MENU

Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза». Кадр из сериала «Зулейха открывает глаза».

15.05.2020 • Культура

Зулейха открывает дискуссию

Мнения о сериале по бестселлеру Гузель Яхиной полярно разделились

Противоречивые отзывы собрал сериал режиссёра Егора Анашкина «Зулейха открывает глаза» [12+], который транслировался по телеканалу «Россия 1» в апреле. Уже вышли все восемь серий, посмотреть их можно на видеоплатформе «YouTube» — история лежит в сети в открытом доступе. В центре сюжета — деревенская татарка, семью которой в 1930-м раскулачили, мужа и свекровь убили, а саму её отправили осваивать сибирские земли — в глухую тайгу, на берег Ангары. Здесь объединились не только бывшие кулаки, но и старорежимные интеллигенты, и уголовники.

Рейтинг ввысь

Исторический контекст в сериале переплетён с житейской драмой и даже любовной линией. Эпизоды даже чересчур стремительно сменяют друг друга.
Вот показана татарская деревня и хозяйство тех лет, вот переселенцы уже ютятся в тесном вагоне, а вот они и на берегу без тёплой одежды и инструментов готовятся пережить зиму. Строят землянку, пищу добывают охотой и рыбалкой… Одним словом — выживают в условиях суровой природы (кстати, одна из сцен снималась недалеко от Архангельска). И всё — под надзором приставленного к ним чекиста-коменданта. Который, впрочем, и сам в ловушке.
В основу романа «Зулейха открывает глаза» легли рассказы бабушки Гузель Яхиной, высланной в Сибирь. В своё время книга получила несколько литературных премий, но сериал породил куда больше дискуссий. Видимо, читающих людей в стране всё же меньше, чем смотрящих телевизор в прайм-тайм. Потому что сейчас, то ли из-за всеобщей самоизоляции, то ли из-за действительного интереса к этой истории, «Зулейху» смотрели очень активно. Сериал по рейтингу возглавил топ премьер всего будничного прайма этого года в аудиториях «18+» и «4+», пишет PR-служба ВГТРК.
На пользу популярности сериала пошёл и актёрский состав. В роли Зулейхи — Чулпан Хаматова, коменданта Игнатова сыграл Евгений Морозов, также на первом плане персонажи Юлии Пересильд, Александра Баширова, Сергея Маковецкого и Романа Мадянова.
А ещё больше зрителей картине принёс с первых серий ставший очевидным резонанс. Казалось, равнодушными сериал не оставил никого.

Изначально роман Гузель Яхина писала как сценарий. В 2017 году Башкирским театром драмы по нему был поставлен спектакль, который получил премию «Золотой маски».

Плевок в лицо?

Председатель ЦК партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин потребовал запретить показ сериала по ТВ, назвав его «пасквилем на советское прошлое» и «плевком в лицо всему нашему российскому народу». Говоря о создателях картины в одном интервью, он высказался так: «Эти господа, являясь антисоветчиками, пытаются притянуть за уши любые факты, которые позволили бы очернить советское прошлое». Хотя раскулачивание — исторический факт, который вряд ли можно оспаривать. Как и то, каким образом и чьими силами в СССР осваивали сибирские земли.
А татарская писательница, общественный деятель Фаузия Байрамова и вовсе назвала сериал унижением нации. Впрочем, не пришёлся ей по вкусу и роман-первоисточник, и главная героиня. Постельная сцена в мечети и мрачная картина традиционной семейной жизни у многих вызвали отторжение.
Чулпан Хаматова, кстати,
в этой роли приглянулась далеко не всем. Одним она показалась слишком «в теле» для голодающей ссыльной, другим — слишком неэмоциональной, третьим — слишком старой для этой роли.
И, что показалось странным лично мне, её героиня за чуть ли не два десятка лет, что охватывает сюжет, практически не меняется внешнее. Думается, что в реальности женщина, пережившая то, что пережила Зулейха, могла бы и вовсе стать неузнаваемой.
А вот автору книги Гузель Яхиной именно Хаматова с самого начала виделась в этой роли: «Чулпан умеет сочетать в себе и хрупкость, и нежность, и силу, и внутренний стержень, и характер — всё то, из чего складывается Зулейха».

На YouTube у сериала солидные просмотры: у каждой серии более двух миллионов, а у первой — все четыре. Судя по комментариям, некоторые недовольные зрители поплевались на старте, а дальше смотреть не стали. Но поплевались хорошенько. Тут сериал называют «очередной лживой мерзостью и пакостью», призывают прокуратуру возбудить уголовное дело против создателей картины. Пишут: «Чем хуже идут дела в современной России, тем больше вынуждена зверствовать НКВД на экранах телевизоров».
Зато под финальной серией мнения кардинально иные. Сериал называют великолепным, пронизывающим насквозь. Персонажей — сильными духом, умеющими поддержать друг друга. Историю — учащей оставаться людьми, решать проблемы и любить.

Вышла мелодрама

Мне же второстепенные персонажи показались куда более колоритными, чем Зулейха и Игнатов. Интереснее наблюдать за художником Иконниковым (Дмитрий Куличков), который разрисовывает потолок в деревянной постройке на манер Микеланджело. За доктором Лейбе (Сергей Маковецкий), который и в книге запоминается своей необычной судьбой, и на экране раскрыт не хуже. Роман Мадянов очень правдоподобно отыгрывает неприятного Зиновия Кузнеца, Александр Баширов — уголовника Горелова, театральная звезда Роза Хайруллина — Упыриху, свекровь Зулейхи. С другой стороны, значительную часть актёров в этих амплуа мы уже видели. Мадянова — в «Левиафане», Баширова — в «Грузе 200», и так далее.
Режет глаз и небольшой перекос в сторону мелодрамы. Там, где хочется более детально рассмотреть быт ссыльных, погрузиться вглубь тайги и увидеть, как менялись герои от страницы к странице и от серии к серии, нас окунают в переживания и романтику. Зулейха из суеверной молчаливой женщины, которая во всём повинуется мужу и терпит от него насилие, превращается в охотницу с ружьём, которая может громко высказать своё мнение и постоять за себя. Только вот в сериале на этом важном переходе почти нет акцента.
Как по мне, из действительно многообещающего романа сделали что-то в духе «Рос-
сии 1» — в самом худшем смысле, — лишь бы привлечь к экранам побольше домохозяек. Но этот сериал всё же на голову выше большинства мыльных опер отечественного ТВ.

 Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Comments are closed.

« »