MENU

27.08.2020 • Флот

Куда улетели «Орланы»

Какова судьба самых мощных российских кораблей

Событие, которое произошло в Северодвинске на прошлой неделе, попало на первые полосы мировых СМИ. Напомним, 18 августа на Севмаше был спущен на воду тяжёлый атомный ракетный крейсер <Адмирал Нахимов> проекта 11442 (шифр <Орлан>), и по этому поводу уже высказались эксперты американского издания <Forbes>. По их мнению, модернизированный крейсер может стать самым мощным надводным кораблём в мире, а его новейшее оружие и боевые системы более совершенны по сравнению с американскими линейными кораблями. Постройка серии из четырёх кораблей велась на Балтийском заводе с 1973 по 1998 год. Сегодня боеспособен только последний корабль серии — <Пётр Великий> (до 1992 года — <Юрий Андропов>). Третий — <Адмирал Нахимов> (до 1992-го — <Калинин>) проходит модернизацию на Севмаше. Два первых, <Киров> и <Адмирал Лазарев> (до 1992 года — <Фрунзе>), поставлены на консервацию в Северодвинске и Фокино ещё в 90-х.

<Киров>

Головной корабль проекта вступил в состав ВМФ СССР в 1980 году. Он получил имя в честь выведенного из состава флота знаменитого крейсера-ветерана 26-го проекта. Краснознамённый флаг старого корабля перешёл к первому атомному надводному боевому кораблю отечественного флота. Если говорить про этот корабль, то он был уникален для своего времени: 250-метровый гигант, оснащённый самым современным для своего времени вооружением и системами. Он был способен одинаково эффективно решать широкий круг задач.
Спустя 10 лет после подъёма Военно-морского флага корабль встал на прикол в Североморске, а в 1999 году был переведён в Северо-двинск для ремонта и модернизации, до которой, к сожалению, не дожил: её признали нецелесообразной. Одна из причин — большой объём несерийного оборудования и надстройка, изготовленная из алюминиево-магниевого сплава, ремонт которой может стать не золотым, а бриллиантовым. В настоящее время <Киров> находится у причала предприятия <Звёздочка>. Внешне из-за отслоившейся краски, через которую виден грунт, корабль кажется совсем плохим, но внешность обманчива. Внутри корабля благодаря заботе экипажа всё в идеальной сохранности, словно он готов в любой момент выйти в море. А если пройтись по помещениям, то можно почувствовать себя словно на борту музейного корабля.

<Адмирал Лазарев>

Второй корабль, он же первый серийный, построили в 1984 году для Тихоокеанского флота. В 1990-м, как и <Киров>, <Адмирал Лазарев> встал у причала и с того момента ни разу не выходил. В настоящий момент с корабля снято всё вооружение и часть систем. Что-то из этого использовалось как ЗИП для крейсера <Пётр Великий>. Корабль практически готов к утилизации.

<Адмирал Нахимов>

Он был доставлен в Северодвинск для ремонта и модернизации на Севмаше 14 августа 1999 года. Планировалось, что будет заменено морально устаревшее радиоэлектронное оборудование и вооружение. Но планам помешала тяжёлая экономическая ситуация.
Вернуться к вопросу продолжения ремонта удалось только в 2013 году, когда между Севмашем и Министерством обороны РФ был заключён контракт на ремонт и модернизацию тяжёлого атомного ракетного крейсера.
Сегодня корабль находится у причала достроечной набережной Севмаша, и в скором времени (возможно, через 1-1,5 года) мы будем провожать его на первые ходовые испытания!

<Пётр Великий>

Единственный ходовой <Орлан> ВМФ РФ продолжает службу без единого серьёзного ремонта с 1998 года. Благодаря постоянным работам, которые предприятия промышленности проводят на корабле, <Пётр Великий> способен в течение 11 лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний ремонт.
Больная тема <Петра Великого> — его модернизация. Корабль давно пора серьёзно подлатать, но сделать это можно только на Севмаше. Ре-монтные работы могут длиться от года до трёх лет, кто же его заменит? Вполне возможно, что ВМФ РФ именно по этой причине и решился на модернизацию крейсера <Адмирал Нахимов>.
Фото Министерства обороны РФ

Comments are closed.

« »