Багажные войны

Почему автобусы между Архангельском и Северодвинском пригородные и что это значит для пассажиров?

В «Северный рабочий» обратился житель Северодвинска, столкнувшийся с очень неприятной ситуацией. Нынешней осенью он сел на автовокзале в Архангельске в автобус 133-го маршрута. Проблемы начались ещё на этапе посадки: водитель не стал открывать багажное отделение, и пассажиры были вынуждены заносить чемоданы прямо в салон. При этом многие за-платили за багаж: кондуктор, оценивая взглядом габариты чемоданов, интуитивно решала, кому оплачивать, а кому — нет. К тому же сотрудница, будучи без бэйджика, работала без маски и перчаток. На вопрос: «Почему я должен платить за багаж, если не открыли багажное отделение?» — наш читатель получил хамский ответ о существовании такси. После такой поездки у него осталось много вопросов, с которыми он и попросил нас разобраться.
Автобусы были и остаются наиболее распространённым общественным транспортом.
В них действительно можно столкнуться с разными ситуациями. В поиске ответов на вопросы я обратилась к обширной законодательной базе и связалась с перевозчиками, а также министерством транспорта Архангельской области. И оказалось, что всё более запутанно, чем кажется на первый взгляд.

Законодательство
Правила перевозки пассажиров строго регулируются нормативными документами, начиная от Правил дорожного движения и заканчивая законами на уровне Федерации. Разобраться в них сложно, но можно.

Расстояние
Для выяснения обстоятельств злополучной поездки я связалась с перевозчиком, владельцем именно того транспортного средства, про которое писал читатель. По телефону успела лишь спросить, с кем можно обсудить инцидент в автобусе.
К сожалению, все попытки дозвониться после были безуспешны: никто не брал трубку.
Поэтому я позвонила в министерство транспорта Архангельской области. В ходе разговора выяснилось, что автобусы, курсирующие между Северодвин-ском и Архангельском, считаются пригородными, а не междугородными. Поэтому претензий
к действиям водителя и кондуктора у министерства не возникло. Разве что по поводу отсутствия маски.
Казалось бы, Северодвинск и Архангельск — два разных города. Следовательно, и курсирующие между ними автобусы должны иметь статус междугородных. Но по законодательству, если расстояние между муниципальными образованиями менее 50 километров, транспорт считается пригородным. Следовательно, все автобусы, идущие из города корабелов в областной центр и обратно, по закону попадают в категорию пригородного транспорта.
Однако, что странно, на сайте министерства транспорта Архангельской области все автобусы сообщением Северодвинск —Архангельск обозначаются как регулярные маршруты в межмуниципальном сообщении. Но разве межмуниципальные и междугородные — не одно и то же? И почему в межмуниципальном транспорте выполняются только требования, предъявляемые к пригородному движению?
За комментарием по поводу данного инцидента в автобусе я обратилась к представителю пассажирских перевозок Николаю Малинникову.
— В законодательстве есть много нюансов, но если в автобусе имеется багажное отделение, вещи пассажиров должны загрузить в него. Тем более что провоз багажа оплачен. Так что в данной ситуации водитель не прав, — сказал Николай Александрович.

Отличие не только в названии
Если рассматривать требования к междугородным пассажирским перевозкам, то можно найти множество стандартных и обязательных. Таких, как наличие подголовников, например. Словом, обычные условия безопасности. Но рассмотрим несколько из пунктов более подробно. Они должны выполняться в междугородных рейсовых автобусах, но не требуются в пригородном транспорте. И точно не встречаются в наших северодвинско-
архангельских реалиях.
«Количество пассажиров в автобусе не должно быть больше, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородных линиях категорически запрещена)». «Места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (эксплуатация междугородных автобусов без ремней безопасности категорически запрещена)».
Все эти требования разумны с точки зрения безопасности,
а также комфорта во время длительной поездки. Ведь иногда путь занимает больше часа: пробки на трассе или мосту являются привычным делом, особенно в час пик. И часто всё это время в проходах стоят люди. Ремни же если и есть, то не рабочие. Да, выполнения этих пунктов законодательство не требует, потому что между городами «менее 50 километров». Но если смотреть с другой, чисто человеческой стороны, ситуация складывается не особо приятная.
«Багаж пассажиров (за исключением ручной клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках». Размещение багажа в специальном отделении также регламентируется. Наличие сумок и чемоданов в проходах не только мешает пассажирам, но и угрожает их безопасности.

Как правильно сдать багаж
По правилам на каждую вещь, сданную на хранение, крепится багажная бирка, копия которой выдаётся пассажиру. Размеры багажа также строго определены. Согласно статье 22 ФЗ №259 от 08.11.2007, пассажир имеет право провозить платно в специальном отделении багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают 180 сантиметров.
Бесплатно можно провезти ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которой в сумме не превышают 120 сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки или коляску.
Однако перевозчик вправе устанавливать свои нормы перевозки багажа и ручной клади, не противоречащие законодательству. При этом пассажира обязаны информировать об условиях и стоимости перевозки вещей.

Не просто за проезд брать
В обязанности кондуктора, а в его отсутствие — водителя входят проверка и выдача билетов, обеспечение безопасности и комфорта пассажиров. Кроме этого, при необходимости они должны оказывать пассажирам содействие при посадке и размещении багажа. А также, что важно, обеспечивать соблюдение требований безопасности.
Если исходить из того, что водитель и кондуктор напрямую отвечают за жизни людей во время передвижения, складывается довольно щекотливая ситуация: в одном автобусе за день проехали по меньшей мере 200 человек, с каждым из которых контактировал кондуктор без средств защиты. Полнейшая
безответственность в условиях сложной обстановки с коронавирусом? Необоснованный риск
не только своим, но и здоровьем пассажиров? Конечно. Масочный режим и использование перчаток для сотрудников общественного транспорта никто не отменял.
Про отсутствие бэйджиков вопросов нет: их наличие у кондукторов действующим законодательством не предусмотрено. Однако на информационном стенде в салоне транспортного средства обязательно должны указываться фамилия, имя и отчество водителя и кондуктора.
Относительно багажа: соответствующие требованиям бирки к чемоданам и сумкам должны выдаваться только в междугородных автобусах. Но ввиду того, что данный автобус был оборудован специальным отделением для хранения багажа,
водитель должен был им воспользоваться. Тем более что большинство пассажиров именно этого рейса только что прибыли поездом в Архангельск
и имели при себе чемоданы и сумки.
Всё же иногда дело упирается не только в законы, но и в человеческое отношение к окружающим…
Ирина ВАСИЛЬЧЕНКО
Фото предоставлено читателем

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей