MENU

08.05.2020 • Прошлое и настоящее, Судостроение

Первый бригадир «Звёздочки»

И даже почётную грамоту он получил под № 1

Алексей Косенко.

Алексей Косенко.

Когда началась война, Алексею Косенко, уроженцу села Пристень Ровенского района Белгородской области, не было и одиннадцати лет. Но он, как и вся деревенская ребятня, помогал фронту, работая в колхозе имени П.Л. Войкова. Пас скот, убирал урожай, заготовлял дрова на зиму.

Профессию выбрал сам

В конце 40-х, повзрослев, комсомолец Косенко по набору молодёжи для восстановления народного хозяйства был направлен в школу ФЗО Ленин-града. Профессию выбрал сам — судового сборщика. Учился Алексей
с большим желанием, зная, что получит направление на судостроительное или судоремонтное предприятие.
Однако у парня получилась небольшая заминка: его старания и способности быть лидером в группе были замечены руководством учебного заведения.
Алексея отправили учиться на годичные курсы школы мастеров трудовых резервов для ремесленных и технических училищ.
Осенью 1951 года выпускников стали распределять по заводам машиностроительной промышленности. Алексей Косенко выбрал Северо-двинск. Его приняли на Севмаш мастером производственного обучения при заводской школе ФЗО.
Начинающего корабела поразили масштабы завода-гиганта, строящего корабли. В должности мастера Алексей пробыл около трёх лет. Но парня
с трудовой закалкой с одиннадцати лет тянуло на производство.

Корабела, имеющего в кармане документы судового сборщика и мастера производственного обучения, на «Звёздочку» приняли с большим желанием.

Доверили сборщиков

В 1954 году Косенко перешёл работать на только что открывшееся предприятие — «Звёздочку». Корабела, имеющего в кармане документы судового сборщика и мастера производственного обучения, сюда приняли с большим желанием. Такие кадры молодой ягринской верфи были ой как нужны!
Алексею сразу же доверили бригаду сборщиков. Так он стал первым бригадиром предприятия. «Звёздочка» приступила к ремонту первых заказов — дизельных подводных лодок времён Великой Отечественной войны С-101 и С-102, надводных кораблей, паро-хода «Прончищев», рыболовных тpayлеров.
Ветеран вспоминает:
— В бригаде народ был, как говорится, разношёрстный. Возраст рабочих — от хулиганистых ребят до почти стариков. Одни приехали из далёкой глубинки, другие расстались с детским домом, третьи, отслужив срочную службу на флоте, решили трудиться на «Звёздочке».
С последними было обращаться гораздо проще, а вот с теми, кто не только корабля не видал, но и колёсного парохода, приходилось нелегко: боялись опускаться в отсек лодки или большого охотника. Да и дисциплину молодёжь не всегда соблюдала, были случаи, когда лично ходил по утрам будить ребят на работу. Вот с таким контингентом мне как бригадиру приходилось выполнять задания. И ведь выполняли!

На ледоколе «Ленин»

А всё потому, что умел комбриг — так его в шутку называли вчерашние моряки — ладить с народом.
Бывало, соберёт вокруг себя неумельцев, возьмёт в руки орудие труда и начинает показывать им уроки профессионального мастерства. Естественно, это ребятам шло на пользу, некоторые из них основательно закрепились на «Звёздочке» и трудились здесь до выхода на заслуженный отдых. Завод развивался, набирало темпы социалистическое соревнование.
При подведении итогов соревнования в честь 38-й годовщины Октябрьской революции директор предприятия вручил бригадиру Алексею Косенко почётную грамоту № 1. Так первый бригадир «Звёздочки» стал её обладателем.
Далее бригаде Косенко пришлось работать на первых атомных подводных лодках, первом в мире атомном ледоколе «Ленин».
— Трудиться на ледоколе для нас было почётно, но и опасно. Задания выполняли на большой высоте, демонтируя оборудование, а потом новое или отремонтированное ставили на штатное место. Но мы старались, — рассказывает Алексей Владимирович.
Участвовала бригада сборщиков Косенко и на завершающей стадии ремонта арктического исполина, выезжая на Север. Ледокол был надёжно обновлён, так как после ремонта крошил льды Арктики ещё почти двадцать лет.

Есть в Книге Почёта

Бывая в заводском музее, Алексей Владимирович обязательно подходит к модели ледокола, смотрит на фотостенд, посвящённый легенде атомного ледокольного флота России, заводским корабелам, принимавшим участие в его ремонте.
За успехи в производстве он награждён медалью «За трудовую доблесть», орденом Трудового Красного Знамени. Его трудовая книжка буквально исписана поощрениями. Есть
у ветерана и награды текущего века — почётный знак «100-летие ВЛКСМ» и медаль «Дети войны». Имя первого бригадира занесено в Книгу Почёта «Звёздочки».
Алексей Владимирович давно находится на заслуженном отдыхе, но по возможности свой родной завод не забывает и постоянно интересуется его жизнью.
Анатолий ПОПОВ
Фото из фонда музея «Звёздочки»

Comments are closed.

« »