Буксир <Ломоносов>. Последний пароход

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/08/11-sayt.jpg

Как Севмаш прощался со своим паровым флотом

У причала близ заводского батопорта жались-теснились швартовные буксирчики, катера, прочая разъездная мелочь, тут же и вспомогательные плавсредства — сборщики нефтепродуктов, баржонки и плашкоуты. В их окружении простаивал и паровой буксир <Ломоносов>. Он был стар и давно позабыл вкус моря. В его цистерны и ёмкости заливали на хранение жидкие грузы, и опрятным буксир не выглядел. Вёснами его корпус и надстройки не обновляли, и старая краска на них шелушилась слоями. На выщербленной палубе юта теснились металлические бочки, ближе к полубаку валялись бухты тросов, под рваным брезентом грудились мешки ветоши. С буксира уже сняли часть палубных устройств и предметов такелажа, и даже надпись на его фальшборте стёрли, получалось — лишили имени. Но даже в таком запущенном виде <Ломоносов> привлекал внимание: выделялся изящной осанкой седловатого корпуса, вздёрнутым скуластым носом, ладным открытым мостиком вкруговую, высокой мачтой-треногой и дымовой трубой с серпом и молотом на красной полосе.

Ефимыч

— Вижу наш советский герб — есть и молот, есть и серп, — оживился Ефимыч. — Нынче все флотские трубы триколором разрисовали, кое-кто даже царских орлов нацепил. А наш <Ломоносов> как непобеждённый корабль Советского Союза.
Он засмеялся. Будто фуражку, поправил свой берет и шагнул на трап.

1160_d1104
Василия Ефимовича Шабалина многие звали просто — Ефимыч. В этом не было и намёка на некую снисходительность или же панибратство, скорее наоборот: в таком обращении звучало уважительное отношение к старшему, доброму и простому в общении человеку.
Он разменял шестой десяток, но был необычайно бодр и подвижен. Из-за его весёлости порой казалось, что по жизни он шумный и беспечный человек. Это не так: и правда любил пошутить, подтрунить, но ведь и дело своё знал назубок. Осведомлённость Ефимыча в цеховом хозяйстве поражала. Он знал буквально всё: когда и откуда получен тот или иной корабль, буксир, катер, плавдок, даже плашкоут, когда и кому из них идти в рейс или же вставать в ремонт и, конечно, кто и когда капитанствовал либо шкиперил на мостике каждой посудины, кто на ней верховодит сейчас. Знал и людей цеха, можно сказать,

с незапамятных времён, точнее с тех, когда появился на заводе.
Сам он начинал подсобным рабочим, хотя был им очень недолго, дальше постоянно учился — сначала на курсах, потом заочно в <корабелке>, и последовательно менял специальности; моторист, трюмный машинист, механик-дизелист, капитан-стармех лихтера <Колежма>. И вырос, было, до начальника дока — докмейстера, больше того — ходил какое-то время в замах начальника цеха, но с возрастом сам ушёл сначала в отдел техподготовки, а потом и вовсе подался в шкиперы и боцманы.
— Перевёлся на лёгкие работы, — так он над собой насмешничал.
Мы ходили с ним по заводским набережным, встречались с моряками заводских буксиров и плавбаз, поднимались по узким лестницам плавдоков с дремлющими в них судами, спускались в осушенный заводской бассейн, где порой ложились на бетонные плиты или грунт плоскодонные дебаркадеры и СБР…

Житейские эпизоды

И о чём, и о ком ни спроси — у Ефимыча всегда готов ответ. Эти свои рассказы он непременно дополнял житейскими эпизодами, которых знал бесчисленное множество и которые всякий раз удивительным образом приходились к слову. Будь они писаны на бумаге, я бы назвал их миниатюрами.
Во многом благодаря Ефимычу мои выходы из редакции на репортаж в водно-транспортный цех Севмаша всякий раз превращались в занимательные экскурсии.
— Плавмастерская <Полярная> — наша бабушка, — смеясь, представлял он старое несамоходное судно, стоявшее прямо напротив цеха, и тут же выдавал: — Спроектирована заводскими конструкторами в 1957 году, заказ 250! Предназначалась для текущих ремонтов в условиях береговой базы, а также для швартовных и сдаточных испытаний подлодок. Строили её на базе морского несамоходного лихтера
526-го проекта и построили в единственном числе.
Мы шли вдоль новой набережной, рядом с которой высилась ажурная громада плавкрана, и Ефимыч пояснял.
— Это наш гроссфатер фирмы <Блейхерт>, ГДР. Кран прислали в разобранном виде в 1958-м, и для сборки-монтажа требовался понтон. Его конструировали наши, заводские, — заказ 262.
Он любил старые корабли и говорил о них как об одушевлённых существах.
Проходя мимо <Ломоносова>, каждый раз смеялся.
— Вот она — советская паровая машина англичанина Уатта!

Ценное приобретение

В тот день мы условились встретиться у <Ломоносова>. В цехе уже говорили, мол, на разрезку буксира <ходят документы>.
— Пока живой, надо запечатлеть последний пароход завода во всей красе, — так идею оформил Ефимыч.
Хотя и без привычного энтузиазма это сделал.
Дежурной вахты на <Ломоносове> уже не держали, но к назначенному часу у трапа нас ждал шкипер со связкой ключей. Первым капитаном <Ломоносова> был Валерий Сергеевич Козлов. Сейчас же он работал диспетчером. Ефимыч его тоже позвал.
И Валерий Сергеевич вскоре подошёл — в строгом синем кителе, с портативной рацией на ремне через плечо, поздоровался и доложил.
— <Слесаревича> вызвал, идти ему минут десять.
Буксир <Сергей Слесаревич> по нашему уговору должен был вывести <Ломоносова> на заводскую акваторию, чтобы фотокору Жене Сабирову удобнее сделать снимки.
Во времена моего детства такие пароходы уже строились большой серией, и собратьев <Ломоносова> можно было встретить и на Северной Двине. По реке эти буксиры ходили споро, важно, широко раздвигая волну. При этом они непременно кутались в клубы чёрного дыма и порхающего пара.
И помнится, была у них особенность: когда в машине давали реверс, пароход вздрагивал всем корпусом, а из его механического чрева вырывался звук, похожий на короткий выдох, буксир будто восклицал: <Уф-ф-ф! Совсем запыхался!>. Смотрелось забавно.
Я знал, что <Ломоносова> строили в Ленинграде. У завода тогда уже имелись два таких же паровика проекта 730 — <Беломорец> и <Северодвинец> (последний, правда, сначала звался <Молотовцем>). Третий — <Ломоносов> — тоже стал ценным приобретением, в самом конце пятидесятых флот бурно рос, но буксиров не хватало.
— С самого начала ему крупно не повезло, — вспоминал Валерий Сергеевич. — Когда перегоняли из Ленин-града, где-то на Свири с полного хода налетели на камни, помяли цистерны пресной воды. Пришли сюда — и сразу в док, на ремонт днищевой части. А потом сколько плавал — ни одного ЧП!
Мы поднялись по трапу на крыло мостика.
— Это сейчас капитаны буксиров работают — нос из-за стекла не высунут, не выходят из рубки, — сразу заметил Валерий Сергеевич. — А нам больше приходилось вахты стоять здесь. Эх, как заливало волной и дождём! Пока в одних валенках работали, вторые, сменные, в машине сушили. Мокли и мёрзли насквозь, только баня и спасала, на пароходе она имелась.
Валерий Сергеевич погладил ладонью давно не крашенную деревянную облицовку перил. Она была выбелена, иссушена, испещрена уже глубокими трещинками…

Прощальные круги

Подошёл <Слесаревич>, мы перебрались на него. Матросы завели трос, закрепили его, и это у них очень быстро получилось, дали самый малый ход, и старый буксир оторвался от причала. С Валерием Сергеевичем мы поднялись на мостик — оттуда лучше всего открывался вид, а Женя Сабиров с фотоаппаратом изготовился снимать с носовой палубы — так ему было удобнее. <Слесаревич> тихонько вывел <Ломоносова> на широкое место завод-ской гавани, метрах в ста от берега,
с него сбросили трос, и мы попятились от старого буксира.
— В первую же осень нас отправили на Север, — вспоминал Валерий Сергеевич. — Завод сдавал, точнее досдавал несколько подлодок 629-го проекта, и мы с ними работали на базах Кольского полуострова всю зиму. Там тоже с буксирами напряжёнка была,
и нас, как только освобождались от военных заказов, отряжали в Баренцево море — водить баржи и лихтера. Так и челночили до лета, а там, как Белое море вскрылось, вернулись домой — на завод.
Первый капитан <Ломоносова> рассказывал, как отлично стоял буксир
на зыби, как, напротив, трудно приходилось ему на острой волне, как хорошо защищал от наката фальшборт на приподнятой носовой части и как однажды всё-таки не убереглись от жестокого наката, который вышиб иллюминатор на ходовом мостике, окатил
с ног до головы вахту, затопил каюту стармеха да ещё и перебил посуду в столовой.
— Вот как первую нашу атомную лодку выводили, — оживился Валерий Сергеевич. — Таких ведь ещё не было. Понятно, что лёгкий корпус у неё, как у всех, из металла, и у нас кранцы, но всё одно, как-то боязно помять. При кантовке мы аккуратно с лодкой обращались, даже с опаской.
С каждой новой серией, строительство которых осваивал завод, росло водоизмещение подводных кораблей. И наступил момент, когда пятисот лошадиных сил буксиров-паровиков не стало хватать, чтобы справиться с тяжёлыми атомоходами.
— Наших полтыщи лошадей уже мало, — признал Валерий Сергеевич. — Мы уже не основными, а на подхвате работали. А за ковалевскими <азухами> пошли БДРМы, потом и вовсе <Граниты>. Сам ведь знаешь, какие у них здоровенные <туши> — 15-17 тысяч тонн.

Все старики похожи

В самом деле, в конце шестидесятых на заводскую акваторию из Ленинграда и Гороховца пришли новые, молодые буксиры — они были и сильней, и сноровистей.
Из паровиков первым и как-то незаметно ушёл <Беломорец>, потом списали <Северодвинца>. <Ломоносов> оставался, но теперь в шумных звуках его машины слышалось уже не ра-
достное волнение, а усталость, будто пароход, как пожилой сердечник, страдал одышкой.
Наверное, все старики похожи: люди и корабли — похожи своей немощью. Вот и сейчас, оставленный почти на середине заводской акватории, он будто стеснялся своего неряшливого вида, а более всего — своей беспомощности.
Когда мы замкнули второй круг, Женя Сабиров закончил съёмку. Мы отмахнули рулевому, и <Слесаревич> мелким шагом двинулся к <Ломоносову>.
Увлечённый разговором с Валерием Сергеевичем, я не сразу заметил, как Ефимыч отошёл на кормовую палубу и, пока <Слесаревич> кружил на акватории, стоял там, в одиночестве.
Когда же спускался с мостика по трапу, увидел его сиротливую фигуру. Было в ней что-то от надломленного жизнью человека! У ступенек сходни на причал оказались рядом.
В самом деле, в Василии Ефимовиче произошла удивительная перемена — явно опечаленный и, пожалуй, растерянный, он не походил сам на себя. Не было уже присущей ему живой весёлости, скорее напротив — тяготила некая, вовсе не случайная мысль.
Даже не скажу, что мне тогда помешало его расспросить, — наша немалая разница в возрасте, обыкновение не совать нос в чужие дела или же просто постеснялся. Но мельком проскочило: они же с <Ломоносовым> пришли на завод одним годом, получается — ровесники.
Швартовы легли на причальные кнехты, мы сошли на берег и уже шагали к лебёдочной. Справа, в небольшом газончике, деревья стояли голые, сухие — настоящие мертвецы.
Ефимыч обернулся.
— Жил-был работяга… А теперь 238 тонн металла. Жаль тебя, приятель!

Круглый сирота

В последний раз мы пришли к <Ломоносову> поздней осенью. Старик стоял у батопорта всё в том же окружении жалких судов, которые тосковали по живой, свободной воде.
Упорная серая осень одолела и <Ломоносова>, и он, сгорбленный под тяжестью заваленных снегом палубы и надстроек, будто спал, привалившись к обледенелому причалу. По сугробам поняли: вахты на буксире нет, и мы сами спустились к нему по сходням.
В помещениях царило разорение: переборки выломаны, в проходах — листы старой фанеры и мусор… Дверь в ходовую рубку поддалась с трудом. Мы перешагнули обрезки брошенных досок и огляделись: обшивка раскурочена, на подволоке и стенах обрубки кабельных трасс, несколько пакетников и крестовок, лаг, небрежно замазанный краской. Ещё стояла тумба машинного телеграфа, но уже не было штурвала.
— Без штурвала корабль — круглый сирота, — поймал мой взгляд Ефимыч и сокрушённо продолжил: —
С этим вышла незадача! Можно сказать, капитанский символ, а его сняли, чтоб высокому чинуше на юбилей подарить. Наверняка он этот штурвал в своей прихожей уже приладил. Поди, врёт гостям, мол, в моря ходил.
Мы спустились в машину. Ноябрь-ский свет едва пробивался через грязные стёкла капа. Включили переноску и осмотрели котельную установку, пустые бункеры, саму паровую машину, сохранившую запахи мазута и масел.

***
Было нечто грустное, щемящее в том нашем последнем посещении.
И вот там, в давно остывшей машине, в окружении потускневших латуни и меди, среди множества рычагов и труб, поручней и вентилей, отполированных ладонями машинистов, на какой-то миг возникло ощущение, что старый забытый пароход просто за-дремал. Ещё минута-другая, и <сверху> дадут команду поднять пар, всё вокруг придёт в знакомое движение, вздохнёт машина, вздрогнут стрелки манометров, звякнет телеграф, и последний пароход Севмаша продолжит скромную жизнь морского труженика.

СПРАВКА
Из паровиков первым и как-то незаметно ушёл <Беломорец>, потом списали
<Северодвинца>. <Ломоносов> оставался, но теперь
в шумных звуках его машины слышалось уже не радостное волнение, а усталость, будто пароход, как пожилой
сердечник, страдал одышкой.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото Евгения Сабирова

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив записей