Из Арктики, с небес и в Молотовск

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/03/Screenshot_17-800x500.png

В наш город приезжали знаменитые полярники

 

А всё потому, что в 30-х годах прошлого века СССР бредил покорением Севера. И сегодня наш рассказ о визитах в Архангельск и Судострой — Молотовск Отто Шмидта, Михаила Водопьянова и Фабио Фариха.

Когда строился завод

Начнём с Отто Юльевича ШМИДТА — фигуры, олицетворявшей тогда (и, впрочем, некоторое время позже) арктическую политику нашей страны. Ещё бы — организатор и участник многих полярных экспедиций, руководитель памятной «челюскинской эпопеи» (1934).
Между тем мало кто знает, что учёный Отто Шмидт, который основал в 1929 году кафедру высшей алгебры МГУ и заведовал ею аж до 1949 года, в Арктику попал в определённом смысле случайно: в начале 30-х ему поручили вдруг сначала руководить научными экспедициями на ледокольных пароходах «Георгий Седов» и «Александр Сибиряков», а затем возглавить Всесоюзный арктический институт.
Поскольку практически все полярные экспедиции того времени отправлялись в плавание из Архангельска, то Отто Юльевич бывал здесь часто. В Молотовск же, скорее всего, он «завернул попутно», когда там началось строительство завода-гиганта. И не один, а вместе с Героями Советского Союза лётчиками — участниками челюскинской эпопеи Михаилом Водопьяновым, Василием Молоковым, а также полярным асом-орденоносцем Михаилом Бабушкиным, который не участвовал в спасении людей с «Челюскина», но в конце 30-х буквально «прописался» на архангельских аэродромах, что на Кегострове и Ягоднике.

Сверху видно многое

Screenshot_19Кто из нас, мальчишек 50-х, не зачитывался автобиографической книгой Михаила ВОДОПЬЯНОВА «Полярный лётчик»? И сейчас хорошо помнится её строгий тёмно-синий переплёт, причём изрядно потрёпанный, поскольку за ней всегда выстраивалась читательская очередь.
Первоначально пилот гражданской авиации, рекордсмен сверхдальних перелётов Водопьянов впервые оказался в Арктике как раз в связи с операцией по спасению «челюскинцев» (1934), за что, собственно, и был удостоен звания Героя Советского Союза. И дальше, когда Михаил Васильевич всерьёз «заболел северным небом», воздушные пути-дороги приводили его в Архангельск.
Когда же началась советско-фин-ская кампания, он — комбриг авиации — на своём бомбардировщике ТБ-3 стал появляться здесь ещё чаще. В марте 1940-го Михаил Васильевич прибыл уже как гость, чтобы выступить на III областной конференции ВКП(б). С её трибуны говорил Водопьянов о том, что его волновало, и речь его была эмоциональна.
Стенограмму выступления архив сохранил, она любопытна, из неё цитируем: «Сверху видно многое. Лес на многих речках вмёрз в воду. Сплав проведён неудовлетворительно. Плохо используется техника в лесу — лишь 100 дней в году. Этого мало!
Задания по лесозаготовкам не выполняются многими предприятиями.
Я не могу допустить, чтобы мне дали задание, а я не выполнил. Я не возвращусь, я лучше останусь, погибну, но не вернусь, пока не выполню.
Сейчас, товарищи, я не могу сказать ничего конкретного потому, что я гость у вас и у меня дела. То на фронт полёт, то на фронт повезти (в этот период шла советско-финская война. — Ред.). Был занят другим. Но я чувст-вую, что выйти из трудного положения область может. Только мобилизуйте себя. Помогайте друг другу…».

Выступал в летнем театре

Screenshot_18И ещё один легендарный пилот советской Арктики — Фабио ФАРИХ — бывал в нашем городе. А раскопал этот факт и, по сути, подал идею написать данный очерк северодвинец Сергей Юрьевич Сидоров. Он сотрудничает с нашим краеведческим музеем и, однажды внимательно (даже дотошно) работая с подшивками старых газет, первым извлёк из забытья факт посещения Фарихом посёлка Судострой.
В когорте известных воздушных покорителей Советской Арктики, так сложилось, время стало стирать его имя, и это достойно сожаления, поскольку личность Фабио Бруновича достаточно яркая в истории авиации Севера.
Он родился в Петербурге в 1896 году. В 1923 году поступил механиком в гражданский воздушный флот и пять лет летал на трассах Средней Азии. Затем, окончив ещё и школу бортмехаников, Фарих перевёлся на Север.
По числу арктических рейсов он, пожалуй, входит в десятку самых опытных советских лётчиков, ему принадлежит первенство в прокладке многих воздушных маршрутов гражданской авиации (перевозил почту, грузы, пассажиров). Правда, в ноябре 1939-го Фариха призвали в ряды ВВС, где он в ранге майора не только обучал молодых пилотов, но и сам на тяжёлом бомбардировщике совершил 20 боевых вылетов.
Но это чуть позже, а 24 марта 1936 года Фабио Фарих в очередной раз приземлился на кегостровском аэродроме Архангельска с запланированной остановкой при перелёте из Москвы в Амдерму.
К слову, в экипаж его двухмоторного самолёта входили также радист Зибров, бортмеханики Чагин и Демидов (в газетах тех лет не принято было указывать полные имя и отчество).
Через двое суток Фарих и его товарищи подняли машину в воздух. И дальше по обрывочной архивной информации удалось установить: 30 марта они были в Усть-Цильме, где их надолго задержала непогода, и в Амдерму экипаж добрался не без приключений — была вынужденная посадка в тундре и даже успешная экспедиция на поиски лётчиков. Обратный путь оказался легче, и 14 апреля Фарих с товарищами вернулся в Архангельск.
На следующие сообщения о Фарихе Сергей Сидоров наткнулся в газете «Правда Севера». Из них следует, что 12 июня 1937 года лётчик Фабио Фарих снова, но уже на четырёхмоторном самолёте Н-120, прибыл в Архангельск, а вечером того же дня выезжал в Молотовск (Судострой)!
И ещё любопытная подробность: «Здесь он в летнем театре выступил перед рабочими стройки с докладом
«О завоевании Северного полюса и трансарктическом перелёте». Что за летний театр посетил Фарих в нашем юном городе, можно лишь предполагать. Однако сам факт пребывания здесь известного полярного пилота установлен.
Кстати, есть и над чем поразмыслить: если в течение суток Фарих успел прибыть в Архангельск, а затем ещё и побывать в нашем городе, вы-ступить с лекцией, то не исключено, что к нам он мог прилететь с Кегострова или Ягодника на какой-нибудь легкомоторной машине.
И ещё один биографический штрих: на Севере Фабио Брунович летал и позже. И до начала советско-финской войны, и даже после окончания Великой Отечественной. Снова в ранге пилота гражданской авиации. И, смею уверить, летал с немалой пользой, если одна из деревенек в Ненецком автономном округе была названа в его честь.

«Послать мощную эскадру!»

Страна в 30-х годах жила со многими мобилизующими лозунгами, которые призывали молодёжь то сесть на трактор, то спуститься в забой шахты, то шагнуть на палубу кораблей Красного флота…
Из этой же серии и призывы «стать сталинскими соколами», «крепить крылья Родины». И то правда — в авиацию молодёжь влекло с особой тягой. По стране повсеместно открывались аэроклубы и парашютные школы.
Не стали исключением и наши края. В целом вся пропаганда нагнеталась под общим лозунгом «Будь готов к труду и обороне», а известные события в Испании в данном случае лишь подгоняли. Отслеживали их и в посёлке Судострой. Узнав, что франкисты в Средиземном море захватили одно из судов Балтийского пароходства, рабочие завода № 402 сразу вышли на митинги в 12 местах производства. Об этом сообщила «Правда Севера» от 27 декабря 1937 года (и это ещё одна любопытная находка Сергея Сидорова).
В резолюции участники записали:
в связи с нападением испанского крейсера на торговое советское судно «требуем послать в испанские воды мощную военную эскадру и обязуемся на год раньше правительственного срока сдать Архангельский судостроительный завод».
И там же: «Берёмся построить в 1937 году вышку и аэроклуб».
Первое, на что обращаешь внимание, — убеждённость людей того времени в мощи Красного флота. Ну а завод № 402 на год раньше, как известно, сдать не удалось. И намерение насчёт аэроклуба и парашютной вышки тоже оказалось в списке нереализованных проектов.
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото из архива автора

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829  

Архив записей