MENU

«Комсомолец» затонул на глубине 1 658 метров. Он до сих пор лежит на дне. «Комсомолец» затонул на глубине 1 658 метров. Он до сих пор лежит на дне.

03.04.2020 • Прошлое и настоящее

Трагедия «Комсомольца»

О гибели уникального подводного атомохода

7 апреля 1989 года в Норвежском море произошла авария советской атомной подводной лодки «Комсомолец» с ядерным оружием на борту, в результате которой лодка затонула, а большая часть её экипажа трагически погибла.

Для научных задач

АПЛ «Комсомолец» была заложена 22 апреля 1978 года на СМП (Севмашпредприятии) в цехе 42, спущена на воду 3 июня 1983 года и в августе 1984-го введена в строй. Лодка строилась для решения научных и технических проблем увеличения глубины плавания и отработки тактики глубоководного боя. Использовались последние достижения мирового подводного кораблестроения того времени.
Строительство велось долго и тяжело. Капризный титан и новое сложнейшее оборудование задавали строителям много непростых вопросов, на которые нужно было быстро отвечать. Ответственным сдатчиком заказа был В.М. Чувакин. Сдаточным механиком — Э.П. Леонов. Это были люди самой высокой пробы и настоящие профессионалы.
Согласно техническому проекту обслуживание «Комсомольца» должно было осуществляться высококвалифицированными специалистами из числа офицеров (не ниже старшего лейтенанта) и техников-мичманов. Но в дальнейшем руководство ВМФ без согласования с проектантом и промышленностью заменило часть техников-мичманов матросами срочной службы.
Для эксплуатации лодки были сформированы два экипажа по 69 человек каждый.
Первый экипаж под командованием капитана I ранга имел высокую профессиональную подготовку, потому что пришёл на корабль, когда тот ещё находился на стапеле, принимал участие в его строительстве и монтаже оборудования. С этим экипажем лодка прошла все испытания. 5 августа 1984 года погрузилась на глубину 1 027 метров. В 1988 году АПЛ была признана отличной, ей присвоили название «Комсомолец».

Первый и последний поход

Экипаж капитана I ранга Е.А. Ванина был вторым и имел очень низкую профессиональную подготовку, был сформирован в июне 1984 года, к сентябрю 1987 года прошёл боевую подготовку, в 1988-м — переподготовку в учебном центре и был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля.
Поход экипажа Е.А. Ванина, начавшийся 28 февраля 1989 года и закончившийся трагедией 7 апреля, был его первым и последним самостоятельным походом.
Как показывает практика, все тяжёлые аварии на подводных лодках (ПЛ) приходятся на долю вторых экипажей — как наименее подготовленных к несению боевой службы.
Большая доля вины за трагедию ложится на командование Северного флота: лодку отправили в боевой поход в неисправном состоянии. Не работали газоанализатор на кислород 7-го отсека и телевизионный комплекс, одна из камер которого была в 7-м отсеке.

Изначально принято решение использовать «Комсомолец» целенаправленно по научно-исследовательской программе, но ПЛ была отправлена на рядовую боевую службу, которую могла бы выполнить любая из десятков других

Хлеб всему виной?

Перед боевым походом «Комсомолец» принял на борт запасы провизии, постельного и нательного белья, тёплой одежды из расчёта на полную автономность. При этом часть провизии, в том числе хлеб, разместили в 7-м отсеке, хотя проектной документацией её хранение здесь не предусмотрено.
Возникновению пожара могло способствовать наличие в отсеке хлеба, консервантом которого является спирт. Пожар вспыхнул, когда ПЛ находилась на глубине 386 метров. Возможно, сначала он был очаговым, затем перерос в объёмный и стал распространяться на соседние отсеки. По аварийной тревоге весь экипаж включился в борьбу с пожаром. Лодка всплыла на глубину 50 метров, а затем в надводное положение.

Борьба за жизнь

Борьба за живучесть продолжалась, она показала незнание экипажем устройства корабля, средств борьбы с огнём и их использования. Из центрального поста поступали безграмотные, а порой даже вредные указания. Единственным человеком в экипаже, который хорошо знал корабль, его системы и оборудование, был командир дивизиона живучести капитан III ранга В.А. Юдин, он возглавлял борьбу за живучесть и везде успевал.
Пожар, возникший в 11 часов, был с большим трудом потушен, но в результате прочный корпус потерял герметичность, и его стала заполнять вода.
Главный командный пункт неудовлетворительно отслеживал положение ПЛ по осадке, крену на левый борт и дифференту на корму, лодка теряла плавучесть и медленно погружалась в пучину океана.
Наконец-то в 16.42 был отдан приказ о подготовке к эвакуации с обречённого корабля. Лодка быстро погружалась, поэтому личный состав не успел надеть тёплое бельё и гидрокомбинезоны, не взяли спасательные жилеты и нагрудники. Спасательные суда были ещё далеко, а холодные воды Норвежского моря — рядом.

Потерянное время

Начали готовить к спуску спасательные плоты. Из-за слабого знания их устройства личный состав вместо одной минуты затратил на эту операцию два часа и смог поставить на воду только один плот, не была задействована и спасательная лодка 1-го отсека: экипаж, возможно, не знал, что она там есть.
Наконец-то пришло время приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК) к отделению от подлодки. Здесь события развивались не менее драматично. Удивляться тут нечему: личный состав на протяжении всей службы на учениях никогда не сбрасывал в воду спасательный плот, не отделял от подводной лодки всплывающую камеру.

Камнем на дно

В камере находились Ванин, Юдин, мичманы Черников, Слюсаренко и Краснобаев. ВСК никак не хотела отделяться, произошло это только тогда, когда лодка ударилась о грунт.
Вдруг поступила команда всем включиться в дыхательные аппараты. Слюсаренко и Черников включились, а Юдин и Ванин нет. Юдин потерял сознание, его била судорога, он хрипел. С большим трудом Слюсаренко и Черникову удалось включить его, уложив на скамейку, после чего он стал делать редкие вдохи.
Слюсаренко полез посмотреть, что с командиром на верхнем ярусе. Командир сидел на скамейке, свесив голову, и хрипел, возле его ног лежал дыхательный аппарат. Мичман Краснобаев лежал на боку и никаких признаков жизни не подавал, свой дыхательный аппарат он так с места и не вытянул. Попытки Слюсаренко и Черникова надеть маску дыхательного аппарата на командира не увенчались успехом.
Остальные члены экипажа «Комсомольца» в это время продолжали бороться за жизнь. Кругом в воде барахтались люди, многие не умели плавать, все были без жилетов: никто не ожидал, что лодка уйдёт так быстро.
ВСК всплывала, стрелка глубиномера дёрнулась и стала с отметки 400 ползти резко вниз, стрелка манометра тоже стала ползти вниз. В течение одной-двух минут спасательная камера всплыла. В этот момент давление, которое было внутри ВСК, сорвало защёлку верхнего люка, и мичмана Черникова пробкой выбросило наверх, а Слюсаренко, который находился немного в стороне от люка, — наполовину. В открытый люк со всех сторон хлынула вода, и в течение пяти-семи минут камера камнем ушла на дно вместе с Ваниным, Юдиным и Краснобаевым.

Предать останки земле

7 апреля исполнится 31 год со дня гибели АПЛ «Комсомолец». Сменилось много главнокомандующих ВМФ и командующих Северным флотом, но ни у кого из них не возникла мысль поднять ВСК, чтобы по-человечески предать земле останки трёх подводников.
Конечно, подъём ВСК с глубины 1 600 метров — сложная инженерная задача; возможно, попытка будет неудачной, но её всё равно нужно предпринять.
Так бездарно Северным флотом была загублена уникальная, единственная в мире большая боевая глубоководная АПЛ «Комсомолец», а также 42 члена её экипажа. Весь экипаж «Комсомольца», живые и погибшие, награждены орденами Красного Знамени, но, к большому сожалению, награды не возвращают домой сыновей, отцов, мужей и братьев. Вечная им память.
Правительственная комиссия, созданная для выяснения причин аварии и состоящая в основном из представителей ВМФ, пыталась переложить вину за аварию на проектанта и СМП, но проектант и специалисты Севмаша начисто отмели эту версию как несостоятельную. Свидетельством тому была пятилетняя боевая служба на АПЛ «Комсомолец» первого экипажа под командованием капитана I ранга Ю.А. Зеленского.

К-278 «Комсомолец». Технические характеристики корабля.

 Проект 685, класс «MIKE», заказ 510. 

Водоизмещение: надводное — 5 880 тонн, подводное — 8 500 тонн.

Длина: 110 метров.

Ширина: 12,2 метра.

Осадка: 9,5 метра.

Глубина погружения: 1 000 метров.

Мощность: 50 000 л.с.

Скорость: надводная — 14 узлов, подводная — 30 узлов.

Вооружение: 6 носовых ТА калибра 533 мм с обычным и ядерным зарядом.

Автономность: 90 суток.

Экипаж: 69 человек.

Сергей КУЛАГИН, кораблестроитель, ветеран Севмаша
Фото из архива редакции

Comments are closed.

« »