Разбираемся в большом арт-проекте режиссёра Ильи Хржановского
Нашумевшая работа российского режиссёра Ильи Хржановского — это не фильм, не сериал и даже не реалити-шоу. Это масштабный арт-проект под названием «Дау» [18+], работа над которым велась больше десяти лет.
За это время отснято 700 часов киноматериала, из которых на сегодняшний день смонтировано 14 фильмов и три сериала. И это не говоря уже о видеоперформансах и научных фильмах.
О жизни физика
Изначально всё задумывалось как байопик (фильм-биография) о жизни советского физика Льва Ландау. Дау — его домашнее имя, для семьи и друзей.
Первая версия сценария основывалась на мемуарах Конкордии Дробанцевой, жены учёного. Они вышли в свет в 1999 году в виде книги «Академик Ландау: как мы жили». Также использовались архивные документы.
Хржановский хотел показать взгляд на одну личность с различных точек зрения.
Только вот в процессе работы от первоначального замысла практически ничего не осталось. Даже имена сменились: физика зовут не Ландау, а Дау, его жена из Коры превратилась в Нору, а академик Капица получил фамилию Крупица, поясняет кинокритик «Медузы» Антон Долин. При этом у персонажей есть прототипы, некоторые черты которых сохранены. А большинство героев проекта играют измёненные версии самих себя, перенесённые в другую эпоху.
Новая реальность
Грубо говоря, в «Дау» создана новая реальность. И все люди в ней вроде бы действуют исходя из собственных желаний, а вроде бы и по наводке режиссёра. Критики отмечают, что проект исследует сложные взаимоотношения постсоветского человека (в том числе учёного и художника) с тоталитарным наследием СССР, зависимость от него.
Действие проекта разворачивается в закрытом советском Институте физических проблем (его называют просто — Институт, а здание построили специально для съёмок), где работает главный герой.
В «Дау» показана не столько научная работа института, сколько жизнь его сотрудников. Иногда действие переносится в условную Москву, иногда — в условный Харьков, но города почти никогда не называются.
С реалити-шоу «Дау» роднит то, что здесь почти нет профессиональных актёров. Роли исполняют реальные люди, близкие своим персонажам по интересам и психологическим типажам. Роли учёных сыграли настоящие учёные (в основном математики и физики), роли священников и раввинов — священники и раввины.
Всего в проекте снялись около 300 человек. Эпизодические роли исполнили непрофессиональные актёры, в том числе политические деятели, студенты, сотрудники органов госбезопасности, а также бездомные, проститутки, безработные и даже неонацисты.
Сколько в долларах?
Съёмочный процесс проходил без сценария, участники импровизировали, но в заданных рамках. Жизнь на условной «сцене» подчинялась законам советского времени: каждый, кто попадал на площадку, переодевался в одежду той эпохи (1930—1960-е годы), питался едой, которую производил советский общепит, расплачивался советскими деньгами. Тем временем камера оператора наблюдала за людьми, живущими в этих придуманных условиях, и запечатлевала самое важное — как под воздействием обстоятельств меняется их привычное поведение.
Такая работа, особенно растянутая не на один год, не могла не обойтись в кругленькую сумму. Ещё до старта съёмок, в 2007-м, планировалось, что бюджет фильма составит 3,5 миллиона долларов. Но уже в конце 2008-го стало известно, что траты перешли отметку в 10 миллионов. Сейчас же бюджет фильма и вовсе не разглашается. В своём интервью Ксении Собчак Илья Хржановский отметил, что эта сумма велика относительно арт-кино, не только российского. Однако, если говорить о возможных аналогах столь масштабного проекта, скажем, в Европе, — бюджет не так уж и велик.
Пытки и насилие
В «Дау» всё было настоящим: еда, сон, секс, выпивка, рукоприкладство и даже сцена убийства свиньи. Звучит пугающе, но насилие участники проекта применяли по отношению друг к другу. Авторы в это почти никогда не вмешивались. Всё, что происходило в Институте, могло сниматься на камеру, включая интимные моменты. Тут важно пояснить, что участники всегда знали, что их снимают. А после того как фильмы были смонтированы, каждому обязательно показывали фрагменты с его участием. Человек имел право не дать своё согласие на их публичный показ.
А ещё в фильме снимались дети. И недавно, после премьеры очередной части фильма («Дау. Дегенерация»), прокуратура Харькова возбудила уголовные дела по фильму из-за подозрений в пытках детей в процессе съёмок. В заявлении офиса генпрокурора Украины сообщается, что в процессе съёмок детям-сиротам могли причинить «физическую боль или нравственное страдание путём насильственных действий».
Кроме того, в фильме есть «признаки произведения, пропагандирующего культ насилия и жестокости или дискриминации», сообщает «Российская газета». Чуть ранее уполномоченный президента Украины по правам детей Микола Кулеба обратился в полицию с требованием расследовать использование в съёмках младенцев из детских домов, которых в фильме связывают, а дети кричат и плачут.
Неудивительно, что наше Министерство культуры отказало в прокатном удостоверении как минимум четырём сериям картины. Познакомиться с этим новаторским проектом вы можете в сети. Он может смущать, может вызывать неприязнь. Но это точно новое слово в кинематографе.
Фото с сайта www.kinopoisk.ru