Ученику нужен учитель

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/09/c21.jpg

Плюсы и минусы дистанционного образования

Начался новый учебный год. Каким он будет? Этот во-прос волнует всех родителей и, конечно, педагогов. Предыдущий учебный год завершался в режиме дистанционного образования из-за сложившейся эпидемиологической ситуации. Учебный процесс во всех учреждениях проходил в онлайн-формате. О плюсах и минусах дистанционки мы поговорили
с преподавателями вузов, учителями, студентами, а также школьниками и их родителями.

•Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Гуманитарного института САФУ Светлана Смирнова:
— Нам предложили несколько платформ, выбирать было некогда, потому что завтра мы уже должны были начать работать по удалёнке, — рассказывает Светлана. — Наши студенты — жители не только города, но и области, деревень и районов. Доступ к интернету был не всегда и не у всех. Куда должен пойти студент, на горку, чтобы послушать лекцию преподавателя? И это, наверное, самая главная проблема. Уставали, отвлекались… Когда я понимала, что они не со мной, я им записывала песни и отправляла, это была единственная возможность увидеть их отклик. Получалось, — делится педагог.
Трудности были и со спецификой предметов, есть такие, которые просто нет возможности изучить через интернет.
А мы говорим о русском языке, одном из самых сложных предметов.
— Была ещё одна проблема, — говорит Светлана, — все мои лекции и семинары являются авторскими. Я их записываю и загружаю в интернет,
а дальше не знаю, куда они ушли, кто ими может ещё бесплатно воспользоваться. Авторское право ушло вместе с пройденным материалом.
Как считает педагог, многие лекции предполагают много примеров, рассуждений,
а как это осуществлять в онлайн-формате? Как наиболее выгодно и полноценно использовать визуальный ряд?
Режим обучения тоже сбился, временной промежуток рассеивался на весь день. Чтобы справляться, готовили много тестов. Но проверка и комментирование выполненных работ требовали от педагогов больше времени, чем в обычном формате.

•По мнению студентов университетов, дистанционное образование имело много плюсов и минусов. Среди плюсов — самостоятельное планирование дня в изучении различных дисциплин. Появилась возможность освоения новых платформ и форм обучения. Среди минусов — ухудшение состояния здоровья, увеличение количества заданий, дефицит живого общения. Лень — один из главных минусов, которые называют студенты.

•Родителям, у которых дети обучаются в школе, тоже пришлось потрудиться, выполняя задания, записывая видео, объясняя новые темы. Дети
по-разному справлялись с уроками: кто-то выполнял до-
машку самостоятельно, а кому-то была нужна помощь родителей.

c1

Варвара Прибрежных, мама ученицы 4-го класса:
— О дистанционном обучении я узнала задолго до пандемии. Несколько знакомых практиковали эту форму: одни — потому что живут на две страны, поэтому дочь учится в удобное время в любой точке мира. Вторые — серьёзно занимаются спортом, и напряжённый график помогает совмещать учёбу и тренировки в удобное время. Учатся дети на определённой образовательной платформе, где есть видео-уроки, подготовленные педагогами столичных школ, сдают изученный материал, получат аттестат.
На первый взгляд, это казалось удобно: сам распределяешь время. Но вот дистан-ционка пришла и в нашу жизнь. Честно говоря, виделось это так: весь класс занимается вместе с педагогом онлайн на одной из интернет-платформ, как это делают, например, дети с ограниченными возможностями. У моих знакомых в Москве так и было: в определённое время шли занятия, родители не имели отношения к объяснению материала, но могли видеть уроки. И, по их отзывам, занятия были интересными, понятными, успевали сделать всю классную работу.
В нашей школе было по-другому: утром появлялось задание от учителей — самостоятельно изучить новую тему, выполнить все номера из учебника, пройти тест, выучить стихотворение, нарисовать рисунок на ИЗО, вышить платочек по технологии, выучить песню на английском, сдать нормативы по физкультуре. Видео и фотографии нужно было отправить учителю до определённого часа.
Как это получалось на практике: если ребёнок сознательный, он самостоятельно сделает уроки. Но обычно дети весь день были предоставлены сами себе, занимались чем угодно, только не уроками.
А родителям, возвратившись с работы, приходилось объяснять им новую тему, решать десять заданий по каждому предмету и делать достойное видео, чтоб ребёнок был причёсан, прилично одет.
Нагрузки было столько, что сил на спокойные объяснения оставалось мало. Мне повезло: дочь очень ответственная, и большинство уроков она решала сама днём, изучала новые темы.
Наверное, в каждой школе и отдельно взятом классе дистанционка проходила по-разному, и качество зависело от желания учителя. Нам было тяжело, свалился огромный объём работ, который обычно дети выполняли в школе, при этом вся ответственность за изучение темы находилась на родителях.
Если говорить об итогах, то можно сказать, что нам необходимо выстраивать систему, которая будет удобна и учителям, и родителям, и, конечно, детям, если такая ситуация повторится.

•Огромная нагрузка была и на учителей городских школ. А отзывы и отрицательные комментарии от родителей не добавляли оптимизма. Но, несмотря на это, плюсы всё-таки были.
Учитель начальных классов Светлана Бармина:
— За это время учителя смогли познакомиться с большим количеством интернет-ресурсов и сделать свой выбор. А сколько вебинаров посмотрели педагоги за это время!
И всё для того, чтобы лучше организовать учебный процесс. Самым главным плюсом можно назвать то, что по школе соскучились все. Дети, родители и учителя. Как никогда прежде, дети смогли использовать свои гаджеты не только для игры, но и для образования.
Минусы, конечно, тоже были. Не у всех была возможность полноценно обучаться в силу недостаточного технического оснащения. Интернет тоже подводил, низкая скорость не радовала, а зависание образовательных сайтов ставило в опцию: «Ждите». Учителя часто перегружали детей заданиями, пытаясь дать классную и домашнюю работу.
Светлана Валентиновна считает, что дети начальных классов не могут самостоятельно дистанционно обучаться, им требуется помощь родителей, так как у большинства есть ограничения в доступе
к интернету.
***
Подводя итоги и опираясь на мнения и учителей, и педагогов университетов, и родителей, можно сказать однозначно, что ученику нужен учитель — его тепло, внимание и поддержка.
Дома ребёнка окружают близкие люди, и в школе тоже должен появиться такой родной человек — учитель, который сможет помочь ответить на его вопросы, научить чему-то новому, поддержать в трудную минуту.
А живое общение между педагогом и его подопечным заменить невозможно ни в саду, ни в школе, ни в университете. Недаром в День знаний президент Владимир Путин сказал: «Сейчас школы, вся система образования возвращаются к привычной работе. К живому, непосредственному общению: учеников друг с другом, с учителями. И такое возвращение, бесспорно, для всех большая радость».

ЦитатаЕсли студенты ещё могли справляться с учёбой самостоятельно, то школьники, особенно из младших и средних классов, встретились со множеством проблем. Далеко не все оказались готовы к новому формату обучения.

Наталья ГАЛУШИНА
Фото с сайта canva.com

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Архив записей