Ох уж эти детки!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/08/fluP5M1cTww-sayt.jpg

Полезные советы психолога Людмилы Петрановской

Есть такое выражение: генералы всегда готовятся к прошлой войне. К родителям и педагогам это изречение относится в ещё большей степени. Родители воспитывают детей в сего-дняшнем дне. Когда мы думаем о том, чтобы было хорошо нашим детям, мы смотрим вокруг, анализируем окружающую действительность и из этого делаем выводы о том, чему их учить, чему не учить, куда направлять. Но при этом редко вспоминаем, что к тому времени, как они вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним. Школа уже сегодня готовит детей к позавчерашнему дню. На сегодня 95% того, что учат дети в школе, на что там тратятся их время и силы, неактуально даже для сегодняшнего дня, не говоря уже про будущее. Это такой парадокс воспитания, что в каких-то других сферах мы думаем вперёд, занимаемся стратегическим планированием, предполагаем, что будет дальше. А когда дело касается воспитания детей, мы как будто забываем про то, что время — идёт, а жизнь — меняется.

За десять лет исчезнут 15% ныне существующих профессий

По прогнозам, за ближайшие десять лет исчезнет от 12 до 15% существующих на сегодняшний день профессий. Ваши дети ещё не вырастут, многие из них даже школу не закончат, а уже частично не будет обычных, базовых профессий, которые есть сейчас. Мы с трудом можем представить, что будет через 20 лет, когда уже точно все ваши дети вырастут.

Современный мир отличается огромной скоростью изменений. Все помнят, когда у вас появился первый личный компьютер? А первый мобильный телефон? Уже есть люди, которые не помнят времени, когда этого не было, и не представляют, как могло не быть в принципе.
Мобильный телефон — это не просто какая-то техническая штучка, он меняет нашу жизнь, отношения, например,
с детьми, которые теперь растут в ситуации непрерывного контроля. Раньше ваши родители знали, что вы делаете целый день? А сейчас кто из вас готов смириться с тем, что вы до вечера не будете в курсе, где находится ваш ребёнок, что он делает, надел ли шапочку, покушал ли?

Дети во многом разбираются лучше взрослых

Насколько сильно меняет жизнь интернет? Во всех смыслах, начиная от возможности удалённой работы и заканчивая тем, что мы больше не можем контролировать, что и когда узнаёт наш ребёнок.
Сейчас дети часто разбираются в чем-то лучше, чем взрослые. Никогда в истории человечества такого не было, а сейчас это норма.
И в ситуации таких быстрых изменений, такой непредсказуемости, такой многозначности взрослые нервничают, они не знают, что будет дальше. Не случайно сейчас так популярны футурологи, которые пытаются понять, что же будет дальше. Когда родители на взводе, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия грядущему, которого мы не знаем.
Это особенность нашего времени: с одной стороны, мы понимаем, что не можем предугадать будущее, с другой стороны, мы переживаем. Но переживать из-за будущего невозможно, потому что невозможно переживать из-за того, чего не знаешь!
Поэтому мы расстраиваемся из-за того, что можем себе представить. Как он сдаст ЕГЭ, усваивает ли те 95% ненужного материала школьной программы, выучил ли он это, запомнил ли другое?..

<Мама-вертолёт>

Говорят, швейцарское министерство образования проводит специальное совещание, где обсуждает, что делать с русскими мамами. Им дали название <мама-вертолёт>. Это мама, которая, как квадрокоптер, нависает над ребёнком и следит за ним, беспокоится.
Когда у вас слишком крутая лестница, вы инстинктивно хватаетесь за перила. Когда происходит слишком быстрый темп изменений, люди инстинктивно хватаются за ностальгию и думают: <Вот как хорошо было раньше>. Слышали ностальгические: <Вот раньше в советской школе хорошо учили>, <А вот раньше там дети слушались родителей>, <А вот раньше дети уважали>, <А вот раньше дети книжки читали>? Психологически это очень понятно.
Другой вопрос: ностальгируй — не ностальгируй, а линия времени идёт в одном направлении. Конечно, может быть,
у нас случится всемирная религиозная фундаментальная революция, и мы все будем ходить в паранджах; или случится ядерная война, и мы будем силками ловить кроликов двухголовых и разжигать от солнца костёр, но это уже совсем форс-мажор. Но мы всё-таки надеемся на лучший вариант, что у всех хватит ума не довести до этого.

Топ-5 устаревших идей, которые мы до сих пор внедряем в головы детей

Идея № 1: Хорошо иметь на всю жизнь надёжную профессию.
Конечно, есть профессии, которые, наверное, точно не исчезнут. Какие-то врачи всё равно останутся, но они, скорее всего, будут очень мало похожи на сегодняшних медиков.
И чтобы таким стать, человеку надо будет полностью переучиваться.

Идея № 2: Нужно копить деньги.
Следующее убеждение, доставшееся нам от бабушек, но его мы исповедуем сами и пытаемся внушить детям: нужно откладывать на <чёрный день>, вообще копить деньги. Но что сейчас означает понятие <копить деньги>?
В современном мире это невозможно, все ставки уже давно отрицательные, а копить и откладывать деньги можно только на какую-то очень короткую перспективу. Дальше что с ними делать? Надо их куда-то вкладывать, а куда — необходимо знать. Просто так принести в банк, положить и успокоиться невозможно, в чулок положить — ещё глупее. Хотя не знаю, что хуже: может, в ситуации банковского кризиса чулок будет оптимальным вариантом. Но стратегия <Копи деньги и будет тебе счастье> больше не работает.
При этом часто мы приучаем детей к бережливости, к чему-то такому, что тоже сегодня зачастую не работает.
В современном мире чаще просто поменять какую-то вещь, чем трястись над тем, чтобы её не порвать и не испачкать. Это объективнее и правильнее со всех сторон. С экономией, в том числе и денег, времени и прочего, не считая нервов…

Идея № 3: Нужно копить знания и во всём разбираться.
<Копить знания>. Человек должен всё знать. Ребёнок должен всё прочитать. <100 книг, которые обязательно должен прочесть ваш ребёнок>, <100 фильмов, которые обязательно нужно посмотреть>. Музеи по списку — обязательно, то — обязательно, это — обязательно.
Объём информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность такова, что помнить её нет никакого смысла. Школа полностью сидит на этом — накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество,
а сейчас единственное, где вы можете это применить, — пойти играть на телевизионную игру.
В современном мире — все об этом говорят — гораздо эффективней ориентироваться в море информации, уметь её добывать, уметь структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Не в школе, не у родителей. Кто-то научится, а кто-то — нет.

Идея № 4: Нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха.
Ещё одна важная истина, которую считали незыблемой наши бабушки и дедушки, что всё хорошее даётся тяжёлым трудом. Ты должен стараться, и усердием добьёшься результата.
Что мы видим вокруг? Успешных людей, многие из них очень много работают. Можно ли их работу назвать словами <усердие>, <трудом добиваются>?
Они работают, как подорванные, потому что это их <прёт>, им нравится, они в своём потоке. Кто-то вообще случайно добивается успеха, а на иных падает с неба счастье явно не в соответствии с приложенными усилиями.

Идея № 5: Вверх по карьерной лестнице.
Карьера в современном мире всё меньше носит вертикальный характер, характер в иерархиях. То, что называется шаг за шагом, ступенька за ступенькой: побыл рабочим, потом бригадиром, потом начальником цеха и так далее. Что мы видим в современном мире? Снова появилась горизонтальная карьера. Когда в последний раз она была? Средневековье, город мастеров, ты не делаешь карьеру в корпорациях, ты просто лучше всех делаешь горшки или плетёшь коврики. Про тебя идёт слава, что так, как ты, не делает никто.
И ты делаешь свою горизонтальную карьеру, ты не становишься начальником всех горшечников, ты просто делаешь самые крутые горшки, и к тебе приезжают со всех окрестных городов, твои изделия растут в цене. И ты берёшь в подмастерья максимум людей, они делают что-то похожее, но всё равно не такое же, как ты. Вот это — горизонтальная карьера. Современный мир делает это очень возможным.
Концепция карьеры в современном мире не про то, что ты обязательно принадлежишь к чему-то большому и внутри этой структуры карабкаешься, а в том, что ты знаешь что-то особое и уникальное.

Какие качества будут нужны детям в будущем?

Специалисты выделяют три компетенции, которые будут наиболее нужны детям в будущем. Их называют три <К>: коммуникация, креативность и критическое мышление.

Коммуникация.
Что происходит, когда дети общаются на уроке, учим ли мы их разнообразным способам общения? Дети вообще очень изобретательны, им можно создать абсолютно не подходящую для обучения атмосферу, они всё равно найдут, как там поучиться. Они очень любят учиться.

Креативность.

Креативность мы в детях поощряем? Ну да, когда мы задали тему: <Сейчас все рисуем Новый год>, то ребёнок, конечно, <выбирает>: он на ёлочке нарисует сосульки или шарики? Это креативность у нас. Насколько мы готовы к тому, что ребёнок имеет право нарисовать что-то совсем другое? Что мы скажем, если он сделает по-другому, если выберет какую-то другую форму, чтобы показать свою мысль? На самом деле поощряется имитация креативности, в узких рамках, <тут узорчик можно чуть по-другому нарисовать>. Реальная креативность — это взлом рамок, это взлом шаблонов, это <сделать так, как никто до меня не делал>. Да вы что! Если ребёнок напишет сочинение так, как никто до него не писал, он не получит ничего хорошего.

Критическое мышление.

Развиваем мы в детях критическое мышление? Упаси боже! Если бы у них появилось критическое мышление, то они бы встали и ушли из этой школы в тот же день. И это не только про детей, но и про взрослых. Людьми без критического мышления управлять просто, поэтому всё направлено на то, чтобы оно не случилось, а если случится где-то, то надо скорее затоптать.

Ценные вещи, которые родители могут дать детям

Фундаментальные жизненные ценности
Вообще понимание о том, что ценности есть. Мы живём в мире постмодерна, где количество этой неопределённости, непредсказуемости, двусмысленности таково, что кажется, и ценностей никаких не осталось, добра и зла нет, никакого <хорошо> и <плохо> нет. И многие дети сейчас растут в этом невнятном для них ценностном бульоне, когда непонятно, что хорошо, потому что сами взрослые дезориентированы. Мы сами иногда не очень понимаем, где у нас какие ценности. Не уверены, что имеем право иметь ценности и говорить о них. Что другие имеют право иметь ценности.

Уверенность в себе и доверие к самому себе
Уверенность в себе, опора на себя, то, что называют self. Мне даже ближе выражение <доверие себе>, умение чувствовать, что нужно именно тебе, не бояться это признать, не бояться это сказать, не бояться этого добиваться. Именно у того человека, у которого есть доверие к себе, который чувствует, что нужно именно ему, есть гораздо больше шансов сделать ту самую горизонтальную карьеру, найти такое свое вышивание крестиком, в котором он будет лучше всех.
<Отбирание пульта управления> — больше всего бьёт по доверию к себе. Мы очень беспокоимся о детях, мы очень нервничаем, мы хотим тут подстелить соломку, тут предупредить, тут ему сказать, чтобы сюда не ходил. В результате мы, конечно, это доверие к себе катастрофически подрываем.
Если вы посмотрите на свою жизнь и жизнь взрослых людей вокруг, увидите, что ничто не даёт такое конкурентное преимущество, как психологическая стабильность и психологическое здоровье. Это гораздо важнее, чем какие-то успехи.
Психологическое здоровье, психологическое благополучие, психологическая устойчивость — то, что обозначается английским словом resilience, то есть способность выдерживать стресс, выдерживать изменения, восстанавливаться после этого — это самое важное качество человека в таком быстро меняющемся мире. Гораздо более важное, чем количество знаний или успешность в той или иной области.

Родительская поддержка
Если мы выпускаем ребёнка в мир такой неопределённости и непредсказуемости, из этого автоматически следует, что он будет совершать ошибки. Это просто вшитая опция,
в этом мире невозможно не совершать ошибки. И здесь нам нужно очень сильно работать над своим собственным отношением к ошибке как к беде, как к вине, как к чудовищному происшествию. Это проблема нашей культуры, что мы не думаем об ошибке как о просто показателе того, что человек учится чему-то новому.
Если человек что-то делает без ошибок, значит, он в это время ничему не учится. Если он что-то делает с ошибками, значит, осваивает новую деятельность. Пока мы не начнём относиться к ошибке как к точке роста, как к неминуемой составляющей ситуации обучения и развития, будем расстраиваться и разрушаться от их ошибок.
Ошибки с выбором института, ошибки с выбором профессии, ошибки с выбором, на что <забить>, а что делать. Люди будут ошибаться, это естественно, и нужна огромная родительская поддержка, чтобы ребёнок знал, что после любой ошибки он может сделать выводы и продолжать.

Свобода выбора, самостоятельность
Свобода выбора и самостоятельность — это вообще самое сложное, потому что мы видим, что современная цивилизация атакует свободу выбора. В этой ситуации мы каким-то образом должны прививать ребёнку любовь к свободе, страсть и умение пользоваться ею. Это сложная задача. Мы иногда даже сами не знаем, как нам со своей свободой быть и как нам её отстоять, и уж тем более как у ребёнка выработать вкус к свободе.
<Матрицу> помните? Мы когда-то увидели и сказали <Ах!>. А поговорите об этом с современными детьми, у них интересный на это взгляд. Они уже привыкли, что все самые интересные события происходят в виртуальной реальности, что жизнь — это скукота, это реферат по москвоведению,
а <движуха>, интерес, страсть — это всё виртуальная реальность, это игры, сериалы, это фильмы, это где-то там.
Наталья ГАЛУШИНА
Фото с сайта canva.com

 

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей