MENU

1604_d1104ССГ

14.09.2020 • Актуальное

«Красной Кузнице» — 327 лет!

В минувшее воскресенье старейшей отечественной верфи — филиалу северодвинской «Звёздочки» — исполнилось 327 лет! 6 сентября 1693 года царь Пётр I заложил Соломбальскую государственную верфь, историческим преемником которой и является архангельское предприятие.

1605_d1104___с1

Ровно через год со стапелей спустили на воду первое российское морское торговое судно «Святой апостол Павел», для которого Пётр I лично отлил 24 пушки на заводе в Олонце и выточил такелажные блоки. Здесь же был построен прославленный 74-пушечный парусный линейный корабль, флагман русского флота, герой Наваринского сражения, удостоенный кормового Георгиевского флага, — «Азов».
В 1701 году на базе Соломбальской верфи и с присоединением к ней ещё двух верфей было образовано Архангельское (Соломбальское) Адмиралтейство. В середине ХVIII века в нём для ремонта подводной части кораблей соорудили первый сухой док. В 1774 году построили новые эллинги, угольные склады, кузницы и так далее.

1606_d1104___
Свое сегодняшнее название «Красная Кузница» предприятие обрело в 1922 году. В 30-е годы «Красная Кузница» осуществляла техническое обеспечение почти всех проходивших в то время советских арктических экспедиций. Здесь же ремонтировались после полярных походов ледоколы, ледокольные и транспортные суда: «Георгий Седов», «Сибиряков», «Малыгин» и многие другие.
В годы Великой Отечественной войны предприятие выполняло ремонт кораблей и судов, в том числе иностранных, приходящих в составе полярных конвоев из Великобритании и США. Также здесь был налажен выпуск шлюпок, вельботов и даже аэросаней типа НКЛ-26, с помощью которых выполнялся широкий круг боевых задач: от ведения разведки до захвата тактически важных объектов.
В годы Великой Отечественной войны мастерские производили ремонт деревянных торпедных катеров, тральщиков, гидрографических и транспортных судов, строили для нужд флота шлюпки, вельботы (до 150 единиц в год).
Сегодня завод активно модернизируется, ведётся монтаж нового оборудования. Доки никогда не пустуют — очередь из кораблей и судов расписана на месяцы вперёд. Но, самое главное, «Красная Кузница» вновь возрождает традиции судостроения — здесь ведётся постройка служебно-вспомогательных судов, которые незаменимы в работе на судостроительных предприятиях и в портах нашей страны. Два буксира, «Бакен» и «Буй», построенные корабелами архангельского предприятия, уже трудятся на северодвинской «Звёздочке».

Олег КУЛЕШОВ

Comments are closed.

« »