Первенец «San Ambrosio» и другие

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/11/358_d1104__7.jpg

Первые иностранные корабли и суда в Молотовске

До ельцинской «капиталистической перестройки» организация называлась Арктикснаб. Её причалы и стальные подъездные пути к ним имелись как в Архангельске, так и в Северодвинске. Поначалу никакого отношения к пятому, ледовому континенту — Антарктиде — Арктикснаб не имел. Но уже начиная с 1955 года, когда советские экспедиции стали высаживаться на берега Крайнего Юга, существенным «довеском» к её грузам стали и грузы антарктические.

360_d1104____ 359_d1104___3

Принимай, Антарктида!
В Архангельске основные склады и причалы Арктикснаба ещё с конца тридцатых располагались на Левом берегу и Бакарице. Это и понятно — из города на Двине уходили на Севморпуть все полярные экспедиции. А вот северодвинский Арктикснаб, точнее предтеча его молотовского филиала, появился уже во время войны — как база для приёма нефтепродуктов. И затем так вышло, что именно на Молотовский порт выпала основная доля всех поставок наливных грузов, которые поступали в Советский Союз по ленд-лизу.
Руководил нефтяным причалом Молотовского порта Константин Иванович Евтушенко (в документах военного времени, к сожалению, не указывались полностью ни его имя, ни отчество, только фамилия, порой даже без инициалов). Он же, как выясняется, возглавлял северодвинскую нефтебазу ещё много лет после войны, даже в 1970-х.
Тогда же я работал в «Северном рабочем», и мне хорошо помнились информации, порой появлявшиеся на страницах газеты под заголовками типа «Груз для Антарктики» или «Принимай, Антарктида!». Сообщалось в них, к примеру, как северодвинская нефтебаза отгрузила очередной антарктической экспедиции столько-то тонн горюче-смазочных материалов.
Звучало это несколько сенсационно, хотя на деле всё было прозаичнее: груз в бочках приходил на нефтебазу по железной дороге, и здесь его перегружали на речные баржи, которые затем следовали в архангель-ский или же ближний морской северодвинский порт. Там бочки грузили в трюмы и на палубы знаменитых антарктических снабженцев — дизель-электроходов «Обь» и «Лена». Правда, этих подробностей газета уже не сообщала, но одно лишь упоминание Антарктиды в заголовке неизменно притягивало читателя…

Тот самый Евтушенко
Снимок, датированный 1955 годом, случайным образом нашёлся в архиве северодвинца Николая Александровича Пунанова. Фотограф запечатлел на нём часть коллектива северодвинского Арктикснаба — как предполагаю, группу управленцев нефтебазы. В центре снимка её руководитель — Константин Иванович Евтушенко. В моей практике историка именно с ним связан случай, когда пришлось, образно говоря, кусать локти, жалея об упущенной возможности. А дело было так.
В самом начале 1990-х моя семья жила в доме на Первомайской, 65, соседствуя с квартирой женщины по фамилии Евтушенко. Жили мы дружно, и позже выяснилось, что я, хотя и не очень тесным образом, знал её сыновей. Однако потому, что тема Молотовского порта военной поры не стояла тогда на повестке, мне даже не приходило на ум, что наша добрая соседка, а для нас просто «тётя Аня» — вдова того самого Константина Ивановича Евтушенко. А ведь сколько нового, наверняка интересного, даже ценного мог бы узнать с её слов! В том числе и о первых днях работы нефтепирса в Молотовском порту. Однако ж — не судьба!

Панамский гость
Двадцать четвёртого ноября 1941 года на Северо-Двин-ском рейде стали восемь судов конвоя PQ-3: «Trekayev», «Wanstead», «Cockle», «Cape Corso», «Cape Race», «San Ambrosio», «El Captain», «Briarwood». Конвой доставил 150 танков, самолёты, автомашины, продукты, обувь, снаряжение, в том числе для англий-ских и польских воинских формирований на территории Советского Союза.
Тогда же союзный танкер «San Ambrosio» привёз авиационный бензин. Поскольку в Архангельске не было причалов для приёма наливных грузов, его направили в Молотовск. Об этом судне, оказавшемся на акватории нашего города, известно немногое. В конвое PQ-3 танкер имел литерное обозначение № 22 и шёл под флагом Панамы. Это довольно крупное для того времени судно двухнадстроечного типа полным водоизмещением 7 410 тонн. Экипаж танкера составляли 35 человек.
Стояли крепкие морозы, и море уже покрылось льдом. На проводку «San Ambrosio» отрядили линейный ледокол «Ленин» (капитан Николай Иванович Хромцов) и буксирный пароход «Пурга» (капитан Фёдор Дмитриевич Чулков). С их помощью панамский танкер прибыл в порт Молотовска 26 ноября. В тот же вечер заместитель уполномоченного Внеш-торга СССР Потоцкий дал торжественный ужин, на котором присутствовали капитан «San Ambrosio» Кент и начальник всего конвоя PQ-3 Шмидс. (К слову, «San Ambrosio» приходил в Молотовск и второй раз, но уже в декабре 1943 года. Танкер проследовал к нам уже в составе конвоя JW-55A и после быстрой разгрузки покинул советские воды в составе обратного конвоя RA-55B).
Тогда же, в ноябре 1941-го, танкер пришвартовался к временному нефтепирсу, на котором уже имелись насосная и парогенераторная станции. А вот трубы для перекачки авиационного бензина ещё не успели уложить в штатную трассу и временно пустили прямо по пешеходным мосткам.

Понятливые союзники
Многое в те дни строилось, прокладывалось, оборудовалось как временное, с расчётом на капитальные основы в будущем.
Оно и понятно: в Молотов-ске фактически на едва освоенном, малообжитом месте создавался крупный морской порт, к тому же в условиях войны, с неизбежными для неё трудностями. Портовикам и строителям не хватало технических средств, материальных и людских ресурсов — тем паче умелых, квалифицированных специалистов.
То и дело на разных участках рабочего фронта случались заторы и остановки, порой даже аварии, которые иными сотрудниками НКВД могли расцениваться не иначе как вредительство и саботаж. Это, к счастью, понимали и некоторые моряки из наших союзников — они сочувствовали работникам Молотовского порта.
Так, старший штурман парохода «Elona», капитаны «El Ocean» и «Mount Evans» простои своих судов под грузовыми операциями взяли на себя, объяснив это «поломками корабельных механизмов». А позже, покидая Молотовск, англичане оставили русским портовикам свои шланги для перекачки нефтепродуктов — они видели, как не хватает их для нормальной работы на причалах.

«Зимородки» в Молотовске?
Если говорить о боевых кораблях союзников: кто и когда первым из них появился на нашем рейде? Точного ответа тоже пока нет, и мы лишь можем предполагать, хотя и с большой долей вероятности.
В переводе с английского «halcyon» означает «зимородок». Именем этой субтропической птицы назвали англичане серию своих эскадренных минных тральщиков. Волею судьбы некоторые из их числа оказались на советском Севере в годы Второй мировой войны. Более того, вполне вероятно, некоторые заходили в порт Молотовска и, возможно, даже становились к причалу завода № 402.
Началась эта история со многими пока неизвестными осенью сорок первого, когда немцы принялись минировать морские подходы к Архангельску. Есть документальные свидетельства: в упомянутый период этим занималась их авиация. На правах версии существует также предположение, что с той же целью к двинскому устью пытались подобраться и немецкие подлодки — минные заградители.
С конца августа в Белом море на минах начали подрываться суда и корабли: пассажирский пароход «Поморье», сторожевик СКР-70, траулер РТ-8… Бороться с минными ловушками практически было нечем. Тогда обратились за помощью к союзникам — англичанам. Те направили к нам целое соединение тральщиков класса «Halcyon» — 6-ю флотилию. В частности, называются её корабли «Speedwell», «Britomart», «Hussar», «Harrier», «Hazard», «Gossamer», «Niger», «Gleaner», «Speedy», «Salamander», «Sea-gull». Они прибыли в Белое море в составе самых первых союзных конвоев. Пунктами их базирования определили Архангельск и Иоканьгу.
Первоначальная задача для англичан формулировалась так: «В случае выхода Советского Союза из войны сделать всё, чтобы Северный флот не до-стался противнику». Задача вторая: составить местный эскорт при следовании конвоев через Белое море.
Что представляли собой эти ликвидаторы мин? Первая серия «зимородков» строилась в период с 1933 по 1934 год: полное водоизмещение 1 050 тонн, длина 75 метров, ширина 10,2 м, наибольшая осадка 2,4 метра, паровая машина мощностью 2 000 л.с., полный ход 16 узлов. Вооружались они магнитными тралами, двумя сравнительно небольшими орудиями и девятью пулемётами. Второй серией тральщиков англичане обзавелись уже в 1938-м, и она практически ничем не отличалась от первой — разве что новые ходили уже под дизелями и развивали ход в 18 узлов.
Известно, что «зимородкам» поручалось траление мин в оперативной зоне Беломор-ской флотилии, а в самом начале войны — и на подходах к Архангельску и Молотовску. Есть доля вероятности, что для пополнения запасов топлива, а возможно, для постановки на профилактический или незначительный ремонт в гавани завода № 402 могли оказаться два корабля — «Britomart» и «Hazard».
* * *
Справедливости ради следует сказать, что мельком встречалось и другое мнение: первым иностранным судном в нашем городе оказался английский танкер «Aldersdale», который 31 августа 1941 года в составе «Дервиша» (конвой PQ-0) прибыл к Северо-Двинскому маяку и уже от него будто бы направлялся в Молотовск. Однако бесспорных подтверждений тому мною не найдено.
Олег ХИМАНЫЧ,
морской историк
Фото из архива автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей