«Ел честно заработанный хлеб…»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/06/Screenshot_217.png

Воспоминания о ветеране «Арктики» Михаиле Кондраткове

В этом году исполняется 65 лет со дня сдачи ДЭПЛ «Б-67» (зав. № 636) с первыми на подводной лодке баллистическими ракетами с надводным стартом. Ответственным сдатчиком по электрочасти был на этом заказе М.С. Кондратков. Михаил Семёнович — первый мой производственный мастер, когда я пришла на работу в ЭМП-8 электромонтажницей после окончания судостроительного техникума в 1959 году. Последняя наша встреча с ним состоялась 2 мая 2009 года по случаю его 80-летия.

Под швейной машинкой

Родился Михаил Семёнович на Алтае. Отец слыл мастером на всю округу. И мама на селе была человеком, всеми любимым. Но в 37-м волна раскулачивания докатилась до их мест. Отобрали кузницу и лошадь с коровой. Семья переехала в Казахстан. Отец стал работать слесарем. Семью
с четырьмя детьми поселили в 12-метровую комнату в бараке, восьмилетнему Мише досталось место под швейной машинкой.
Чтобы как-то помочь родителям, ещё в школе Миша работал грузчиком. В 1946 году поступил в Севастопольский судостроительный техникум, эвакуированный в войну в Алма-Ату, на специальность «Электрооборудование судов». Через год техникум вернули в Севастополь. Учились вечером в полуразрушенной школе близ Малахова кургана, а разместили 400 студентов на плазу Северного судостроительного завода. Здесь же днём проходили практику.
Жили голодно, но лишения в молодости переносились легко. На помощь родителей не приходилось рассчитывать, поэтому основной заработок — подработка грузчиком в порту. В Молотовск из тёплого Крыма приехал Михаил по окончании техникума в мае 1951 года.

Спорил с самим Королёвым

Работал Михаил Семёнович на многих заказах — от эсминцев проекта 30-бис до «Акул» и «Гранитов».
Но самое яркое впечатление осталось от первой ракетной подлодки проекта 611В, от встреч с ответственным сдатчиком завода № 402 Иннокентием Степановичем Бахтиным и конструктором ракет Сергеем Павловичем Королёвым.
Лодку привели из Ленинграда для переоборудования по экспериментальному проекту ЦКБ 16 «Волна» с врезкой дополнительного отсека под установку ракет с надводным стартом и дальностью полёта 150 км конструкции С.П. Королёва. Работали тогда круглосуточно, в будни и выходные. Помню, как Михаил Семёнович подчёркивал энтузиазм всех, кто строил первую в мире ракетную подлодку, и напряжённое ожидание при первом в мире старте баллистической ракеты с борта лодки, и радость, когда получили сообщение: «Посылка получена «в колышек».
А на комплексных испытаниях в Кандалакшском заливе во время проверки функционирования систем вооружения неожиданно сработало реле максимальной защиты электродвигателя привода стартового стола. Сергей Павлович подошёл к станции управления и начал открывать запоры,
а там напряжение 320 вольт. Кондратков резко в непечатной форме приказал ему отойти. Королёв побагровел и вышел из отсека.
Вернувшись после устранения неисправности, предупредил Михаила Семёновича:
— Миша, если ещё раз позволишь такое — сгною!
— Хорошо, Сергей Павлович, если вы не будете заниматься не своим делом, — опять не сдержался наш строитель. На этом инцидент был исчерпан.
Главный конструктор ракет не был злопамятным и с пониманием относился к людям. Он ясно осознавал, какую колоссальную нагрузку несёт сдаточная команда, спавшая по три часа в сутки. Для всех главным было выполнить дело государственной важности наилучшим образом.

А рубка проплыла мимо…

Ещё об одном инциденте в Кандалакшском заливе рассказал мне тогда Михаил Семёнович. Пуск из второй шахты оказался неудачным, ракета была сброшена за борт,
а часть топлива (керосин) и окислитель (азотная кислота) попали в шахту. Королёв заметно нервничал, он прекрасно понимал, чем может обернуться для сдаточной команды освобождение шахты от токсических веществ, и срочно отдал команду возвращаться на базу.
Кондратков быстро организовал очистку с помощью подручных средств. Главный конструктор у всех на глазах обнимал и благодарил Михаила Семёновича за самоотверженную работу.
А в другой раз радисты доложили, что связь не работает из-за обледенения антенны. Кондратков сам вышел наверх, стал отбивать лёд с изоляторов. Вдруг льдина ударила по ногам, и он оказался в воде. Когда взобрался на льдину, ограждение рубки уже проплыло мимо, но он успел ухватиться за леерное ограждение.

Премия от главного конструктора

— Королёв был высоконравственным человеком, — вспоминал Михаил Семёнович, — не только жёстким, чего требовала его работа, но и умел вовремя отблагодарить. После первого в мире пуска баллистической ракеты мор-ского базирования Р11ФМ с полигона в Нёноксе и получения радистами сообщения «Посылка получена» Сергей Павлович всем, кто находился в ракетном отсеке, пожал руки и поздравил. Затем достал чековую книжку, выписал чек и со словами: «Всех премировать» — передал сдаточному механику М.Г. Калинину.
Не помнил Кондратков на момент нашего разговора суммы премии. Дело не в ней. Главное — это была «королёвская» премия!
«Прекрасный организатор, всегда работавший в режиме паровоза, без колебаний принимавший на себя основную нагрузку и ответственность», — так отзывался о нём главный строитель корабля И.С. Бахтин.
Послужной список Михаила Семёновича — от помощника мастера до начальника участка. За ударный труд он был отмечен семью медалями. И об общественной работе не забывал: несколько лет был секретарём комсомольской организации цеха 1. Дружил со спортом.
— За жизнь благодарен. За то, что ел честно заработанный хлеб. Любил и был любим, — сказал он в последнюю встречу.
Уже десять лет нет его с нами…
Вот такой он, бывший труженик «Арктики». С историей жизни, как у многих его ровесников. Переживших страшную войну и с честью и доблестью строивших российский подводный флот.
Галина КОВАЛЬ
Фото из архива автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей