Давайте будем терпимее друг к другу!

Объективный взгляд на ситуацию в Ягринском доме-интернате

Меньше недели назад во всех группах Северодвинска в социальной сети «ВКонтакте» огромный резонанс вызвало сообщение Галины Голышевой об условиях проживания в Ягринском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Мы не могли оставить в стороне этот вопрос и постарались разобраться, что из описанного в сообщении правда, а что преувеличено. Основные вопросы коснулись персонала, расходования бюджетных средств и проверок, самостоятельного посещения врачей и самостоятельного обеспечения проживающих в учреждении людей медикаментами и гигиеническими средствами. В тексте Галины Голышевой часто упоминается, что «у директора всё схвачено», но даже телевизоры в интернате уже долгое время не работают. Разберёмся со всеми пунктами по отдельности.
gl____2О проживании
В наших предыдущих материалах, посвящённых работе дома-интерната, уже говорилось о том, что каждый проживающий в учреждении отдаёт 75% пенсии в качестве платы за содержание. В соответствии с законодательством дом-интернат оказывает услуги согласно разработанным стандартам и тарифам. Проживающим в интернате гражданам оказывается комплекс меро-приятий: это организация питания, предоставление жилплощади, оказание социально-бытовых услуг по уборке помещения, стирка вещей, предоставление транспорта не более четырёх раз в год и многое другое. Каждая услуга имеет свою стоимость, причём чаще всего — суммарную, которая существенно выше, чем 75% среднедушевого дохода, оплачиваемого проживающими. Остальная сумма субсидируется за счёт государственного бюджета. Всё, что входит в тарифы, чётко прописано: включается не только сама суть услуги, но и её объём. Всё, что необходимо сверх нормы, идёт за отдельную плату.

Медикаменты
Действительно ли люди тратят свои деньги на медикаменты и гигиенические средства? Как комментирует министерство труда Архангельской области, подгузники предоставляются Фондом социального страхования и плата за них не взимается. Но бывает, что состояние человека резко ухудшается, а документы не оформлены. В таких случаях приходится покупать необходимые вещи самостоятельно. Наталья Викторовна, директор дома-интерната для престарелых и инвалидов, добавила, что действительно памперсы предоставляются фондом бесплатно, но назначаются они в определённом объёме. Если человеку становится хуже или они ещё не назначены, то на время оформления документов подгузники покупаются на личные средства. Но помогают волонтёры и население, которые иногда приносят средства гигиены, также помогают шефы. Если есть возможность, то от подобной помощи дом-интернат не отказывается.
Жители дома-интерната также жаловались на лекарства, которые приходится покупать самостоятельно практически за 1000 рублей. Мнение министерства труда региона и директора дома едино: препараты не предоставляются без назначения врача, а в данном учреждении для выписки рецептов работает фельдшер.
Как сказала Наталья Викторовна, лекарства проживающие покупают самостоятельно в том случае, если они не входят в обеспечение по социальному страхованию. Что касается вопроса, «почему на таблетки не берут из заплаченных денег», то в доме престарелых даже тарифа такого нет — есть только помощь в приёме медицинских препаратов. Если человек получает соцпакет, в который входят лекарства, то они предоставляются бесплатно. Если медикаменты не прописаны или пациент отказался от социального пакета, выписывается рецепт. И проживающий покупает всё необходимое за свой счёт.
Для неотложной помощи в интернате имеется специальная аптечка, укомплектованная препаратами: от давления, сердца, анальгетиками, средствами для больных сахарным диабетом. Всё самое жизненно необходимое, конечно же, выдаётся бесплатно.
Кроме этого, в 2015 году была реформа, поменявшая жизнь дома-интерната на «до» и «после». К примеру, тем, кто жил в учреждении до изменения в законодательстве, закупают вещи, а пришедшим сюда после приходится покупать всё самим. Однако основное и еже-дневное (носки, трусы, майки, футболки) всё равно закупается на всех проживающих за счёт интерната.
Сотрудники учреждения в разговоре подчеркивали, что их главная задача — помощь в быту и поддержание возможностей престарелых и инвалидов. То есть нет такого: «Я здесь живу, делайте всё за меня». Люди всё равно должны жить и пытаться обслуживать себя сами, ведь пока человек что-то делает, он живёт. И остаточные функции тоже должны использоваться. Если проживающий в интернате может сходить сам до поликлиники или магазина — это не запрещено, даже, наоборот, замечательно. Те, кто не может сделать это самостоятельно и кому необходима помощь, однозначно передвигаются с сопровождением. Даже колясочники могут сами ходить в такие места, ведь установлены пандусы. Возможности есть, вопрос в желании и отношении.

6__гПереселение на второй
В данный момент на 1-м этаже находятся те проживающие, которые полностью утратили способность к самообслуживанию. Это и лежачие больные, и с определёнными видами психических заболеваний. Как было написано в одном из прошлых выпусков нашей газеты, в палатах, где находятся люди, например, с болезнью Альцгеймера, закрывают двери. Иначе их жители могут просто уйти и потеряться.
Почему же инвалидов-колясочников переселили на 2-й этаж? По словам директора организации, сейчас такая политика: те, кто может за собой ухаживать, находятся дома, в привычной обстановке. К ним ходят социальные работники и во всём помогают. В учреждение поступают люди либо уже в тяжёлом состоянии, либо с тяжёлой формой деменции, когда родственники не в силах справиться самостоятельно.
Перед тем как перевести колясочников на второй этаж, был установлен лифт, по которому коляски с людьми спускают по звонку. Но жители дома престарелых недовольны сложившейся ситуацией: если надо спуститься утром в поликлинику, то в 6 утра лифтёра вызывают из дома. Да и передвижение, по их мнению, такие меры лишь усложняют.

Прогулки
Кроме того, недовольство вызвали временно установленные правила — это определённое время для прогулок. Сейчас зима, поэтому выходить подышать воздухом можно в первой половине дня, когда светло.
В магазины разрешается ходить в установленное время: утром в понедельник и четверг, когда в магазинах минимальный поток. «Мне надо сходить в магазин, который открывается в 11 утра, а приходится выходить в 10. И ведут нас всех гуськом, ну стыдно же», — жалуется один из постояльцев.
Но, как уточнила директор, нет никаких проблем: если имеется острая необходимость, можно сходить и в другой день, нужно просто заранее договориться. Хотя людям возраста 65+ рекомендовано находиться дома, подопечные интерната ходят по магазинам и гуляют.
Проблема ещё в том, продолжает Наталья Викторовна, что территория учреждения — проходная. К примеру, восстановили в 2014 году ограждение, а спустя пару лет его украли. Дыры в заборах выламывают, чтоб было удобно проходить. Вешали таблички «С собаками не гулять» — их снимают и продолжают выгул животных. Как сказали проживающие в интернате: «Нам выходить запрещено, а под окнами собак выгуливают».

Персонал
В тексте сообщения Галины написано, что санитарки уходят одна за одной, сотрудников не хватает. Банщица просила помощника, так как в одиночку мыть столько лежачих людей очень сложно, но ей отказали.
В результате учреждение осталось без банщицы. На сего-дняшний день в доме-интернате из 14 штатных единиц по должности санитарки 4 — вакантны, осуществляется поиск сотрудников. Банщица действительно уволилась 11 ноября, но уже 27 ноября вышел новый работник. На время отсутствия данного сотрудника пациентам, которые не могли мыться самостоятельно, предоставлялись заменяющие санитарно-гигиенические процедуры.
С одной стороны: да, это тяжело — помыть столько людей. Но если раньше таких пациентов мыли раз в неделю, то тут больше двух недель людям не предоставлялись полноценные гигиенические процедуры. Технологии ухода сейчас осуществляются как во время отсутствия банщицы: она же тоже ходила в отпуска и временами болела. Так, протирания и мытьё всё равно происходят, только в другом виде. Но первый вопрос, который задали жители: «Скажите, как часто вы моетесь? Мы — редко. Вы считаете это нормальным?».
К сожалению, новая сотрудница, пришедшая на должность банщицы, сперва проходила медкомиссию, вышла на работу в пятницу, а в понедельник пропала и не отвечала на звонки. Пока не будет выяснено, что случилось, нового работника взять нельзя. Необходимо соблюдать трудовое законодательство, ведь человека нельзя просто так уволить или, наоборот, взять на работу. И вновь тупиковая ситуация, когда дом престарелых остаётся без банщицы. На это время лежачим больным помогают санитарки.
Найти работников сложно: большую конкуренцию составляют заводы, где другой уровень заработной платы, дополнительные социальные гарантии, престиж. Проблема с кадрами в доме-интернате существует уже очень давно, и она достаточно серьёзная, ведь брать на работу кого попало тоже нельзя. У граждан, которых принимают на должность санитарки, должно быть хотя бы 11 классов, потому что их обучают за счёт учреждения, а далее планируется давать им полноценное образование младших медицинских сестёр. Если приходят закончившие только 8 классов, то есть другие специальности, но санитарскую работу предложить им нельзя. Дело в уровне ответственности за людей, не только в получателях услуг, но и в остальном персонале, на который ложится дополнительная работа.
По поводу помощника для банщицы ситуацию Наталья Викторовна прокомментировала так: «Если штат полный, работают все 14 человек, они друг другу помогают. Какое-то время была проблема с людьми
и снять единицу в качестве помощника было невозможно. Работа распределялась так, чтобы оказать услуги всем, а не так, что за одними ухаживают, а другие лежат забытые».

Грубость
Хамство персонала, о котором упоминает Галина, было либо не подтверждено, либо не зафиксировано. В любом случае, это человеческий фактор, с которым, к сожалению, мы все часто сталкиваемся. По словам министерства труда региона, жалоб на сотрудников не поступало. Как сказала Наталья Викторовна, директор дома-интерната, в заведении соблюдается кодекс этики служебного поведения. Если поступают обоснованные жалобы, администрация имеет право даже снизить премиальную выплату. Обращения на ты считаются недопустимыми. Однако никто из проживающих по этому поводу не жаловался. Два раза в неделю выделено время, чтоб вы-слушать претензии жильцов: что не так, на что обратить внимание… Но, по словам директора, практически никто не ходит.

Транспорт
Когда я была в доме-интернате в прошлый раз, мне рассказали, что водителя пока что действительно нет. Но, как рассказывали проживающие, это связано с карантином и временным отсутствием потребности. Министерство труда подтвердило, что одно транспортное средство действительно не используется, другое же — для нужд учреждения, и оно продолжает использоваться для нужд проживающих.
Оказалось, что транспорт действительно не работает, но не 4 года — водитель уволился в сентябре 2019-го. Для оказания услуг по перевозке людей сейчас заключён договор со сторонней организацией. Проблема заключается в том, что автобус дома престарелых не приспособлен для лежачих больных, которых сейчас стало много. Да и водитель один есть, но у него права категории B, и он ездит на транспорте, используемом для нужд учреждения. Однако дом-интернат подал заявку, и если профинансируют, то у них появится личный транспорт категории вождения класса В для инвалидов-колясочников и лежачих, универсальное средство.
Как рассказали мне проживающие в интернате, фельдшер тоже собирается уходить. Однако в разговоре с сотрудником выяснилось, что он никуда не собирается и проблемы у него совершенно иные. А именно: «непослушание» жителей интерната, не выполняющих рекомендации, и люди, которые не хотят ходить со слуховым аппаратом. «Я к концу дня без голоса остаюсь, а аппарат у них в комнате лежит, потому что им неудобно с ним ходить», — рассказывает фельдшер.

О пандемии и развлечениях
Как считает Наталья Викторовна, пост в соцсетях написан исключительно на эмоциях. Проживающие и даже персонал жили в учреждении в строгих ограничительных условиях с 29 апреля по 20 августа. Сотрудники находились в учреждении по сменам: 20 человек отработали 14 дней, затем запускают других. Перед тем как заступить на работу, персонал тестировали на ковид, чтобы в учреждение не был занесён вирус. Если не хватало людей, то их привлекали со стороны.
Эти пять месяцев, несомненно, сказались на психологическом состоянии проживающих. Тем более что недавно уволился психолог. Он живёт в Архангельске и нашёл новое место работы поближе к дому. Для того чтобы проживающим было легче и не так чувствовалась изоляция, в доме-интернате сделали всё возможное. Так, чтобы организовать прогулки по территории, установили дополнительный деревянный пандус.
Строгие карантинные меры, частично продолжающиеся до сих пор, введены из-за высокой группы риска, ведь, кроме пожилого возраста, проживающие имеют хронические заболевания. К тому же в заведении лежит очень много ослабленных людей в тяжёлом состоянии. Как говорит директор, тот факт, что среди жителей интерната удалось не допустить случаев болезни, — большая заслуга всего персонала. Особенно учитывая, что вся администрация дома-интерната сидела на карантине и были случаи ковида среди руководства. Но были установлены «шлюзы», и никто без отрицательного теста не имел права заходить к проживающим. Даже сейчас поговорить с кем-то из них не так просто.
Напряжение из-за пандемии и ограничений имело накопительный эффект. Не проводятся ежемесячные концерты, как раньше. Нет каких-то совместных вечеров за просмотрами фильмов на проекторе. Жители дома, конечно, сидят в фойе, смотрят телевизор, но, по словам проживающих, остался только один канал — «Звезда», ведь пульт от этого бытового прибора так и не нашёлся. Кроме того, бурную реакцию вы-звало внезапное отключение телевизоров. Как оказалось, дом-интернат никогда не платил за телевидение, всё было в качестве благотворительности. У «Ионит-Телекома» поменялся собственник. И сперва сказали, что телевидение не показывает, потому что идёт профилактика. Только потом выяснилось, что дом-интернат просто отключили. Проживающие в учреждении сказали, что они позвонили в «Ионит» и им ответили, что подключить телевидение можно за день. Конечно, можно, но только если заказчик — физическое лицо и провести нужно домашнее телевидение. Однако учреждение решает проблемы как юридическое лицо, что намного сложнее. Поиск поставщика телевидения, хоть и с трудом, с помощью попечительского совета «Звёздочки», наконец увенчался успехом. Нашлись люди, которые взяли на себя обязанность закупить необходимое оборудование на благотворительной основе. Платить за телевидение дом престарелых по-прежнему не будет, но появятся 20 бесплатных каналов, как в общих местах, так и в комнатах проживающих. Как скоро жители дома-интерната начнут смотреть новости, пока не ясно, но директор надеется, что до Нового года всё будет подключено. Всё же когда люди готовы безвозмездно помочь, торопить их нельзя.

 

Питание
«Сколько работаю, сменилось пять шеф-поваров. Жалобы были всегда. Не потому, что плохо готовят. У нас пять видов диет. Представьте, если нельзя молочное, да ещё и человек — диабетик. Каша должна быть на воде и без сахара, практически просто сваренная крупа. Тут проживают люди-инвалиды, но у них масса сопутствующих заболеваний», — говорит Наталья Викторовна.
За день проживающие питаются пять раз: у них есть завтрак, обед, ужин и два перекуса между приёмами пищи. Общая калорийность продуктов за день составляет более 2500 калорий, если нет особенностей питания. Как рассказали в доме-интернате, каждый год меню несколько раз обновляется. В нём есть и крупы, и мясо, и овощи- фрукты, но опять-таки всё строго по нормативам. Рацион пытаются сделать максимально разнообразным и добавляют новые блюда, будь то паста или тыквенный суп. К слову, суп не прижился, а лишь оставил гневный отзыв в книге жалоб, и пришлось вернуться к привычному борщу, щам и рассольнику. Каждый квартал соста концерт___1 вляется аналитический отчёт по используемым продуктам. Исходя из него, видно, что из еды употребляют хуже, а что — лучше.
Первое сезонное меню на 2021 год уже разработано. Проживающие, с которыми я встретилась, недовольны, что меню планируется на долгий срок. Но делается это потому, что дом-интернат не может просто сходить в магазин и купить несколько куриных филе на суп. Закупка продуктов осуществляется по аукциону. Все связанные с данной деятельностью процедуры очень сложные и проводятся с целью предотвращения коррупции.
Проблема с рационом в основном заключается в том, что проживающие в интернате нуждаются в особых «диетических столах»: у кого-то проблемы с ЖКТ, диабет или же практически полное отсутствие зубов. Некоторым нельзя лактозу, противопоказаны рыба или яйца, а все эти факторы существенно уменьшают разнообразие в выборе еды. Однако для каждого проживающего есть свои подходящие блюда, которые учитывают все требования. Вот и получается, что кто-то ест кашу на воде, но это потому, что иначе будет ухудшение здоровья. Учитывая тот фактор, что заведение носит медицинский характер и все рекомендации врача должны неукоснительно соблюдаться. Но происходит, по словам сотрудников, следующее: некоторые проживающие, которым нельзя, например, сладкое, всё равно и его едят, покупают конфеты, да ещё и соседей угощают. А врачи пытаются понять, почему вдруг у человека сахар подскочил, почему случилось расстройство живота, ведь всё было хорошо?.. Фельдшер поделился, что работа с проживающими о правильном и подходящем именно им питании проводится постоянно. Но некоторые просто не реагируют и продолжают есть то, что нельзя. Он даже расследование провёл: когда было непонятно, почему подскочил сахар у одного из таких пациентов, он нашёл список продуктов, которые тот просил купить. И в нём, конечно, обнаружились запретные продукты.
Как сказал заведующий производством Сергей Владимирович, он бы мог и мясо жарить, да нельзя. Но блюда, предназначенные для общего стола, едят не только жители дома престарелых, но, за отдельную плату, и сами работники. То есть можно сказать, что все едят одно и то же.
Также Сергей Владимирович прокомментировал фразу «выносят еду сумками». Если такое и было, то много лет назад. Сейчас с подобными явлениями активно и успешно борются и очень давно не сталкивались. Иногда из строя выходит техника либо её надо отправлять на проверку, в такие моменты и могут выносить сумки из кухни, да и то после ремонта оборудование возвращается на законное место. Кроме того, он лично каждое утро проверяет все закладки продуктов, может достать и что-то взвесить. То есть на кухне всё тщательно контролируется и подсчитывается. Выносить еду, тем более сумками, невозможно. Раз в месяц Сергей Владимирович приглашает с проверкой Роспотребнадзор. Но подобные инстанции могут нагрянуть внезапно и проверить что-то выборочно, к примеру молочную продукцию.
В 2018 году в доме-интернате прошли 11 внеплановых проверок. В этом году из-за пандемии их было меньше. Но от одной только прокуратуры их было уже четыре. Жалобы поступают каждый год, но, как говорит Наталья Викторовна, глобальных нарушений никогда не было, а мелочи есть везде — это человеческий фактор и текучка кадров. «Работа в подобном заведении —сложная, требующая много душевных и физических сил, — говорит Наталья. — Нам приносят иногда грязные и рваные вещи, подкидывают старые телевизоры и книги на крыльцо. Если хотите помочь, то спросите, что нужно. Мы не будем одевать наших бабушек и дедушек в вещи, место которым на помойке. Конечно, мы принимаем то, что люди нам отдают, но при этом всё тщательно сортируем».
Мы постарались показать вам, уважаемые читатели, максимально объективно и всесторонне, как живётся людям в этом доме-интернате. И, несмотря на эмоциональные комментарии в соцсетях, каждый должен сделать выводы для себя сам.
Ирина ВАСИЛЬЧЕНКО

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей