MENU

1301_d1104сайт

11.08.2020 • Флот

Круизному флоту — быть

Отечественные предприятия судостроения ориентированы на пассажирский водный транспорт

Кто хотел бы отправиться в круиз по Северной Двине? А может, по Белому морю на Соловки на борту белоснежного лайнера? Наверно, многие, а кому-то это даже удалось, но было 30-40 лет назад или раньше. <Буковина>, <Татария>, <Алушта>, <Юшар>, <Вацлав Воровский>, <Индигирка> -эти имена помнят те, кому за 50. После распада Советского Союза судьба данных судов была предрешена: первые два проданы в Турцию, третье сгорело, четвёртое разрезано, пятое лежит на камнях близ Выборга, а шестое, <Индигирка>, которое теперь известно под именем <Адмирал Кузнецов>, превращено в плавучую гостиницу для паломников на Валааме.

Сегодня транспортная водная система Ар-хангельской области, обеспечивающая судоходство, состоит из бассейнов рек Северной Двины (в него входят реки Северная Двина, Вычегда, Вага, Пинега), Онеги, Мезени (в него входят реки Мезень и Кулой), а также бассейна Белого моря. Протяжённость указанных внутренних водных артерий на нашей территории составляет 3443 км, в том числе с гарантированными глубинами — 2463.
Несколько крупных островов в Архангельске, а также ряд населённых пунктов Холмогорского, Пинежского, Мезенского, Лешуконского, Верхнетоемского районов имеют только водное сообщение. Транспортное обслуживание осуществляется путем организации регулярных пассажир-ских перевозок по воде. При этом в эксплуатации у перевозчиков находятся суда устаревших проектов, которые в большинстве случаев выработали свой ресурс. Средний возраст внутреннего транспорта составляет 40 лет при нормативном сроке эксплуатации 25-30 лет.
Если же говорить о круизных пассажирских судах, то в настоящий момент Архангельская область ими не обладает. Последнее, <Адмирал Кузнецов>, покинуло Поморье в 2014 году.
Развитие круизного флота идёт тяжело, да и неспроста.
В годы Советского Союза суда данного типа строились исключительно за границей: в Болгарии, ГДР, Австрии, Польше и других. Отечественные предприятия были погружены в оборонный заказ, им было не до гражданки. Поэтому так получилось, что сегодня практически всем отечественным круизным судам за 40, а то и 60 лет.

<Мустай Карим>
Сегодня на отечественных верфях возобновилась деятельность по возрождению круизного флота. Работа идёт, но не так быстро, как хотелось бы. Первой ласточкой стал лайнер <Мустай Карим>, который построило по проекту PV300 нижегородское предприятие <Красное Сормово>. Его передача заказчику, компании <ВодоходЪ>, планируется в ближайшие недели. На борту <Мустая Карима> в условиях пятизвёздочного отеля могут разместиться 329 пассажиров. Стоимость круизов на 2021 год начинается от 28 тысяч рублей.

<Пётр Великий> и конкуренты <Гоголю>
Астраханский завод <Лотос> в настоящий момент строит три круизных лайнера, два из которых уже спущены на воду. <Пётр Великий> относится к проекту PV300VD, он слегка крупнее <Мустая Карима> и будет способен ходить не только по рекам, но и по морю. Ввод в строй ожидается в 2021 году.
Два других — круизные лайнеры проекта ПКС180 <Золотое кольцо>. Это уникальные суда вместимостью до 180 пассажиров, разработанные для эксплуатации на круизных маршрутах по мелководным рекам. Их основная особенность — адаптированный колёсный движитель. Преимущество такого инженерного решения, помимо пониженной энерговооружённости, — эффективная работа движителя при минимально возможной осадке. Конкурентом нашему <Гоголю> они не станут, но увидеть их рядом было бы интересно.
Ввод в строй данных судов ожидается в 2021-2022 годах.

Арктические суда для Енисея
В конце прошлой недели,
31 июля, на Средне-Невском судостроительном заводе под Санкт-Петербургом состоялась торжественная церемония закладки головного пассажирского судна проекта А45-90.2 <Андрей Дубенский>. Оно стало первым из двух заказанных Красноярским краем. Суда будут работать на реке Енисей на социально значимом маршруте Красноярск — Дудинка — Красноярск.
Суда данного проекта предназначены для перевозки 245 пассажиров в комфортабельных каютах на маршруте протяжённостью до 5000 км. На их борту будут размещены рестораны, бары, фитнес-комплексы с двумя саунами, деловые офисы и камеры хранения.
Важной особенностью этих судов является возможность доставки пассажиров на берег и обратно в условиях необорудованного причала. Для этого проект предусматривает размещение быстроходного катера, который также может использоваться в качестве разъездного средства.
По условиям контракта суда должны быть переданы заказчику в 2023 и 2024 годах.

Олег КУЛЕШОВ

Comments are closed.

« »