Выдающийся писатель или образчик безнравственности?

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/04/t14592340_d1104.jpg

Разные взгляды на Фёдора Абрамова

Два автора в «Северном рабочем» за 20 марта, не полемизируя друг с другом, обращаются к одному имени — Ф.А. Абрамов. Но какие разные дают оценки писателю! Я о публикациях Светланы Богомоловой «В ладу с совестью и правдой» и Ангелины Прудниковой «Нравственность — красивая сказка»

 

Каждое слово выстрадано

Если для С. Богомоловой Фёдор Александрович Абрамов — «выдающийся русский писатель и его книги дарят читателю бесценный опыт жизни», то для А. Прудниковой он «персонаж, который мало кого убеждает».
Ещё сравним. С. Богомолова пишет: «Творчество писателя неразрывно связано с простым народом, с русской деревней», в то время как А. Прудникова утверждает: «Писатель нарушил заповедь рода — вынес сор из избы», чем навсегда порвал с крестьянством, со своим народом.
И если у С. Богомоловой читаю: «Очень много людей едет к абрамовским местам», то А. Прудникова опять в оппозиции: по её мнению, Ф. Абрамов, «опозорив свой род, опозорив страну», достоин изгнания из душ, сердец народа и его участь — быть неприкаянным.
По разному поводу пишут они. Светлана Богомолова делится впечатлениями от встречи с родственницей Абрамова Т.А. Митусовой в одной из литературных гостиных. Ангелина же Прудникова отвечает на статью А. Неверова «Жестокий век, жестокие сердца».
А. Неверов и А. Прудникова полемизируют о сталинской эпохе, ставя во главу угла проблему нравственности. Неверов в своих рассуждениях опирается на произведение Абрамова «Поездка в прошлое» — в нём отражена психология людей того времени. Прудникова, не удосужившись понять, с какой целью в статье о Сталине оппонент вспомнил о писателе, резко высказывается о Ф. Абрамове. Для неё он «образчик безнравственности, полного шатания по курсу». Поскольку личность писателя и его творчество неразделимы, значит, оценка даётся в целом.
Не включаюсь в полемику о Сталине — поразило то, насколько категорично и, считаю, односторонне А. Прудникова судит об Абрамове.
Никто не утверждает, что Абрамов ангел: были ошибки, которые он совершал как человек своего времени, но от этого не менее и страдал.
Его вдова Людмила Крутикова пишет: «Иногда ему, как и многим в те годы, приходилось идти на компромисс. С немалым трудом освобождался он от ложных идей, когда мерой всего был не человек,
а борьба, да ещё ожесточённая, за светлое будущее».
После партийного собрания ленинградских писателей в 1964 году, на котором Ф. Абрамов поднимал злободневные вопросы времени, но не был услышан, в его дневнике появится запись: «Урок мужества и одиночества». Именно с этого времени, считает Людмила Владимировна, «писатель идёт путём бесстрашных исканий, что и одухотворяло все его книги». В них у него выстрадано каждое слово.

Стремился разбудить совесть

А. Прудникова словно ставит в вину писателю его работу в СМЕРШе. Но ведь известно, что по причине тяжёлых ранений Ф. Абрамов не мог вернуться на фронт, поэтому в 1943 году был взят на службу в СМЕРШ. Ф. Ястребов, друг и коллега Абрамова, так отзывался о нём: «Фёдор учил нас не рубить с плеча, стараться видеть мотивы человека и, даже если тот виноват, понимать, что степень вины может быть разная». Нравственно это или безнравственно?
Обвиняет А. Прудникова Абрамова и в другом: «Потом доцент столичного университета…», «вырвался из своей среды». Понимаю так: стал городским жителем, интеллигентом, писателем, вместо того чтобы ходить за плугом, сеять, косить.
Вам ли, Ангелина Владимировна, не знать, почему «вырвался»? Другая была предназначена стезя — продолжить образование, стать тем, кем стал. Невольно приходит на ум М.В. Ломоносов. Теми же мерками будем мерить?
А вот героиня Абрамова Алька уезжает из деревни по другой причине: «Свой дом на задворках… недолюбливала», влекла её красивая городская жизнь. Потому и больно писателю, что рвутся связи с родной землёй. Сколько людей уехало из деревни по разным причинам. В основном — учёба и работа. Да и в Северодвин-ске через человека — выходец из села. Тоже обвиним?
Фёдор Абрамов, по мнению А. Прудниковой, нарушил «заповедь рода — не выносить сор из избы». Полагаю, речь идёт об открытом письме землякам «Чем живём-кормимся» 1979 года. И что же такое вынес на всеобщее обозрение Абрамов? Читаем: «Телята ежегодно гибнут в Верколе среди лета, когда трава кругом… Многие пашни заброшены, заросли кустарником… Ничего не стоит иному механизатору прокатить по хлебному полю… В окрестных лесах неубранная хвоя, хлам, где рубили дрова… Битые бутылки, банки консервные… Вековечные лужи на главной веркольской улице…».
Это лишь малая часть того «сора», о котором пишет Фёдор Абрамов. Но главное, что тревожит писателя, — равнодушие и пассивность односельчан, вечная надежда на строгого и справедливого начальника. Думаю, о судьбе этого письма Ангелине Владимировне известно.
Вот ещё цитата Людмилы Крутиковой: «О чём бы Абрамов ни писал, он винил не только тоталитарную систему, партийную бюрократию, власть имущих, но и каждого из нас, миллионы рядовых людей, которые вольно или невольно потворствовали беззаконию, бесхозяйственности. Обращённость к каждому из нас, стремление разбудить совесть, пробудить социальное мышление и чувство личной вины и ответственности за всё происходящее отличает публицистику Абрамова».
Не о желании ли Абрамова видеть не рабов и крепостных в своей стране, а свободных, мыслящих людей пишет Л.В. Крутикова?
В начале своей статьи
А. Прудникова поясняет:
«Я ведь призываю только не судить тот век со своей колокольни — или из своего колодца, как кому угодно, ибо не имеем на это права, это некорректно». Но корректно ли звучит по отношению к Ф. Абрамову — «этот персонаж», «образчик безнравственности»? И не со своей ли колокольни судит она писателя?

Умевший быть верным

Знаю Ангелину Владимировну как творческого, думающего, активного человека. Её советы бывают уместны и полезны, а радение за пишущую братию города достойно уважения. Она всегда имеет свою точку зрения и не боится её высказывать. Но жёсткость оценок порой просто шокирует — в данном случае оценок Ф. Абрамова.
Не сомневаюсь, что Ангелина Владимировна ждёт реакции на свою статью. Понимает же, что «ложка дёгтя» в 100-лет-ний юбилей всемирно признанного писателя особенно горька для близких, друзей, тех, кто гордится, что родина Фёдора Александровича Абрамова — наш родной Север, Пинежье.
Трудно представить Ф. Абрамова неприкаянным. Его сердце успокоилось в родной Верколе, у дома, построенного своими руками. Рядом с ним та, что всегда была верной женой и другом. Его именем названы школы, библиотеки и улицы, фестивали и премии, аэропорт и теплоход, а где-то там, высоко в небе, есть малая планета имени Фёдора Абрамова.
Но взоры самого писателя всегда были обращены на Землю — к русской деревне, которой, как он считал, наша страна обязана многим.
И в завершение — строки поэтессы Марии Аввакумовой, жизненный путь которой тоже начался в деревне:

Иду по широкой дороге,
той самой, где тысячу раз
Прошёл он, возвысивший
многих…
покуда не скрылся из глаз.
Над нею, в заоблачных сферах,
— так ярко
привиделось мне! —
Шёл путник, умевший
быть верным
и Верколе, и стране.

Так всё-таки выдающийся писатель или образчик безнравственности? Что думаешь ты, читатель?
Татьяна БЕЧИНА
Фото с сайта pgpb.ru

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Архив записей