Что ждёт Севморпуть…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/10/71_d1104.jpg

Найдутся ли ледоколы для освоения кратчайшего морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком?

Развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути, усилит интерес международного бизнеса к транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит первенство России в Арктике — стратегически важном для нас регионе. Об этом 21 октября в Мурман-ске заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

85_d1104______ 85_d1104______Начало
Необходимость обновления отечественного ледокольного флота в России назрела давно.
И первые шаги в решении этого вопроса были предприняты в период с 2002 по 2010 год. Именно тогда, с учётом обеспечения традиционных грузоперевозок в Арктическом бассейне, программой «Модернизация транспортной системы России» предусматривалось пополнение
арктического флота ледоколами и транспортными судами ледового плавания для замены списываемой старой техники и поддержания перевозок на существующем уровне.
В программе была заявлена потребность в постройке 17 дизель-электрических ледоколов нового поколения проекта 21900, но в итоге на Балтийском заводе построили только два: «Москва» — в 2008 году, «Санкт-Петербург» — в 2009-м.
После небольшой паузы, длившейся почти три года, на Выборгском судостроительном заводе были заложены ледоколы модифицированного проекта 21900М. Суда получили наименования «Владивосток», «Новороссийск» и «Мурманск». По сравнению с проектом 21900 на 21900М существует ряд видимых изменений конструкции: вертолётная площадка перенесена в носовую часть судна, увеличены автономность плавания и состав экипажа, появилась возможность размещения спецперсонала. Суда данной серии способны преодолевать льды толщиной до 1,5 м,
а их основное назначение — самостоятельная проводка крупнотоннажных судов, буксировка, помощь судам и перевозка грузов. Ледоколы имеют запас топлива, достаточный для автономной работы в течение 40 суток.
В 2017 году ледокол «Новороссийск» принимал участие в международном форуме «Арктика — территория диалога»,
который проходил в Архангельске, и стал самым крупным натурным объектом экспозиции.

Газпромовские ледоколы
В 2015 году Выборгский судостроительный завод, набравшийся опыта при строительстве трёх вышеупомянутых ледоколов, приступил к очередному заказу — постройке двух ледоколов проекта Aker ARC 130А для компании «Газпромнефть». Они получили имена «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников» и были предназначены для обеспечения транзита сырья с Новопортовского месторождения.
Оно находится на полуострове Ямал в 30 км от побережья Обской губы. Это одно из крупнейших в мире нефтегазоконденсатных месторождений. При этом располагается в крайне суровых по климату широтах, пустынных и труднодоступных.
Заказчик получил ледоколы в 2018 году и возложил на них целый комплекс задач: они будут обслуживать и поддерживать
в рабочем состоянии канал, по которому предстоит двигаться танкерам в Обской губе.

Неатомный ледокол для Росатома
5 ноября 2019 года в Мурманске на портовом ледоколе «Обь», построенном Выборгским судостроительным заводом по проекту Aker ARC 124 для компании «Атомфлот», в торжественной обстановке был поднят государственный флаг Российский Федерации.
Возникает вопрос: зачем компании, которая обладает самым мощным в мире атомным ледокольным флотом, дизель-электрический ледокол? Ответ простой: 28 ноября 2014 года компании «Атомфлот» и «Ямал СПГ» подписали договор на оказание комплекса услуг портового флота с основным периодом действия по 31 декабря 2040 года. Для этого на нескольких российских заводах для проекта компании по портовому обслуживанию танкеров-газовозов в условиях повышенной ледовой обстановки были построены буксиры и ледокол.
«Обь» стал первым в мире портовым ледоколом с четырьмя винторулевыми колонками, расположенными попарно в носу и корме. Судно спроектировано в соответствии со всеми современными экологическими требованиями. Исключительные технические характеристики нового ледокола получили высокую оценку комиссии Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики.

Самый мощный в мире неатомный ледокол
В следующем месяце на самом мощном в мире неатомном ледоколе «Виктор Черномырдин» будет поднят государственный флаг. Мог ли знать известный российский политический деятель, что его именем назовут ледокол? Наверное, он бы по поводу всего этого сказал: «Здесь вам не тут!». И оказался хотя бы отчасти прав.
У «Виктора Черномырдина» сложилась непростая судьба. Спущен на воду в 2016 году на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а завершали его уже на соседнем предприятии «Адмиралтейские верфи». Планировалось, что его передадут заказчику ФГУП «Росморпорт» в 2017 году, но не сложилось. Не получилось передать и в 2018 году: из-за взрыва горючих паров произошёл пожар, в ходе которого пострадали третья и четвёртая палубы, выгорела площадь в 300 метров. Однако уже в конце 2019 года ледокол прошёл морской этап испытаний и успешно подтвердил все технические характеристики. Подписание акта приёма-передачи состоялось 30 сентября, а на 3 ноября запланирован подъём государственного флага, после чего «Виктор Черномырдин» отправится на ледовые испытания в северные моря.

Будущее туманно
Постройка ледоколов для России продолжится и дальше, но место их постройки может любого человека ввести в шок — Германия. В прошлом году Ленинградский судостроительный завод «Пелла» одержал победу в открытом конкурсе, по которому предприятие будет выпускать ледоколы мощностью 18 МВт класса icebreaker7 для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна. Предприятие оказалось единственным участником, подавшим заявку на объявленный в августе 2019 года тендер «Росморпорта» на постройку ледоколов проекта 21900М2.
Проект известен, его модификация 21900М — 21900М2. Постройка будет вестись на
судостроительной верфи PellaSietasGmbH, являющейся филиалом «Пеллы».Стоимость работ по контракту составит
7,54 млрд рублей, выделяемых
из федерального бюджета России. Ледокол планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году.
По данным германских
СМИ, контракт на постройку
ледокола проекта 21900М2 для PellaSietas стоит около 100 млн евро, и данный ледокол станет самым крупным из когда-либо построенных на территории Германии. Директор гамбургской верфи Наталья Дин сообщила, что работы должны быть завершены к концу 2023 года и что к концу 2020-го количество занятых на PellaSietas будет увеличено с 350 до 400 человек.
Олег КУЛЕШОВ
Фото АО ОСК

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей