MENU

1401_d1103с

07.02.2020 • Прошлое и настоящее

Одна из лучших систем

Управлению образования Северодвинска — 80!

Весь январь в городе проходили праздничные мероприятия, посвящённые 80-летию системы образования. Послед-нее состоялось 30 января в ДЮЦе. Об исторических вехах мы поговорили с начальником управления образования администрации Северодвинска Сергеем Григорьевичем ПОПОЙ. Он возглавляет его более десяти лет.

Школы сдавали ежегодно

30 декабря 1939 года состоялась первая сессия Молотовского горсовета, на которой были образованы и органы управления, в том числе городской отдел народного образования (гороно). Состоял он из восьми человек, включая секретаря. К тому моменту работали шесть школ, три детских сада и Дом пионеров.
Перелистывая страницы архивных документов, можно обнаружить много славных моментов и интересных фактов о школах и школьниках Молотовска и Северодвинска.
Например, ребята старше 14 лет считались взрослыми и не ходили в школу. В годы Великой Отечественной войны они уже работали на заводе.

На начало войны в школах обучались 3 579 ребят

А вот «золотой век» образования в Северодвинске продолжался со второй половины 1960-х и до середины 1980-х годов. В это время непрерывно строились детские сады и школы. Вследствие специфики города большинство организаций имели ведомственные детсады. Градообразующие предприятия сами строили, оснащали здания, принимали работников.
А город не уступал в размахах строительства школ и сдавал их ежегодно. Кстати, законодателем моды в вопросе школьных зданий можно назвать 20-ю школу. С просторными рекреациями, огромными окнами, её построили в 1967 го-ду. Проект, возможно, не очень подходил для северных широт, но прижился и стал типовым. Позднее по нему построили школы № 21—26, 3, 5.
Особенность того времени: все многочисленные детсады и школы заполнялись детьми очень быстро.

Легендарные люди…

При упоминании о школе, пожалуй, у каждого в первую очередь всплывает в сознании образ учителя. Кем-то мы восхищались, а с кем-то могли и поссориться… Но именно учителя помогли «взраститься» нашим личностям.
За 80-летнюю историю среди педагогов было много заслуженных учителей РСФСР и РФ. Были и обладатели высшей награды СССР — ордена Ленина.
Среди легендарных педагогов Северодвинска нельзя не вспомнить Бориса КОТЛЯРОВА (на снимке), заслуженного учителя РСФСР, кавалера ордена Ленина.
Борис Порфирьевич — участник Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте. С 1943 года работал учителем физики в школе № 1 Молотовска.
Борис Котляров обладал удивительной способностью говорить о самых сложных явлениях просто и доступно, излагать научный материал увлекательно, эмоционально, интересно. Кроме уроков вёл дополнительные занятия и кружок по физике. Всю свою жизнь он посвятил школе и ученикам.
Или, например, ещё одно имя — директор детского дома «Оленёнок» Мария Михайловна ПРОТАСОВА, заслуженный учитель России, почётный гражданин Северодвинска. Она руководила учреждением 47 лет.

…И легендарные здания

За 80 лет в нашем городе прославились не только люди, но и здания, относящиеся к системе образования.
Безусловно, к их числу можно отнести прогимназию № 1. Это была первая кирпичная школа. Сюда в 1940 году из деревянной постройки на Четвёртой линии (ныне улица Пионерская) переехала средняя школа № 1. В годы Великой Отечественной войны в здании развернули госпиталь Карельского фронта, а учеников перевели в другие школы. А после войны десять лет школа обучала только мальчиков.
Вплоть до конца 1990-х, пока не обветшало здание, школа исправно работала. Чего нельзя сказать о начале 2000-х.
— Этот долгострой нужно было вытерпеть, — вспоминает Сергей Попа. — И в 2010 году решение было очень тяжёлым: пустить все средства на ремонт одного здания. Однако благодаря администрации города, депутатам и всем, кто принимал участие в судьбе школы, здание мы сохранили. Оно стало уютным, ярким, современным для школьников.

О потерях и приобретениях

К сожалению, более печальная судьба постигла школу № 18.

— Я на сто процентов уверен, что если бы здание школы было в системе образования, а не относилось к другому ведомству, то она бы и сегодня жила и работала. Ещё десять лет назад здание можно было отремонтировать. Сейчас уже нет, и это нужно принять как данность. Но важно сохранить память о школе № 18, — говорит Сергей Григорьевич.
Но это единственная потеря среди школ. И хотя некоторые всё же были закрыты, в их стенах продолжают обучать. Например, в здании 26-й занимаются студенты САФУ, в здании 4-й — воспитанники детской школы искусств № 34.
Несколько иначе обстояли дела с детсадами. Когда различные учреждения передавали в 1990-х свои профильные сады городу, администрация забирала на баланс не все здания, а только специально построенные для этих нужд, не переделанные. По данной причине, не взяли, к примеру, детский садик «Искорка» — ныне торговый центр на проспекте Морском, 15.
— На тот момент было принято решение, которое, я считаю абсолютно верным, — отмечает Сергей Попа. — Использовать здания детских садов в образовательных целях, но не под дошкольный процесс. Так свой дом обрёл КЮМ — детский морской центр «Североморец», переехал ЦЮНТТ — ныне Северный кванториум. Это в том числе сохраняло систему дополнительного образования. И сегодня наше управление как система — одно из передовых в области.

Серебряный век

Образование в Северодвинске сейчас переживает, пожалуй, «серебряный век» своей истории. Так, например, администрация ищет 64 млн рублей на ремонт школы № 12. Готова заключить договор и на разработку проектно-сметной документации по школе № 7. На контроле — ситуация по облагораживанию фасадов ДЮЦа, «Североморца».
Заканчивается строительство детского сада. Есть планы и дальше строить их, в том числе в старой части города.
Глобальные преобразования прошли и в самом подходе к обучению детей.
— В СССР был сбалансированный учебный план, а вот сейчас он, на мой взгляд, несколько перегружен. Особенно в начальной школе, — делится Сергей Попа. — Раньше детей учили чтению и пониманию текста, счёту, пению, труду, а не музыке и технологии, как сейчас. В советском образовании были пионерские отряды, октябрятские «звёздочки». Организованная система, которая позволяла попробовать себя и в качестве руководителя, и в качестве подчинённого. Она воспитывала. Сейчас идёт некое возвращение к ней. Это и Юнармия, и Российское движение школьников. Вот это, пожалуй, топ-3 фактов, которыми советская система образования могла похвастаться в сравнении с российской системой организации учебного процесса. Зато сегодня цифровизация и оснащение школ компьютерами, проекторами и прочим оборудованием позволяют намного расширить возможности преподавания и изучения дисциплин.

ЯЗЫКОМ ЦИФР. •Сегодня за образование в городе отвечают 65 человек. Они решают финансово-экономические, организационно-аналитические задачи, вопросы материального обеспечения и собственно организации процесса общего и дополнительного образования. •Работают 28 школ, включая две сельские, 29 детских садов, 6 учреждений дополнительного образования. •А всего в системе образования трудятся более 5 000 человек.

1402_d1103э
Алла ЗЕЛЯНИНА
Фото автора и из фондов СГКМ

Весь январь в городе проходили праздничные мероприятия, посвящённые 80-летию системы образования. Послед-нее состоялось 30 января в ДЮЦе. Об исторических вехах мы поговорили с начальником управления образования администрации Северодвинска  Сергеем Григорьевичем ПОПОЙ. Он возглавляет его более десяти лет.
Школы сдавали ежегодно30 декабря 1939 года состоялась первая сессия Молотовского горсовета, на которой были образованы и органы  управления, в том числе городской отдел народного образования (гороно). Состоял он из восьми человек, включая секретаря. К тому моменту работали шесть школ, три детских сада и Дом пионеров.Перелистывая страницы архивных документов, можно обнаружить много славных моментов и интересных фактов о школах и школьниках Молотовска и Северодвинска. Например, ребята старше 14 лет считались взрослыми и не ходили в школу. В годы Великой Отечественной войны они уже работали на заводе.
На начало войны в школах обучались 3 579 ребят
А вот «золотой век» образования в Северодвинске продолжался со второй половины 1960-х и до середины 1980-х годов. В это время непрерывно строились детские сады и школы. Вследствие специфики города большинство организаций имели ведомственные детсады. Градообразующие предприятия сами строили,  оснащали здания, принимали работников. А город не уступал в размахах строительства школ и сдавал их ежегодно. Кстати, законодателем моды в вопросе школьных зданий можно назвать 20-ю школу. С просторными рекреациями, огромными окнами, её построили в 1967 го-ду. Проект, возможно, не очень подходил для северных широт, но прижился и стал типовым. Позднее по нему построили школы № 21—26, 3, 5. Особенность того времени: все многочисленные детсады и школы заполнялись детьми очень быстро.
Легендарные люди…При упоминании о школе, пожалуй, у каждого в первую очередь всплывает в сознании образ учителя. Кем-то мы восхищались, а с кем-то могли и поссориться… Но именно учителя помогли «взраститься» нашим личностям. За 80-летнюю историю  среди педагогов было много заслуженных учителей РСФСР и РФ. Были и обладатели высшей награды СССР — ордена Ленина.Среди легендарных педагогов Северо-двинска нельзя не вспомнить Бориса КОТЛЯРОВА (на снимке), заслуженного учителя РСФСР, кавалера ордена Ленина.Борис Порфирьевич — участник Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте. С 1943 года работал учителем физики в школе № 1 Молотовска.Борис Котляров обладал удивительной способностью говорить о самых сложных  явлениях просто и доступно,  излагать научный материал увлекательно, эмоционально, интересно. Кроме уроков вёл дополнительные занятия и кружок по физике. Всю свою жизнь он посвятил школе и  ученикам.Или, например, ещё одно имя — директор детского дома «Оленёнок» Мария Михайловна ПротасовА, заслуженный учитель России, почётный гражданин Северодвинска. Она руководила учреждением 47 лет.
…И легендарные зданияЗа 80 лет в нашем городе прославились не только люди, но и здания, относящиеся к системе образования.Безусловно, к их числу можно отнести прогимназию № 1. Это была первая кирпичная школа. Сюда в 1940 году из деревянной постройки на Четвёртой линии (ныне улица Пионерская) переехала средняя школа № 1. В годы Великой Отечественной войны в здании развернули госпиталь Карельского фронта, а учеников перевели в другие школы. А после войны десять лет школа обучала только мальчиков. Вплоть до конца 1990-х, пока не обветшало здание, школа исправно работала. Чего нельзя сказать о начале 2000-х.— Этот долгострой нужно было вытерпеть, — вспоминает Сергей Попа. — И в 2010 году решение было очень тяжёлым: пустить все средства на ремонт одного здания.          Однако благодаря администрации города, депутатам и всем, кто принимал участие в судьбе школы, здание мы сохранили. Оно стало уютным, ярким, современным для школьников.О потерях и приобретенияхК сожалению, более печальная судьба постигла школу              № 18.— Я на сто процентов уверен, что если бы здание школы было в системе образования,          а не относилось к другому ведомству, то она бы и сегодня жила и работала. Ещё десять лет назад здание можно было отремонтировать. Сейчас уже нет, и это нужно принять как данность. Но важно сохранить память о школе № 18, — говорит Сергей Григорьевич.Но это единственная потеря среди школ. И хотя некоторые всё же были закрыты, в их стенах продолжают обучать. Например, в здании 26-й занимаются студенты САФУ, в здании 4-й — воспитанники детской школы искусств № 34. Несколько иначе обстояли дела с детсадами. Когда различные учреждения передавали в 1990-х свои профильные сады городу, администрация забирала на баланс не все здания, а только специально                построенные для этих нужд,           не переделанные. По данной причине, не взяли, к примеру, детский садик «Искорка» — ныне торговый центр на проспекте Морском, 15. — На тот момент было          принято решение, которое, я считаю абсолютно верным, — отмечает Сергей Попа. —            Использовать здания детских садов в образовательных целях, но не под дошкольный процесс. Так свой дом обрёл КЮМ — детский морской центр «Североморец», переехал ЦЮНТТ — ныне Северный кванториум. Это в том числе сохраняло систему дополнительного образования. И сегодня наше управление как система — одно из передовых в области.
Серебряный векОбразование в Северодвинске сейчас переживает, пожалуй, «серебряный век» своей истории. Так, например, администрация ищет 64 млн рублей на ремонт школы № 12. Готова заключить договор и на разработку проектно-сметной документации по школе № 7.  На контроле — ситуация по облагораживанию фасадов ДЮЦа,           «Североморца». Заканчивается строительство детского сада. Есть планы и дальше  строить их, в том числе в старой части города. Глобальные преобразования прошли и в самом подходе к обучению детей. — В СССР был сбалансированный учебный план, а вот сейчас он, на мой взгляд, несколько перегружен. Особенно в начальной школе, — делится Сергей Попа. — Раньше детей учили чтению и пониманию текста, счёту, пению, труду, а не музыке и технологии, как сейчас. В советском образовании были пионерские отряды, октябрятские «звёздочки». Организованная система, которая позволяла попробовать себя и в качестве руководителя, и в качестве подчинённого. Она воспитывала. Сейчас идёт некое возвращение к ней. Это и Юнармия, и Российское движение школьников. Вот это, пожалуй, топ-3 фактов, которыми советская система образования могла похвастаться в сравнении с российской системой организации учебного процесса. Зато сегодня цифровизация и оснащение школ компьютерами, проекторами и прочим оборудованием позволяют намного расширить возможности преподавания и изучения дисциплин. Алла ЗЕЛЯНИНАФото автора и из фондов СГКМ

Comments are closed.

« »