до теории, её он мне «преподавал» на примере лучших снимков из отечественных и зарубежных фотожурналов, которые в те годы по страшному дефициту выписывались на редакцию доброхотами Союзпечати.
Работать с ним было на удивление легко. Всегда уравновешенный, уверенный в себе, в будни он работал в неброской манере репортёра, которая никого не раздражала.
А его уверенность часто неведомым образом передавалась и нам, пишущим сотрудникам, и мы знали: с Валей без полноценного материала в редакцию не вернёмся.
В дни торжеств, праздников, высоких официальных меро-приятий он не работал локтями в напирающей толпе репортёров, но всегда успевал умело снять всё, что полагалось. Ещё помнится, многих коллег поражало его умение быстро находить нужный ракурс. Как ему удавалось — не ведаю. Но он выкладывал на стол ответственного секретаря сразу несколько фотовариантов, хотя времени для раздумий работа репортёра ему не оставляла!
За годы мы с ним многократно исколесили Северо-двинск и его окрестности вдоль и поперёк. И убеждались: нашего Валю знают везде. Чем это не свидетельство планиды человека, который ежедневно искал и находил своих героев среди обычных, как говорится, простых людей?
А ведь не всякий «газетный герой» давал согласие на съёмку. Но он умел по-особенному, спокойно и неизменно с добрейшей улыбкой разговаривать
с людьми, чтобы ему в конце концов уступили.
Валя был истым профессионалом. Хотя бы потому, что умел снимать буквально всё: лирические пейзажи, широкие панорамы, городские детали и бытовые сценки! Если по мне, ему особенно удавались портреты. Не зря же премией имени А. Гайдара его удостоили за многообразную и многолетнюю серию снимков под рубрикой «Фото дня». А в ней, как правило, современники, с удивительной точностью и симпатией поданные на первую полосу. Они и сегодня остаются свидетельством своеобычной красоты человека труда в уже разительно изменившейся
постсоветской России! Поэтому не устаю повторять своему сыну, дипломнику кинофотофакультета: учись, портреты нужно снимать так, как умел их снимать Валя Капустин!
Казалось бы, не обременённая поисками себя судьба: родился в верхнетоемском крае (милый подвинский акцент у Вали сохранился на всю жизнь), там же окончил школу, первые снимки сделал ещё юношей, срочную служил в ГДР (командир танка), с фотоаппаратом не расставался и в армии, после дембеля — «Северный рабочий», куда он пришёл однажды и остался на всю жизнь. Но какой глубокий след и в истории нашего города, и в сердцах тех, с кем он работал! И как же горько сознавать, что Вали нет! Не веришь тому, что случилось. Потому и память раз за разом возвращает его живым. И не отступает мысль: время 70-х было одним из лучших в жизни. Наверное, потому, что рядом часто оказывались такие люди, как он.
Для городских краеведов. Юрий Лавров, Юрий Полыгалов, а теперь вот Валентин Капустин — они главные и, к несчастью, уже безвозвратно ушедшие создатели фотолетописи Северодвинска.
Разные причины, отчего первые двое не оставили городу своего творческого наследия. Потому ещё при жизни, встречаясь, всякий раз напоминал Вале о ценности его архива. А он либо молча отвечал своей доброй скромной улыбкой, либо с нею же уверял: мол, есть у меня архив, работаю с ним потихоньку, но пока ещё не приспело время… А время с Валей обошлось предельно жестоко — взяло и оборвалось!
Олег ХИМАНЫЧ,
морской историк, почётный гражданин Северодвинска

 

 

 

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей