Найдутся ли ледоколы для освоения кратчайшего морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком?
Развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути, усилит интерес международного бизнеса к транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит первенство России в Арктике — стратегически важном для нас регионе. Об этом 21 октября в Мурман-ске заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Начало
Необходимость обновления отечественного ледокольного флота в России назрела давно.
И первые шаги в решении этого вопроса были предприняты в период с 2002 по 2010 год. Именно тогда, с учётом обеспечения традиционных грузоперевозок в Арктическом бассейне, программой «Модернизация транспортной системы России» предусматривалось пополнение
арктического флота ледоколами и транспортными судами ледового плавания для замены списываемой старой техники и поддержания перевозок на существующем уровне.
В программе была заявлена потребность в постройке 17 дизель-электрических ледоколов нового поколения проекта 21900, но в итоге на Балтийском заводе построили только два: «Москва» — в 2008 году, «Санкт-Петербург» — в 2009-м.
После небольшой паузы, длившейся почти три года, на Выборгском судостроительном заводе были заложены ледоколы модифицированного проекта 21900М. Суда получили наименования «Владивосток», «Новороссийск» и «Мурманск». По сравнению с проектом 21900 на 21900М существует ряд видимых изменений конструкции: вертолётная площадка перенесена в носовую часть судна, увеличены автономность плавания и состав экипажа, появилась возможность размещения спецперсонала. Суда данной серии способны преодолевать льды толщиной до 1,5 м,
а их основное назначение — самостоятельная проводка крупнотоннажных судов, буксировка, помощь судам и перевозка грузов. Ледоколы имеют запас топлива, достаточный для автономной работы в течение 40 суток.
В 2017 году ледокол «Новороссийск» принимал участие в международном форуме «Арктика — территория диалога»,
который проходил в Архангельске, и стал самым крупным натурным объектом экспозиции.
Газпромовские ледоколы
В 2015 году Выборгский судостроительный завод, набравшийся опыта при строительстве трёх вышеупомянутых ледоколов, приступил к очередному заказу — постройке двух ледоколов проекта Aker ARC 130А для компании «Газпромнефть». Они получили имена «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников» и были предназначены для обеспечения транзита сырья с Новопортовского месторождения.
Оно находится на полуострове Ямал в 30 км от побережья Обской губы. Это одно из крупнейших в мире нефтегазоконденсатных месторождений. При этом располагается в крайне суровых по климату широтах, пустынных и труднодоступных.
Заказчик получил ледоколы в 2018 году и возложил на них целый комплекс задач: они будут обслуживать и поддерживать
в рабочем состоянии канал, по которому предстоит двигаться танкерам в Обской губе.
Неатомный ледокол для Росатома
5 ноября 2019 года в Мурманске на портовом ледоколе «Обь», построенном Выборгским судостроительным заводом по проекту Aker ARC 124 для компании «Атомфлот», в торжественной обстановке был поднят государственный флаг Российский Федерации.
Возникает вопрос: зачем компании, которая обладает самым мощным в мире атомным ледокольным флотом, дизель-электрический ледокол? Ответ простой: 28 ноября 2014 года компании «Атомфлот» и «Ямал СПГ» подписали договор на оказание комплекса услуг портового флота с основным периодом действия по 31 декабря 2040 года. Для этого на нескольких российских заводах для проекта компании по портовому обслуживанию танкеров-газовозов в условиях повышенной ледовой обстановки были построены буксиры и ледокол.
«Обь» стал первым в мире портовым ледоколом с четырьмя винторулевыми колонками, расположенными попарно в носу и корме. Судно спроектировано в соответствии со всеми современными экологическими требованиями. Исключительные технические характеристики нового ледокола получили высокую оценку комиссии Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики.
Самый мощный в мире неатомный ледокол
В следующем месяце на самом мощном в мире неатомном ледоколе «Виктор Черномырдин» будет поднят государственный флаг. Мог ли знать известный российский политический деятель, что его именем назовут ледокол? Наверное, он бы по поводу всего этого сказал: «Здесь вам не тут!». И оказался хотя бы отчасти прав.
У «Виктора Черномырдина» сложилась непростая судьба. Спущен на воду в 2016 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а завершали его уже на соседнем предприятии «Адмиралтейские верфи». Планировалось, что его передадут заказчику ФГУП «Росморпорт» в 2017 году, но не сложилось. Не получилось передать и в 2018 году: из-за взрыва горючих паров произошёл пожар, в ходе которого пострадали третья и четвёртая палубы, выгорела площадь в 300 метров. Однако уже в конце 2019 года ледокол прошёл морской этап испытаний и успешно подтвердил все технические характеристики. Подписание акта приёма-передачи состоялось 30 сентября, а на 3 ноября запланирован подъём государственного флага, после чего «Виктор Черномырдин» отправится на ледовые испытания в северные моря.
Будущее туманно
Постройка ледоколов для России продолжится и дальше, но место их постройки может любого человека ввести в шок — Германия. В прошлом году Ленинградский судостроительный завод «Пелла» одержал победу в открытом конкурсе, по которому предприятие будет выпускать ледоколы мощностью 18 МВт класса icebreaker7 для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна. Предприятие оказалось единственным участником, подавшим заявку на объявленный в августе 2019 года тендер «Росморпорта» на постройку ледоколов проекта 21900М2.
Проект известен, его модификация 21900М — 21900М2. Постройка будет вестись на
судостроительной верфи PellaSietasGmbH, являющейся филиалом «Пеллы».Стоимость работ по контракту составит
7,54 млрд рублей, выделяемых
из федерального бюджета России. Ледокол планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году.
По данным германских
СМИ, контракт на постройку
ледокола проекта 21900М2 для PellaSietas стоит около 100 млн евро, и данный ледокол станет самым крупным из когда-либо построенных на территории Германии. Директор гамбургской верфи Наталья Дин сообщила, что работы должны быть завершены к концу 2023 года и что к концу 2020-го количество занятых на PellaSietas будет увеличено с 350 до 400 человек.
Олег КУЛЕШОВ
Фото АО ОСК