Отечественные судостроители обеспечат круглогодичную навигацию по всему Северному морскому пути
Развитие арктической зоны России невозможно без обновления ледокольного флота. Причём как атомного, так и дизельного. Сейчас для обеспечения круглогодичной работы Северного морского пути используется более 30 дизель-электрических и 4 атомных ледоколов. Но в силу возраста большая часть из этих судов будет списана в ближайшие годы.
Сегодня опытом по-стройки ледоколов обладают несколько отечественных предприятий, расположенных преимущественно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: «Адмиралтейские верфи», судостроительная фирма «Алмаз», Выборгский судостроительный и Балтийский заводы, где сейчас идёт строительство четырёх атомных ледоколов нового поколения. Головной из них, атомоход «Арктика», в минувшие выходные в ходе ледовых испытаний покорил Северный полюс, а на пути к нему без проблем преодолел трёхметровые льды.
В ближайшие дни ледокол прибудет в пункт назначения — город Мурманск, где заказчик подпишет приёмный акт судна.
Своё имя новый ледокол получил в честь легендарного атомного ледокола «Арктика», построенного там же, на Балтийском заводе, в 1975 году. Спустя два года, в 1977-м, во время посвящённого 60-летию Великого Октября похода «Арктика» стала первым в мире судном, достигшим в надводном положении географической точки Северного полюса. Этот рейс показал всему миру, что атомным ледоколам СССР по силам любой лёд и они способны выполнять свои задачи в любое время года!
Новая «Арктика» проекта 22220, по которому на стапелях петербургского завода строят ещё три серийных атомохода — «Сибирь», «Урал», «Якутия», достойный преемник легендарной советской «Арктики». В 2021 году предстоит закладка четвёртого в серии судна «Чукотка».
Планируется, что уже к 2026 году все пять судов будут выполнять проводки по Севморпути. Каждый из ледоколов оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения РИТМ-200 мощностью 175 МВт, что делает их самыми могучими ледоколами в мире.
В отличие от существующих ледоколов, суда проекта 22220 обладают двухосадочной конструкцией. Поэтому они смогут работать как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, где сегодня могут ходить только мелкосидящие атомоходы «Таймыр» и «Вайгач».
С вводом в эксплуатацию новых универсальных атомных ледоколов проекта 22220 их главной задачей станет обеспечение круглогодичной навигации по всему Северному морскому пути для доставки углеводородной продукции на рынки Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сейчас в составе компании «Росатомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») находятся четыре действующих ледокола: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и самый молодой — «50 лет Победы», построенный в 2007 году. В июле 2020 года ресурс реакторной установки атомного ледокола «Ямал» продлили со 150 тысяч до 200 тысяч часов, а срок его эксплуатации увеличили на шесть лет, до 2028-го. Это продление стало вторым: ранее ресурс реакторной установки продлевался до 150 тысяч часов. Всего же по состоянию на 8 октября 2020 года атомоход имеет наработку около 150 тысяч часов. Ещё четыре ледокола — «Арктика», «Сибирь», «Россия» и «Советский Союз» — готовятся к утилизации.
Но атомные ледоколы строит не только Балтийский завод. В конце апреля 2020 года «Росатомфлот» и судостроительный комплекс «Звезда» (Приморский край, г. Большой Камень) подписали контракт на строительство ледокола проекта 10510 «Лидер», а уже 6 июля состоялась первая резка металла для его постройки. Будущему судну было присвоено наименование «Россия». До недавнего времени этот проект считался чуть ли не фантастикой, и тому были и до сих пор есть весомые причины. Взять хотя бы размеры ледокола: его длина 209 метров. Для сравнения: длина его собратьев проекта 22220 — 173 метра. Вторая проблема — у дальневосточной судоверфи нет опыта постройки таких сложных судов. Сегодня здесь ведётся только насыщение практически готовых корпусов арктических танкеров типа «Афрамакс» и постройка докового комплекса для ВМФ РФ.
К тому же верфи не хватает самого ценного — опытных кораблестроителей, нехватку которых, впрочем, испытывают все отечественные верфи. Так что обещанный срок ввода в строй в 2027 году, вполне возможно, может быть увеличен ещё на 2—3 года. Исходя из этого становится ясно одно: указ Владимира Путина, согласно которому к 2024 году по Северному морскому пути должно перевозиться около 80 млн тонн грузов, вряд ли будет исполнен.