MENU

Молотовск, 1941 год. Строится кирпичный четырёхэтажный жилой дом. Весь лес, 
камень, песок и кирпич для стройки добывался силами заключённых... Молотовск, 1941 год. Строится кирпичный четырёхэтажный жилой дом. Весь лес, камень, песок и кирпич для стройки добывался силами заключённых...

06.03.2020 • Дискуссионный клуб

Жестокий век, жестокие сердца

В рубрике «Письма и мнения» («СР» от 5.01.2020) прочитал статью А.В. Прудниковой «Послесловие к юбилею», в которой она описывает своё трепетное отношение к «вождю народов» И.В. Сталину, пытаясь заставить читателя «смотреть правде в глаза». К сожалению, выпуск газеты от 5 января лишь недавно попался мне на глаза. Надеюсь, что моё мнение за это время не потеряло актуальность.

След в истории

Ходит много споров о роли Сталина в жизни нашей страны. Действительно, этот человек оставил большой след в истории многих народов. Как пишет Ангелина Владимировна, при правлении Сталина страна добилась невиданных успехов. С этим действительно никто не спорит. Но только если смотреть на это с материальной точки зрения. Она добавляет: «Сталин этих успехов добивался рабским трудом населения, но кто осудит его за то?». После этого вопроса у меня появилось непреодолимое желание сделать это!
Весь XX век — время огромных испытаний для русского народа. Сначала революция с выдвинутыми лозунгами, которые в дальнейшем не имели ничего общего с действительностью. Потом гражданская война, потопившая страну в крови. Затем коллективизация и раскулачивание, разорившие крепкие крестьянские хозяйства, нарушившие вековые ремесленные традиции, впоследствии спровоцировавшие всеобщий голод и смерть миллионов. Грабёж церквей, истребление духовенства… Мы до сих пор видим повсеместно разрушенные церкви, которые когда-то построили наши предки. Они являлись верхом архитектурного искусства и были для многих источником утешения и любви.

Врагом был каждый…

Страдали ни в чём не повинные люди лишь потому, что кто-то из них мог не согласиться с навязанным мнением и высказать свою точку зрения. Врагом был каждый, кто проявлял какую-то инициативу: в хозяйстве, в мыслях,
в словах…
Судьба таких людей сейчас известна. Большинство из них домой не вернулись. И даже погибнув, они не были удостоены чести быть погребёнными по-человечески. В пригороде Северо-двинска до сих пор находят кости, черепа жертв Ягринлага, просто сваленные в одну кучу. За инакомыслие и проявление своей воли страдали не только они, но и их семьи, признанные впоследствии «семьями врагов народа». Детей заставляли публично, порой через публикацию в газете, отрекаться от своих родителей, менять фамилии. И всё описываемое напрямую связано с личностью Сталина.
Для меня накал той трагедии неописуем. А вот у Прудниковой на это своё мнение: «Да, весь наш город и завод выстроены подневольными рабами — теми, кто от безделья болтал без умолку, рассказывая анекдоты, а потом хорошо поработал, очень хорошо. Нам от этого плохо? Город есть?». Верх цинизма!

«Поездка в прошлое» Фёдора Абрамова

Недавно мы отметили 100-летний юбилей моего любимого писателя
Ф.А. Абрамова. Его жена Л.В. Крутикова в своих воспоминаниях описывала, как тяжело они восприняли смерть Сталина — даже плакали, узнав о произошедшем. Они расценивали это событие как невосполнимую утрату. И только спустя годы, когда народ начал узнавать правду об этом политике, многие посмотрели на него по-другому.
У Фёдора Александровича есть замечательная повесть «Поездка в прошлое». В ней затронута тема коллективизации и раскулачивания. Один из главных героев повести Микша был очарован жизнью своих «дядьёв», которые строили новую власть. Строили на крови и восхищались этим. Ещё он восторгался крепостью бараков, которые «строил дядя Александр». А дядя его был лишь комендантом посёлка, ставили же бараки сосланные в пинежскую тайгу люди. О них в качестве строителей главный герой даже не упоминает. А о ссыльных вспоминает лишь то, что «кажинный день» их носили в сторону кладбища. Таким же строителем был и Сталин, только другого масштаба.
Наш народ Прудникова называет диким народом — «в узду его». «Его можно загнать в счастье только железной рукой», — добавляет она. Так раньше загоняли людей в колхозы.
В черновых записях к повести «Поездка в прошлое» Фёдор Абрамов описывает слова Микши: «Собрались на собрание в часовню. Старухи в один голос плачут — не хотят в колхоз.
А мои дядья — знатные у меня были дядья — красные партизаны, как закатят «Интернационал», чтоб заглушить плач и стенания, аж потолок трещал. Так и вступали в новую жизнь».
У Ангелины Владимировны в её статье тоже есть восторженное упоминание об «Интернационале». «Пели всем залом», — пишет она…

У всех своя правда

В сталинские времена произошла подмена нравственности, было изменено понятие гуманизма, сострадания. Унижение человека стало нормой. Оправдывались любые методы диктатуры. Это понятие глубоко проникло в души некоторых людей, в характеры, жизненные ориентиры.
Но мне кажется, из глаз присутствующих в зале людей текли слёзы не из-за сожалений, что они так и не смогли разрушить «до основания старый мир» и построить «свой новый». Их слёзы текли потому, что они скучают по своей молодости, по тем дням, когда, несмотря ни на что, верили в светлое будущее, чего лишено нынешнее поколение.
Прудникова дополняет, что в отношении Сталина «надо смотреть правде в глаза». Полностью с ней в этом согласен, вот только не зря говорят, что у всех своя правда. Настоящая правда должна опираться на исторические факты, логичное умозаключение, чувство сострадания.
Да, именно чувство сострадания. Логику можно извратить, умозаключение построить на подтасованных фактах, но отбросить сострадание, когда перемолоты миллионы человеческих судеб, не удастся. Чтобы «смотреть правде в глаза», нужно знать свою историю полностью, а не выборочно. Любое игнорирование фактов ведёт к новым ошибкам, а ошибки — к человеческим жертвам. Всему этому уже есть подтверждение в истории. В первую очередь нужно быть честным по отношению к себе.
Анатолий НЕВЕРОВ
Фото из фондов городского краеведческого музея

Comments are closed.

« »