Счастье для всех

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2020/02/1346_d1103-800x500.jpg

«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой» — 1 ФЕВРАЛЯ 1884 года родился Евгений ЗАМЯТИН, автор одной из первых антиутопий — романа «Мы». Ровно сто лет назад (роман написан в 1920 году) Замятин предупредил, что главным вектором развития в 20-м веке будет исчезновение личности. Он описал государство, в котором люди превращены в бездушные и бесправные винтики системы и даже имя человека заменено номером. Такие детали тоталитарного общества, как лоботомия для инакомыслящих, всеобщая слежка посредством «жучков», манипуляции общественным сознанием с помощью средств массовой информации, запрет на эмоции, синтетическая пища, вошли в классический арсенал жанра антиутопии.

Многие восприняли роман как пасквиль на Советскую Россию, но сам Замятин это отрицал: «Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства — всё равно какого». Однако черты «реального социализма» в книге, несомненно, присутствуют. Например, стремление навязать всем единомыслие, убеждение, что можно заставить людей быть счастливыми (а счастье — в подчинении воле Благодетеля). Впрочем, и нам, с социализмом давно распростившимся, многое до боли знакомо:

«Завтра — день ежегодных выборов Благодетеля. Завтра мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья. Разумеется, это непохоже на беспорядочные, неорганизованные выборы у древних, когда – смешно сказать – даже неизвестен был заранее самый результат выборов… У нас ни для каких случайностей нет места, никаких неожиданностей быть не может. И самые выборы имеют значение скорее символическое… Говорят, древние производили выборы как-то тайно, скрываясь, как воры… Нам же скрывать или стыдиться нечего. Я вижу, как голосуют за Благодетеля все; все видят, как голосую за Благодетеля я — и может ли быть иначе, раз «все» и «я» — это единое «МЫ».

3 ФЕВРАЛЯ 1938 года было принято секретное постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома «О дачах ответственных работников». Считается, что в первые десятилетия советского государства его руководители являли собой образец скромности и даже аскетизма. Кому не знакомы рассказы о голодных обмороках наркома продовольствия Цюрупы, заштопанных чулках Крупской, единственной шинели Сталина? Но на самом деле высокопоставленные советские чиновники отнюдь не гнушались бытовым комфортом. Об этом свидетельствует в том числе и принятое постановление. В нём говорилось: «Ряд арестованных заговорщиков понастроили себе грандиозные дачи-дворцы в 15–20 и более комнат, где они роскошествовали и транжирили народные деньги, демонстрируя этим своё полное бытовое разложе
ние и перерождение… Желание иметь такие дачи-дворцы всё ещё живёт и даже развивается в некоторых кругах руководящих советских работников».
Осудив перерожденцев, постановление установило приемлемый, с точки зрения социальной справедливости, размер дач для слуг народа: 7—8 комнат для семейных и 4—5 — для несемейных. К слову, их хозяева в это время ютились в коммуналках (многие — в бараках), где на человека иногда приходилось не более 2—3 метров. Сохранился исторический анекдот. Знаменитый полярник Папанин построил себе роскошную дачу и пригласил на неё Сталина. По окончании
визита вождь записал в книге отзывов: «Хороший детский сад». Вскоре по даче уже бегали малыши. Правда, поверить в правдивость этой истории мешает тот
факт, что для самого Сталина было построено два десятка дач в Подмосковье, на Кавказе и в Крыму. На некоторых из них он не был ни разу.

Полина РОГОВА
Рисунок с сайта media-cdn.t24.com

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей