MENU

409_d1104___89

29.11.2020 • Актуальное

«Своим коллективом горжусь!»

Главный врач Северодвинской станции скорой помощи — о профессии, долге и секрете женской красоты

Северодвинская станция скорой помощи — двухэтажное типовое здание на улице Лесной, построенное в 1969 году.  И на территории, и в здании чистота и порядок.  В холле меня встречает улыбчивая женщина  с бесконтактным термометром в руках. Поднимаюсь на второй этаж для разговора с Еленой Александровной Павловой. И первые её слова после приветствия: «Скорая» — это моя жизнь!»…

— Елена Александровна, как судьба привела вас в медицину?
— Я родилась в Архангель-ске, в семье железнодорожников. В детстве была часто болеющим ребёнком, лежала в больницах, поэтому профессия выбрана не случайно. После 8-го класса поступила в Архангельское медицинское училище на фельдшерское отделение. После окончания пять лет отработала фельдшером.
В медицинский институт поступила с первого раза. С экзаменом по русскому языку проблем не было, а вот биологию и химию надо было подучить: мы тогда жили на Яграх, я пошла в книжный магазин на улице Нахимова и купила учебники по биологии и химии. А во время учёбы самое трудное было каждый день вставать в четыре часа утра, чтобы добраться до Архангельска.
С 1994 года, после окончания института и года интернатуры, была выездным врачом, старшим врачом, а потом заместителем главного врача второй городской больницы по скорой помощи, она тогда ещё при стационаре была.
Но «Скорая помощь» и стационар — это разные структурные единицы, и с 2006 года начался подготовительный этап к выделению «Скорой» из состава городской больницы № 2. Произошло это благодаря позиции управления здравоохранения города при поддержке Ларисы Ивановны Меньшиковой и Надежды Николаевны Потехиной. Было проделано очень много работы, чтобы получилось то, что мы имеем сейчас. С 1 января 2007 года мы стали отдельным учреждением. В апреле того же года мы присоединили Автохозяйство медицинского и санитарного транспорта и стали единой службой скорой помощи в городе Северодвинске. Жизнь доказала, что это правильное решение.
— С какими трудностями встретились?
— Учреждение, которое досталось мне в руки, было не в самом лучшем виде, начиная от простых бытовых вопросов. Постепенно, по шагу, налаживали работу, спонсоры помогали, а в 2013 году перешли на систему ОМС: сначала переживали, но потом всё встало на места. Бюджет у нас есть: «Скорая» всегда планы перевыполняет и получает деньги от страховых компаний. Позже началась государственная программа замены транспорта.
С полной уверенностью могу сказать, что сегодня станция скорой медицинской помощи в Северодвинске находится на очень высоком уровне не только в области, но и по всей Российской Федерации. Самые основные проблемы — это транспорт и врачебные кадры. Транспорт сейчас обновляем, благодаря государственным и областным программам.
— В чём основная специфика работы станции скорой помощи?
— На сегодня у нас 373,5 штатных единицы, среди них 70 водителей, более 40 врачей и почти 160 единиц среднего звена, а это фельдшеры и медсёстры. Специфика в том, что люди работают сменами, а информации много, и она всё время меняется. Когда я в 1985 го-ду приехала в Северодвинск, была большая кадровая проблема, врачи на вызовы ездили по одному. Сейчас всё поменялось к лучшему.
— Сколько длится смена у бригады?
— Смена длится 12 часов. Если сотрудник работает по своему согласию сверх ставки, то это 24 часа. Есть те, кто работает сутки через двое. Водители — только по 12 часов. Работают у нас врачи и фельдшеры и из Архангельска. Приглашаем на работу всех! Есть смены по 7 часов — если мы говорим о времени с 17 до полуночи, когда поток звонков увеличивается, потому что поликлиники уже закрыты, а людям нужна помощь. По статистике, в это время самое большое количество звонков.
— Бригада скорой помощи обслуживает все вызовы?
— Мы очень часто занимаемся не свойственной нам работой. Скорая помощь — это самый доступный, бесплатный и быстрый вид помощи. И в первую очередь мы должны реагировать на экстренные вызовы: травмы, аварии, катастрофы. А звонки бывают и такие: болит нога, рука, пальчик порезал, температура 37О — и всё мы принимаем и едем. Но это не совсем правильно. Нужно понимать, что «скорая» — жизненно необходимая помощь.
Много вызовов безрезультатных: не открыли дверь, вызвали на улицу и не дождались. В выходные дни много вызовов к так называемым наливайкам — это просто беда.
— А вы можете им отказать?
— Нет. Если травма — везём в стационар, если «утратившие способность к передвижению» (это, по существующей формулировке, лица в состоянии алкогольного опьянения) — везём в приёмный покой первой городской, у них есть комната с низкими кушетками, где эти граждане приходят в себя. Ждём решения вопроса об открытии вытрезвителей.
Если сравнивать нашу службу с аналогичными в больших городах, то у нас не так много случаев проявления агрессии к членам бригады, но они всё-таки есть. К сожалению, не все люди понимают, что работник «Скорой» приехал помощь оказать, а не другие вопросы решать. Если вопрос пациента не требует быстрого решения, то мы помогаем советом, даём номер телефона службы или перенаправляем к нужному специалисту.
493_d1104__67 492_d1104_56 415_d1104_566— Сколько звонков обычно бывает за текущие сутки?
— В обычной жизни примерно тысяча звонков за сутки. Из них чуть более двухсот — реальные вызовы. Всё остальное — это либо связь бригад, либо вопросы жителей: хотят узнать телефон поликлиники, различных учреждений или получить консультацию врача по телефону.
— Как изменилась ситуация с началом эпидемии в Северодвинске?
— Ситуация изменилась с конца марта. Когда началась эпидемия, количество звонков увеличилось до 3 000 в сутки.
Были приняты организационные решения. Добавляли диспетчеров, чтобы отвечать людям. В тот период мы были колл-центром и отработали целую программу: что говорить, что отвечать, как разговаривать и куда можно перенаправить.
Диспетчерская — это мозг «Скорой». Именно со звонка диспетчеру начинается правильно выстроенная работа. Думаю, что наша работа — это целая философия, потому как от выверенных действий и правильно принятых решений зависит жизнь человека. Это огромная ответственность с врождённым чувством сострадания и милосердия.
С первых дней эпидемии стало понятно, что средства индивидуальной защиты тают на глазах. Были предприняты огромные усилия, чтобы их закупить в достаточных объёмах. Проделана большая работа экономической службой. На сегодня затрачено более 10 млн рублей, чтобы иметь запас масок, респираторов, перчаток, комбинезонов, бахил, халатов и дезинфицирующих средств на несколько месяцев.
— Существуют ли стандарты оказания скорой медицинской помощи?
— Да, конечно. Стандарты начали вводить с 2006—2007 годов. До сих пор есть споры об их целесообразности: говорят, что все люди разные, надо лечить больного, а не болезнь, подходить индивидуально, но я скажу: ничего подобного. Сегодня доказано, что благодаря им количество летальных исходов резко уменьшилось. Сотрудник «Скорой помощи» должен выполнять стандарт при том или ином симптоме: 90 процентам пациентов он будет подходить по всем параметрам. Скорая медицинская помощь должна быть оказана грамотно.
Для понимания: стандарт — это некий алгоритм действий при оценке состояния больного. Страховая компания проверяет их соответствие. К примеру, берут тысячу карт с инфарктом миокарда и смотрят, как действовали и какие препараты использовали.
— Что сегодня можно сказать о ковиде?
— Могу сказать, что эта вирусная инфекция плохо подчиняется известным законам течения инфекционных заболеваний. Это первое. Второе: опыт работы с такой инфекцией нарабатывается только сейчас, на практике.
— Елена Александровна, как вы сами оцениваете работу во время эпидемии?
— Мы в Северодвинске, и конкретно станция скорой помощи, — самые первые в регионе, кто столкнулся с волной этой инфекции. Когда бригады поехали на первые вызовы, то ситуации были разные, и люди вели себя по-разному. На первые вызовы не все соглашались ехать, доводы приводили различные: мол, дома дети… либо другие причины. Но это единичные случаи. Большая часть сотрудников проявила огромный профессионализм и самоотдачу.
После первых недель работы стали болеть сотрудники. Более пятидесяти человек у нас переболели. Если честно, это очень непростое время, людей не хватало, бригады формировались с трудом. Были люди, которые уволились, некоторые взяли отпуска, чтобы пропустить этот период. Это всё было, это уже история. По 24 часа на телефоне с вопросом: как устроить больных в Архангельск? Было и такое, что в первые дни машины стояли по четыре часа у инфекционных отделений, и многое другое.
Мы это всё пережили. Я тогда сказала, что горжусь своим коллективом! Только благодаря нашим сотрудникам, их выдержке, самообладанию, профессионализму и самоотдаче мы смогли это пережить. Эпидемия не закончилась, но сего-дня мы готовы работать, имея огромный опыт и знания.
Безусловно, огромную помощь и поддержку оказало министерство здравоохранения Архангельской области и администрация города Северодвинска. С Антоном Александровичем Карпуновым и Ириной Сергеевной Сахаровой многие вопросы приходилось оперативно решать «с колёс».
494_d1104__9— Сколько новых машин пополнят автопарк станции скорой помощи?
— По плану, в 2020 году из областного бюджета у нас должно быть два автомобиля с оборудованием. Мы же провели закупку четырёх автомобилей без оборудования, добавив средства учреждения (так как оборудование на «Скорой» в достаточном количестве). Для нас колёса — это первично, машин должно быть достаточно.
Другое финансирование — Мин-промторг. Один «Форд» мы летом уже получили. Сейчас ещё пять машин на стадии оформления. Итого десять за текущий год. Наличие машин — главное для «Скорой помощи». У нас хорошее транспортное подразделение и ремонтная база, где работают настоящие профессионалы.
— Какое самое яркое впечатление за время работы?
— Очень хорошо помню один день, эта картинка у меня всё время перед глазами… Лето. Белые ночи. Тепло. Был небольшой дождь. Чистый город. Мы едем по Карла Маркса мимо кинотеатра «Россия» на срочный вызов. И ощущение такое потрясающее: ты едешь спасать! Ощущение своей значимости, нужности профессии. Я ехала и понимала: я на своём месте. Я очень люблю свою работу, ни разу не пожалела, что пришла в эту профессию. Это моя жизнь.
— Испытывали страх?
— Конечно, испытывала. Эмоции здесь не в помощь, навыки должны быть отработаны до автоматизма. Есть задача — нужно её решать.
— Какие качества нужны женщине-руководителю, чтобы работа была налажена?

— Скажу вам честно, руководить нигде не учат, даже при условии высшего образования по управлению. Думаю, что должен быть талант и природные качества. Меня многому научила мама. Считаю, что руководитель должен быть жёстким в профессиональных требованиях. Важно быть в курсе жизни работников, чтобы понимать, какие проблемы их волнуют. Это всё человеческий фактор. Ещё одна важная составляющая — огромная работо-способность и самоотдача. Непременное условие — стараться быть дипломатом.

— Сколько времени вы отдаёте работе?
— Двадцать четыре часа. К слову, вчера до часу ночи решала вопросы госпитализации, ещё час переживала, чем закончится, а в половину шестого уже подъём. Во время ковида был чат с диспетчерами. Могла
в два, три ночи проснуться и
задавать вопросы: сколько вызовов висит, сколько часов задержка и что можно сделать?
— Как проводите свободное время, когда оно появляется?
— С детства хотела рисовать и играть на фортепиано. С огромным удовольствием хожу на рисование в студию Натальи Георгиевны Беляевой. Когда занимаешься чем-то, что тебе нравится, получаешь заряд энергии. Нам не хватает добрых слов, комплиментов друг другу.
Ещё люблю быть на даче: я не заядлая дачница и банщица, но само ощущение, что могу туда приехать, меня греет.
Очень люблю путешествовать. Из всех стран, где была, огромное впечатление произвёл Узбекистан. Площадь Регистан в Самарканде — это особое энергетическое место.
— В чём секрет красоты женщины?
— Женщина может быть красивой рядом с умным, самодостаточным мужчиной, говорящим мало, но так, что его хочется слушать и слушаться.
— Что такое счастье?
— Этот вопрос я себе часто задавала. Счастье — это ведь если не секунда, то минутка. Оно сиюминутно. Счастье может быть от всего: от любви, влюблённости, от хорошо выполненной работы, но самое главное — его ожидание.
— Ваша любимая книга?
— Раньше очень много читала, сейчас времени не всегда хватает. Люблю стихи: Ахматовой, Цветаевой, Ольги Фокиной. Есть любимые авторы — Гришковец и Довлатов.
— Каких правил в жизни придерживаетесь?
— Я фаталистка. Верю в судьбу. Вот твой путь — иди. Каждому даны в жизни свои испытания, их нужно пройти.
Благодарность: надо уметь каждый день благодарить за то, что у тебя. Уметь понимать смысл испытаний — они учат, и, пройдя их, ты станешь лучше. Сделать выводы, не искать виновных — все ответы в тебе.
Как ни странно, но моё любимое число — 13. Пятница, 13-е, — мой день. Билет обязательно в 13-м ряду или на 13-м месте. Живу в доме номер 103, эти цифры всегда рядом.
— Что для вас сейчас важно?
— Для меня важно говорить и помнить о людях, которые работают рядом со мной. Ещё раз хочу сказать, что с эпидемией мы справились благодаря нашему коллективу. Мы вытянули её на фельдшерах и медсёстрах. Вспомнить только безумные перевозки в Архангельск по четыре-пять часов, без горячей пищи, а зачастую и совсем без еды. В тёплую погоду в спецкостюмах, без отдыха и сна…
В этот трудный и непростой период поддержку оказали и депутат областного Собрания Александр Дятлов, и депутат Государственной Думы Дмитрий Юрков.
Служба Северодвинской станции скорой помощи каждый день помогает людям без ожидания признаний, шумихи и славы. Мы просто выполняем свой долг. Я всем за это очень благодарна!

ЦитатаТолько благодаря нашим сотрудникам, их выдержке,
самообладанию, профессионализму и самоотдаче,
мы смогли этот трудный период пережить.
Эпидемия не закончилась, но сегодня мы готовы
работать, имея огромный опыт и знания

ЦитатаСегодня у нас
373,5 штатных
единицы:
70 водителей,
более 40 врачей
и почти 160 единиц
среднего звена —
фельдшеры
и медсёстры

ЦитатаСмена длится 12 часов. Если сотрудник работает
по своему согласию сверх ставки, то это 24 часа.
Есть те, кто работает сутки через двое. Водители —только по 12 часов. Работают у нас врачи и фельдшеры и из Архангельска. Приглашаем на работу всех!
Есть смены по 7 часов — если мы говорим о времени
с 17 до полуночи, когда поток звонков увеличивается…

Беседовала
Наталья ГАЛУШИНА
Фото Константина Меркурьева

Comments are closed.

« »