Цех 14 на «Звёздочке» был открыт в 1956 году для обеспечения электроэнергией всего предприятия и заказов. Впоследствии его разделили на электроцех 13 и паросиловой — 14. В них, по воспоминаниям ветеранов, считалось работать за честь. Это в своей трудовой судьбе и испытал Михаил ЛЫЖИН, до прихода в элитное подразделение работавший в мебельном цехе 41. У меня с Михаилом были свои отношения.
Каюта капитана — лицо судна
Помню начало 1970 года. Меня, комсорга цеха, пригласил к себе начальник подразделения Юрий Ручьевских и говорит:
— Толя, надо бы бригаду судовых столяров, работающих на ледоколе «Ленин», пополнить самыми молодыми комсомольцами. Кого рекомендуешь?
Не задумываясь, сразу отвечаю:
— Мишу Лыжина, выпускника ГПТУ-28.
И охарактеризовал его как старательного паренька.
Так Михаил Лыжин оказался на борту атомного ледокола «Ленин», которому «Звёздочка» давала вторую жизнь. Бригада, занятая здесь, можно смело сказать, выполняла задание большого значения: облагораживала каюту капитана ледокола Героя Социалистического Труда Бориса Соколова. Заводские мастера корабельных дел Николай Бычихин, Валентин Поршнев, Николай Павлов, Владимир Прищепов с удовольствием приняли в свой коллектив молодого судового столяра и вместе с ним занимались ремонтом помещения.
Вот как вспоминал Михаил о первом дне посещения ледокола «Ленин»:
— Захожу в каюту капитана и вижу: на кресле висит китель с золотыми нашивками и Звездой Героя Социалистического Труда, на столе — фуражка с огромной кокардой. Оторопь взяла! Оглянулся, никого рядом нет. Подошёл к кителю и потрогал Золотую Звезду. Аж жарко стало, зато приятно! Когда ещё придётся прикоснуться к такой награде.
Потом в каюте собрались члены бригады. Старший мастер участка Евгений Станкевич объяснил, что предстоит делать, и попросил всё выполнить по высшему разряду. Естественно, наставления Евгения Владимировича столяры выполнили: капитанская каюта сверкала красотой. Как потом выяснилось, Соколов приглашал её оценить директора предприятия Григория Просянкина, главного инженера Александра Зрячева, ответственного сдатчика заказа Вильяма Калганова и других ответственных лиц. Принимая гостей, Борис Макарович сказал:
— Каюта капитана — это лицо судна, значит, оно у нас красивое!
Командирские посты
Как же сложилась дальнейшая судьба Михаила Лыжина?
В октябре 1971 года он перешёл учеником электромонтёра в цех 13 по ремонту и обслуживанию оборудования. Затем его призвали в армию. Отслужив три года на Северном флоте, вернулся на родную «Звёздочку». Приняли Михаила в цех 14 на участок ЦОЗ (центральное обеспечение заказов). Трудился добросовестно, без отрыва от производства окончил городской политех, потом поступил на заочное отделение в ВЗФИ.
— Каюсь, институт так и не окончил, хотя в цехе для этого были созданы все условия, — с сожалением вспоминает Михаил Алексеевич. — Больше других меня за это журил тогдашний замначальника цеха Сергей Овчинников, сам из рабочей среды, поднявшийся по служебной лестнице вверх.
Однако и диплом техникума позволил Михаилу занимать достойные командирские посты на производстве, вырасти до старшего мастера участка. Его коллектив с высоким качеством выполнял все задания по ремонту заказов. Лыжин сам внёс большой вклад в развитие ЦОЗ. Немаловажный факт: ни один заказ, приходивший для ремонта на «Звёздочку», не обходился без участия этого коллектива. Ни один!
В личном активе Михаила Алексеевича участие в ремонте нескольких десятков АПЛ, надводных кораблей и судов гражданского назначения. Памятными для него были АПЛ «Ленинец», научно-исследовательское судно финской постройки «Профессор Куренцов», ледокол Беломорской ВМБ «Руслан», легендарный колёсник «Н.В. Гоголь» и другие.
Михаил Алексеевич на за-служенный отдых ушёл в июне 2014 года, оставив подразделению своего сына Алексея, выросшего до 5-го разряда электромонтёра. Именно у него он интересуется, как обстоят дела на участке. Мастер участка Егор Кузнецов говорит, что Михаила Алексеевича в коллективе вспоминают добрым словом, особенно те рабочие, которых он принял на участок, помог утвердиться и освоить ответственное производство.
Анатолий ПОПОВ
Фото Марса Биктимирова