Праздник бумажных страниц

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/09/2-e1620940837105.jpg

В Архангельске состоялся литературный фестиваль «Белый июнь»

Петровский парк областного центра на три дня превратился в сильнейшую магнитную точку для любителей литературы и сопутствующего ей творчества. С 28 по 30 августа в рамках большого фестиваля новой культуры «Другой» прошёл литературный фестиваль «Белый июнь».

Книжное событие

Это первое столь масштабное литературное мероприятие, собравшее в одном месте множество издательств, авторов, журналистов, литературных критиков, иллюстраторов, переводчиков и других интересных людей.

«Этот фестиваль — большое и важное мероприятие. Его цель — познакомить горожан с современной российской литературой, познакомить и связать их с авторами тех книг, которых знают и любят. Для читателя важно не только прочитать текст, но и обсудить его с автором книги», — сообщила Ирина Рочева, организатор фестиваля «ЛитераТула» и создатель независимого книжного магазина «Свидетель» в Туле, куратор детской программы книжных фестивалей «Белый июнь» в Архангель-ске, «Берег» в Благовещенске и ИМКФ в Иркутске.

Россия — читающая страна?

В день открытия фестиваля состоялся круглый стол под названием «Самые обсуждаемые книги». Спикеры площадки — известные литературные критики Константин Мильчев, Егор Михайлов и Галина Юзефович — вели беседу о процессах и проблемах, которые сопровождают литературное творчество в России. Тема круглого стола сама по себе подразумевает разностороннее обсуждение того, как появляется феномен популярной книги, потому что не каждая книга может стать обсуждаемой. Все три спикера сошлись во мнении, что современная литературная аудитория стала раздробленной. Если в 19-м веке, например, выход «Войны и мира» Льва Николаевича Толстого стал главным интеллектуальным событием российской культурной жизни, то в современности такого почти не происходит.

Также ведущие круглого стола обсудили одну из важных проблем в массовом информационном пространстве, которая прямо влияет на развитие литературного творчества России, — это литературная критика. В современной журналистике очень мало литературной критики, редко когда в периодических изданиях есть рубрики о литературе. Критики уверены, что включение подобных рубрик повысило бы интерес у аудитории развивающихся СМИ.


«Мы всегда говорим о книгах, которые «обсуждаемые», а ведь на самом деле едва ли не большую роль играют «обсуждающие». Существует такая проблема: у нас есть представление о том, что Россия — огромная культурная, самая читающая страна, с великой литературой. У нас всего много, но когда начинаешь искать отзывы на какую-нибудь книгу, которая тебе самому кажется очень важной, оказывается, что рецензий и обсуждений очень мало. Вечная претензия: почему у нас нет литературной полемики? Потому что литературная полемика предполагает столкновение мнений, а у нас каждое мнение — это такой астероид, летящий сквозь безвоздушное пространство, который никогда ни с чем не столкнётся», — отметила Галина Юзефович, литературный критик и книжный обозреватель «Медузы».

Что почитать?

Беседа получилась увлекательной, в её ходе прозвучали советы, что почитать. Отвечаем на ваш вопрос: в конце полемики критики назвали произведения, с которыми советуют познакомиться всем:

• Алла Горбунова, «Конец света, моя любовь»;
• Сесил Скотт Форестер, «Грейхаунд»;
• Хилари Мантел, трилогия о Томасе Кромвеле;
• Микита Франко, «Дни нашей жизни»;
• Татьяна Замировская, «Земля случайных чисел».

Исчезнут ли печатные издания?

Фестиваль объединил интересных, умных и творческих людей. Наша редакция побеседовала с одним из таких людей, Ириной Рочевой, организатором фестиваля «ЛитераТула». Сейчас часто поднимается во-прос: исчезнут ли из-за развития интернета печатные издания? На эту тему рассуждают многие специалисты, относящиеся к литературному и журналистскому сообществу. Одни говорят, что печатные издания перекочуют в интернет, другие — что этого никогда не произойдёт. Ирина Рочева придерживается второй точки зрения: «То, что печатные книги исчезнут, — это глупости всё. Помните, ещё в фильме «Москва слезам не верит» один из героев говорит, что якобы скоро ничего не будет: «у них не театр, а одно сплошное телевидение». Это, конечно, глупости. Книга пережила все мировые катаклизмы, все мировые катастрофы, все эпохи, и всегда это был, наверное, главный культурный артефакт. Меняется искусство, оно должно быть современным, меняется многое, а книги — как раз тот слепок со времени, свидетельство времени, это никогда никуда не денется».

Литература и журналистика

В беседе с Ириной мы за-тронули вопрос об интегральности литературы и журналистики. Ведь сейчас происходит очень интересная вещь — некоторые редакции интернет-порталов не создают свои газеты и журналы в печатном виде, а выпускают печатные книги — сборники самых интересных статей. Ирина считает, что этот феномен подтверждает суждение о том, что печатная книга не исчезнет. «Опять же, это подчёркивает то, что текстовые вещи будут всегда актуальны. Одно дело, когда это есть в интернете, другое — когда оно отпечатано. Вот поэтому в интернете пишут все, а издаются не все, поэтому я думаю, что даже для таких порталов издать книгу — это всё-таки такой знак качества, признание и важное событие, что лишний раз подчёркивает статус и важность печатной книги».

Детская литература

«В последние лет пять как во взрослой, так и в детской литературе преобладает тенденция «нон-фикшн» — это научно-популярные книги. Конкретно в детской литературе сейчас появился такой жанр, как «янг-эдалт» (young adult). Дословно — «молодые взрослые». Это такой переходный жанр между детской и взрослой литературой, он особенный, отдельный и ещё не очень понятный для России. Несколько издательств уже ступили на этот путь и открыли отдельные редакции, посвящённые именно этому направлению. Здесь нельзя сказать, детская это литература или взрослая, она, наверное, вне возраста, хотя как и любая хорошая книга».

Итоги

Фестиваль «Белый июнь» в полной мере показал то, что книга охватывает не только пространство бумажных листов с литературным творчеством автора, но и огромное пространство вокруг себя — это и сами авторы, и критика, и смежные с литературой творческие профессии, и аудитория, и проблемы, и анализ, и многое другое. Поэтому верно сказал Константин Мильчев в одном из своих рассуждений: «Кажется, что книга об одном, а она о многом».

Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей