Как газета «ковала» поэта

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/11/Bez-imeni-14.jpg

От первых публикаций — к славе и забвению

Сорок лет назад в «Северном рабочем» вышла статья с типичным для тех лет заголовком «В добрый путь». Важнее был подзаголовок: «В Северодвинске создано городское литобъединение». Вспомним знаковое событие и имена в истории литературы нашего города.

Они были первыми
Автор статьи журналист Борис Линшиц писал: «Более двадцати лет тому назад пришли в редакцию несколько молодых рабочих парней. Это были люди интересные, увлечённые, любящие книгу и пробующие себя в литературном творчестве. Собрались они под руководством опытного журналиста В.Д. Корсакова и основали первое литературное объединение при «Северном рабочем».
Уточню: в 1952 году при газете «Сталинец» (так тогда назывался «Северный рабочий») состоялось первое собрание лито, которое позже получило название «Гандвик» и работает до сих пор. «Северный рабочий» называл имена самых первых поэтов и прозаиков тогда ещё Молотовска: Вячеслав Гладкобородов, Александр Патокин, Василий Шелыгин, Дмитрий Седов, Анатолий Сергеев, Юрий Носов и другие. Без обид, но больше других из первого состава стал известен прозаик Юрий Носов, который взял псевдоним Пахомов. Юрий Николаевич стал лауреатом многих литературных премий, занял высокую должность в Союзе писателей. По его рассказу «Тесть приехал» режиссёром Марленом Хуциевым был даже снят фильм «Послесловие» (в главных ролях Ростислав Плятт и Андрей Мягков).
Юрий Носов начинал карьеру прозаика и военного врача в нашем городе, затем уехал в столицы. Остался бы здесь — возник бы большой вопрос о его литературном будущем.

Учителя и ученики
Нёнокшанин Алексей Трапезников первым из наших поэтов в 1968 году выпустил сборник стихотворений. Надо напомнить, что тогда существовало Северо-Западное книжное издательство, но попасть в его план и выпустить книгу было крайне сложно. Это могли сделать только профессионалы. Зато гонорар стимулировал автора. Не то что сейчас: были бы деньги, издаются любые графоманы.
В статье «СР» журналист приводит имена и молодых членов лито: Н. Плужникова, Л. Жукова, Н. Князев, А. Ипатов, Е. Белинская и Т. Бечина. Кого из них знаем сегодня, чьё имя на слуху? Людмилу Жукову позже приняли в Союз писателей, как и Александра Ипатова, который навечно вошёл в историю как автор слов официального гимна Северодвинска. Александр Васильевич скоропостижно скончался в 2018-м. Татьяна Бечина пишет и сегодня, её публикует и «СР», и архангельский литературный журнал «Двина». Елена Белинская стала членом Союза писателей Украины. Николай Князев давно скончался…
В статье вспоминают Николая Яковлева, заслуженного учителя школы РСФСР (псевдоним Николай Береговой). Очень многое он сделал в 70-е годы для начинающих поэтов и прозаиков как руководитель «Гандвика».

Главное — идейная вооружённость
Итак, сорок лет назад произошло важное событие в жизни городского лито, оно было реорганизовано. Как писала газета, «основанием послужило совместное постановление, принятое секретариатом ЦК ВЛКСМ, коллегией Министерства культуры СССР и секретариатом Союза писателей СССР «О мерах по улучшению литературных объединений». Отныне эти творческие организации будут работать под непосредственным руководством областного отделения Союза писателей СССР, учёба творческой молодёжи ставится на профессиональную основу».
Вот так вдруг стало всё серьёзно. Власть крепко взялась и за писателей-любителей. А что это были за годы? Слово имело огромный вес, книги издавались тиражом в сотни тысяч и даже миллионы экземпляров. За это даже начинающие писатели расплачивались постоянным контролем.
Руководителем Северодвинского городского литературного объединения назначили члена Союза писателей СССР поэта Валерия Аушева (псевдоним Валерий Пылаев). Северодвинск для него стал недолгой творческой командировкой. В 1983 году Валерий Аушев окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького, стал жить в Москве, активно публиковался во всесоюзных журналах и сборниках и прославился как детский поэт.
Под его руководством члены лито учились, выступали в молодёжных общежитиях, школах и библиотеках, клубах книголюбов (были такие!), записывались на городском радио и, конечно, публиковались на литературной странице в «СР». Занятия проходили два раза в месяц по-прежнему в редакции газеты. Кстати, выступления поэтов щедро оплачивались Союзом писателей,
а редакция платила шикарные гонорары — по три рубля за стихотворение. «СР» писал: «Совместно с горкомом ВЛКСМ и городским отделом культуры разработан учебно-тренировочный план. Главное внимание уделяется улучшению профессионального уровня произведений молодых литераторов, их идейной вооружённости».

В поисках однофамильца
Какой был уровень северо-двинских литераторов? Газета с радостью сообщает, что член лито при «СР» Евгений Попов поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Поступить туда в те годы было крайне сложно и престижно. Какие стихи писал Евгений Попов? Неужели главным была «идейная вооружённость»? Вовсе нет.

И кажется, что зимняя пора
Из звёздного поётся серебра.
Из розовых кустов и янтаря
Составлена вечерняя заря.
Из слезы родились облака:
Так видит моя лёгкая рука.

Как видим, здесь совсем нет политики.
Интересно проследить, кем стал однофамилец. Пришлось покопаться на просторах интернета. Информацию нашёл на петербургском сайте «Дом писателя». Оказывается, Евгений Попов стал не только хорошим поэтом, но и прозаиком и драматургом. Не стесняясь, Евгений Александрович указал, что впервые публиковался в «СР» в 1975 году. Позже, тогда ещё в Ленинграде, он работал в журнале «Аврора» (солидный «толстый» литературный журнал, тираж которого в 80-е достигал 1 миллиона 900 тысяч экземпляров!), редактором газеты «Литературный Петербург». О себе он также написал, что побывал на базах подводного флота от норвежской границы до Северо-двинска. Не отпускает наш город корабелов и моряков!

Утром — стих, вечером — гонорар
Во второй половине 80-х и в 90-х «Гандвик» возглавляли О. Раменский, В. Шелыгин, Г. Аксёнов, А. Раменский, А. Прудникова, А. Глухов, Р. Пономарева. В Союз писателей России приняли Г. Аксёнова, А. Прудникову, А. Порохина, А. Трапезникова, А. Сазонова, Е. Николихину, Л. Жукову… Впрочем, есть те, кто не посещал лито, но вошёл в профессиональный союз. Или, наоборот, вовсе не стремился туда попасть.
А вообще так ли нужны литературные объединения?
Существует мнение, что там не научат писать, если человеку «не дано». Более того, лито может даже навредить начинающему автору.
«Северный рабочий» оставался магнитом для писателей города. Другой мой однофамилец, Михаил Попов, работавший в 70-е в «СР» журналистом, стал редактором альманахов «Белый пароход», «Красная пристань», журнала «Двина» (кстати, изданию в декабре исполнится 20 лет).
Гениальным для Северодвинска поэтом-философом был журналист Илья Павлов. У него оказалась слишком короткая жизнь. «СР» учредил даже премию имени Павлова. Но, увы, жизнь у премии тоже была короткой.
Мне повезло, что одновременно со мной в редакции в начале 2000-х работали члены Союза писателей России Е. Николихина, А. Прудникова, О. Химаныч, а также М. Васильева, редактор газеты «Полезная». Они меня правили и направляли. Сегодня, когда областная организация Союза писателей России отмечает 85-летие, необходимо также назвать печатавшихся на страницах «СР» А. Бурлова, А. Климова, Т. Щербинину, А. Рудалёва, С. Дубровскую (последняя уехала в Старую Ладогу).

ЦитатаЧасть членов лито «Гандвик» (конец 80-х). Стоят, слева: Юрий Горбунов, Анатолий Порохин, Геннадий Аксёнов, Василий Шелыгин, Владимир Обухов, Николай Нилов, сидят, слева: Елена Веселова, Ольга Ботолина, Лидия Уткина, Любовь Мургина, Ангелина Прудникова, Марина Васильева. Фото из архива А. Прудниковой

357_d1104____

Редактор газеты Николай Кочуров поддерживал всех, кого не мог взять в штат. Как сейчас помню в узком коридоре редакции талантливого поэта Эдуарда Федоренко, выпрашивающего сотню-другую у Николая Николаевича на «допинг».
— Сначала новое стихотворение для газеты, а потом уже гонорар, — после характерного покашливания говорил редактор.
Слово Кочуров держал, и в свежем номере появлялся своеобычный стих Федоренко. Но это, конечно, не помогло поэту — ушёл он рано из-за известной страсти творческой души. А стихотворения остались жить на газетных страницах.
Сегодня «Гандвиком» руководит А. Ширшиков, лито «Стихия» — А. Токарев, тоже несколько лет подвизавшиеся корреспондентами в «СР», лито «Розовый остров» возглавляет Е. Веселова. А литературную страницу в газете ведёт А. Прудникова, много сделавшая для публикации и продвижения северодвинских авторов на безвозмездной основе. История нашей литературы продолжается.
Артём ПОПОВ,
член Союза писателей России
с 2020 г.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей