MENU

Король знал, что только при помощи надежды и страха можно  управлять жизнью кроликов.	
(«Кролики и удавы») Король знал, что только при помощи надежды и страха можно управлять жизнью кроликов. («Кролики и удавы»)

06.03.2020 • День за днём

С оглядкой на совесть

«Гражданственность — это донести свой окурок до урны. Государственность — это сделать так, чтобы путь до очередной урны был не слишком утомительным» — 6 МАРТА 1929 года родился замечательный писатель Фазиль ИСКАНДЕР.

Себя Искандер называл русским писателем, воспевающим Абхазию. Воспевал он её так, что читателям невозможно было не влюбиться в этот маленький край между небом и морем.
После того как был издан главный труд Фазиля Искандера — роман-эпопея «Сандро из Чегема», его автора стали сравнивать с Маркесом (причём не всегда сравнение было в пользу знаменитого колумбийца).
Большая часть жизни писателя прошла в России, поэтому он, конечно, не мог оставаться равнодушным к её бедам и проблемам. Об одной из них он написал диалог «Думающий о России и американец».

— Что делают в России?
— Думают о России. Это главное дело России.
— Какое-нибудь второстепенное дело у них есть? Какие-нибудь люди в России есть, кроме тех, которые думают о России?
— Ах, вы про остальных? Так бы и сказали. В России многие думают о России, а остальные воруют.
— И никто с этим не борется?
— Некому бороться. Те, кто в России думает о России, тем некогда бороться. А те, кто ворует, не могут же бороться с самими собою. Да это не значит, что в России слишком уж много воруют. Дело в том, что в России очень многие думают о России.
— Так кого же больше в России: тех, кто думает о России, или тех, кто обворовывает Россию?
— Это невозможно подсчитать. Потому что те, кто думает о России, больше ничем другим заниматься не могут. А те, кто ворует, заняты воровством, им некогда подсчитывать тех, кто ворует.
— Но те, кто ворует, могут заняться этим в свободное от воровства время.
— У них такого времени нет. Потому что те, кто ворует, в перерывах между воровством тоже думают о России.
— Но для чего?!
— Во-первых, когда воры присоединяются к тем, кто думает о России, их нельзя отличить от тех, кто думает о России. А это им выгодно. Чем больше они думают о России, тем сильнее убеждаются в необходимости воровать. Это подымает дух!
— В таком случае те, кто думает о России, во время отдыха от думанья о России могли бы подсчитать, сколько людей думает о России, а сколько людей обворовывает Россию. Нужен же какой-то баланс. Иначе страна погибнет.
— Им тоже некогда. Те, кто думает о России, когда отдыхают от российских дум, тоже подворовывают.
— Как, и они воруют?!
— Нет, когда думают о России, не воруют! Боже упаси! Но в свободное время подворовывают. Жить же надо! К тому же, подворовывая, они сливаются с теми, кто ворует, и становятся незаметными. В России думать о России всегда было гораздо более опасно, чем воровать. Такая традиция. Вот они и маскируются так. Но главным образом они думают о России.
— Выходит, в России все думают о России? Но так же выходит, что в России все воруют. В том числе и те, кто думает о России?
— А что им делать? Государство же не содержит тех, кто думает о России, а им жить надо. У них жёны и дети, которые с детства начинают думать о России или воровать.
В последнем случае отцы ещё глубже задумываются о судьбе России.
— А если бы государство содержало тех, кто думает о России, они бы, наверное, перестали подворовывать?
— Ничего бы из этого не вышло. Те, кто ворует, быстро смекнули бы, что думать о России выгодней, чем воровать,
и переквалифицировались бы
в Думающих о России.
— Я так понял, что в России те, кто внизу, подворовывают. А те, кто вверху, надворовывают, что ли?
— Полная чепуха. Подворовывать — это человечно, скромно, даже уважительно по отношению к тому, у кого подворовывают. Подворовывают — это значит воруют с оглядкой на совесть. Воруют и плачут, воруют и плачут.
— Одновременно?!
— Именно одновременно!
— А те, что вверху, значит, не надворовывают?
— Нет, конечно! «Надворовывают» звучит высокомерно. «Надворовывают» — значит, презирают тех, кто подворовывает. Этого мы им не позволим. Мы люди гордые и обидчивые. Наверху у нас воруют!
— Какая же разница между теми, кто ворует наверху, и теми, кто внизу?
— Огромная. Наверху сурово воруют. А внизу мягко подворовывают. Воруют и плачут.
Рисунок с сайта my-bookshop.ru

Comments are closed.

« »