MENU

27.08.2020 • Актуальное, Флот

«Бессмертный экипаж»: Победа –– одна на всех

Боролись с фашизмом, невзирая на национальности

<Бессмертный экипаж> — это не только фотографии. Нам интересны истории людей. И мы всегда радуемся, когда внуки и правнуки не просто обращаются с просьбой пронести портрет своего героя во время шествия
9 Мая, но и делятся интересными фактами его биографии>, — говорят в клубе <Братство Северных конвоев>.

Неслучайно этот проект появился именно в Архангельске. Всё-таки морская душа нашего города — она особенная и передаётся, что называется, по наследству — от поколения к поколению. Клуб <Братство Северных конвоев>, например, создали в 1996 году непосредственные участники легендарных событий, работавшие в дальнейшем в Северном морском пароходстве. Но с годами,
к сожалению, ветеранов оставалось всё меньше, и организация фактически прекратила деятельность.
Несколько лет назад её возродили потомки моряков — участников конвоев и просто горожане, увлечённые историей. Возглавил клуб заведующий музеем Арктического морского института имени капитана Воронина Сергей Терентьев.
В 2017 году в составе <Бессмертного полка> появилась первая в стране международная рота под названием <Бессмертный экипаж>. Курсанты АМИ пронесли сто портретов участников Северных конвоев из стран антигитлеровской коалиции: русских, англичан, французов, канадцев. Получить согласие ветеранов-союзников помог основатель проекта <День Победы — Лондон> Евгений Касевин. В англий-ском клубе <Русский конвой> в считанные дни опросили тех, кто ещё жив,
и родственников моряков. И прислали в столицу Поморья письмо за подписью председателя клуба <Русский конвой> Эрнеста Дэвиса, в котором сообщалось, что они уведомили всех, кого знали по всему миру, и идея нашла поддержку.
Появление <Бессмертного экипажа> осветили некоторые федеральные СМИ, и уже на следующий год в преддверии 9 Мая появились обращения от жителей Мурманска, Кандалакши, Орла. Они присылали фотографии своих родственников — участников конвоев, с портретами которых идут 9 Мая по улицам своего города, и просили пронести их в составе <Бессмертного экипажа>.
В <Братстве Северных конвоев> тем временем придумали развитие этой истории — информационный проект <Бессмертный экипаж>. Был создан сайт, на котором организаторы собирают все сведения о тех страницах истории. Принцип следующий: конвой (откуда шёл, куда, что вёз) — его состав (корабли охранения, транспорты и т. д., по каким маршрутами они ходили, какова их дальнейшая судьба) — экипаж. Где-то удалось разыскать и выложить полные списки моряков, где-то нет. На сайте есть призыв к потомкам: если нашли упоминание своего предка, то напишите что-нибудь о нём, загрузите снимки, воспоминания. Если фамилии в списках нет, но человек точно знает, что его родственник служил на этом судне, — есть возможность самостоятельно добавить информацию.
- Сейчас мы налаживаем сотрудничество с организацией <Проект музея Русский конвой> из Шотландии. Она находится в бухте Лох-Ю, откуда в 1942 году отправлялись в путь конвои, — рассказывает журналист Георгий Гудим-Левкович, один из авторов информационного проекта <Бес-
смертный экипаж>. — Это виртуальный музей, который занимается важной работой — много лет создаёт базу данных западных участников конвоев. Для каждого человека сделана отдельная страничка, на ней размещаются воспоминания, фотографии и видео, которые сохранились у родственников в семейных архивах. В основном там уроженцы Шотландии и Великобритании, но есть и новозеландцы, американцы. Мы связались с организаторами, пообщались, и им тоже оказалась интересна эта тема — воспоминания наших ветеранов о конвоях.
В результате в канун юбилея Победы был запущен проект <Поколение победителей> — 75 парных рассказов: об одном и том же временном периоде вспоминают зарубежный и советский участник конвоев. Истории не всегда стопроцентно точные: люди в возрасте, могут что-то забыть или перепутать, но главное — удаётся передать царившую в 40-е годы атмосферу войны и дружбы, сравнить, какими они видели русских и как иностранных моряков воспринимали мы.
- При глубоком изучении темы всегда находятся неожиданные вещи. Даже общеизвестные цифры: 78 конвоев, 700 с лишним судов — они плава-ющие. На самом деле их больше. Были и одиночные плавания, и суда, по
которым в разных источниках есть разночтения — в каких рейсах участвовали. Много интересной информации связано с кораблями охранения. Это тоже важная страница. Моряки, сопровождавшие суда с грузом и обеспечивавшие их безопасность, тоже внесли большой вклад в историю Северных конвоев, — говорит Георгий Гудим-Левкович.
В контексте полярных конвоев обычно на слуху <большая тройка> — СССР, Великобритания и США. На самом деле стран было гораздо больше — 14. На сайте размещён полный список.
- Даже самый первый конвой <Дервиш> не являлся чисто английским,
в его состав входило голландское судно. Голландия была оккупирована немцами, но часть кораблей этой страны ушли в Великобританию и участвовали в войне против фашистских захватчиков, — поясняет наш собеседник. — То же самое и с оккупированной Норвегией: практически весь норвежский флот, почти 30 тысяч моряков, отправились в Великобританию и США, сохранили верность норвежскому правительству и активно участвовали в Северных конвоях. И даже Бельгия — обладательница совсем небольшого флота — вносила свой вклад. Её тральщики базировались в Исландии, встречали там конвои и провожали их в СССР. Много судов ходило под панамскими флагами. Один интересный факт: на панамском судне <Эль-Капитан>, погибшем в конвое PQ-17, командиром был американский гражданин норвежского происхождения, старпомом — шотландец, гражданин Великобритании. И экипаж состоял из представителей 15 национальностей, включая китайцев.
8 мая участники клуба <Братство северных конвоев> возложили цветы к памятнику на набережной Северной Двины и к британскому мемориалу на Вологодском кладбище. В августе 1942-го британское командование решило провести операцию <Оратор> — направить в СССР дополнительные силы ВВС для прикрытия конвоя
PQ-18. Для базирования на аэродроме Ваенга под Мурманском были направлены две эскадрильи торпедоносцев, которые в случае выхода немецких кораблей на перехват конвоя должны были их атаковать. Самолёты взлетали в Шотландии и совершали перелёт до Кольского полуострова на пределе дальности. Девять самолетов были потеряны: сбиты немцами или разбились из-за потери ориентировки.
Самолёт с бортовым номером AT-138 PL-C в составе группы из 12 торпедоносцев вылетел в ночь на 4 сентября 1942 года с Шетландских островов. Он был атакован двумя немецкими истребителями над территорией Финляндии. Самолёт упал в районе Алакуртти, за линией фронта. Трое членов экипажа — штурман лейтенант Джон Дуглас Смит, стрелки-радисты Джордж Десмонд Криби и Рой Стенли Оттер, а также летевший в качестве пассажира механик вооружения Лесли Гарри Маллинсон погибли.
Пилот сержант Джон Брэй попал в плен. После войны немцы сообщили англичанам, что останки четырёх летчиков были похоронены с воинскими почестями. Однако место могилы не указали. В 1991 году обломки бомбардировщика типа <Хэмпден>, предположительно АТ-138, были найдены поисковиками в 14 км от Алакуртти.
В конце августа 1992 года сотрудникам аппарата военно-воздушного атташе посольства Великобритании было разрешено осмотреть обломки, но они не смогли точно идентифицировать самолёт. Но у одного из погибших — Лесли Гарри Маллинсона — было золотое кольцо с инициалами, которое по фото узнала его сестра, проживающая в Австралии. В 1993 году английские лётчики с воинскими почестями были похоронены в Архангельске по решению британского правительства.
Ещё трое — это моряки, которые умерли в госпиталях Архангельска. Участники клуба продолжают собирать информацию о британцах.
- Ищем информацию о моряках. Уильяму Перту, например, было 26 лет. Он погиб на судне <Эмпайр Скотт> в составе одного из конвоев. При переходе от Кольского залива судно подверглось авиационному налёту, оно отбилось, но несколько человек получили ранения и лечились здесь в военно-морском госпитале, — рассказал Георгий Гудим-Левкович.
В Архангельске колонна <Бессмертного экипажа> участвует в шествии <Бессмертного полка> 9 Мая, являясь самой многочисленной. В 2019 году в её составе прошли более 1200 человек.
- В этом году мы готовились и до последнего, конечно, надеялись. Но пусть это будет онлайн-проект, который продолжится, в том числе как подготовка к 2021 году, когда мы будем отмечать 80-летие прихода в Архангельск первого союзного конвоя <Дервиш>, — сказал Георгий Гудим-Левкович.
Фотографии из личного архива
и Арктического морского института
имени В. И. Воронина

Comments are closed.

« »