Вот уж никогда не думала, не гадала, что свяжу свою жизнь с торговлей! Но после выхода на пенсию всё-таки пришлось встать за прилавок. Других-то подработок не нашлось, а затягивать потуже поясок не хотелось. Конечно, в каком-нибудь супергипермаркете, где у касс нескончаемый людской поток, я вряд ли смогла бы работать. Но в небольшом промтоварном магазинчике, тьфу-тьфу, справляюсь.
Товары здесь хоть и не первой необходимости, но пользуются спросом. Хороший ассортимент, да и качество неплохое. А главное — цены не кусачие. Вот почему народ к нам идёт постоянно.
Конечно, я сочувствую тем, кто торгует продуктами питания и алкоголем. Наряду с вполне приличными людьми им постоянно приходится обслуживать и так называемый спецконтингент, справедливо именуемый отбросами общества: неадекватный, хамоватый, неимоверно грязный, источающий аромат перегара, свалок и городских помоек.
К счастью, в нашем магазине покупатели — доброжелательные, вежливые и опрятные люди. Некоторых из тех, кто приходит сюда постоянно, я уже и по имени-отчеству знаю.
Но, увы, бывают и грустные исключения из правил.
Однажды под вечер в дверях магазинчика внезапно нарисовалась возрастная дама. Необычайно высокая и плотная, она напоминала легендарного терминатора, столь мастерски сыгранного Арнольдом Шварценеггером. Впечатление усиливала и одежда унисекс: похожая на чехол куртка, растянутые и потерявшие форму спортивки, ботинки армейского образца на толстой рубчатой подошве. Оглядевшись, а точнее, «отсканировав» окрестность, «терминаторша» тяжёлой поступью направилась к небольшому стенду-витрине с разной мелочёвкой. Ворча под нос: «Понавесили тут», начала бесцеремонно шурудить товар, то и дело роняя на пол. Изрядно перешерстив весь стенд, наконец-то сделала выбор.
Видя, что покупательница почему-то не в духе, я, чтобы разрядить обстановку, пожелала ей напоследок здоровья, удачи, а главное — хорошего настроения.
— Будут деньги — будет и настроение! — сердито отчеканила та.
— Обязательно будут, — неудачно попробовала я вселить оптимизм в эту суровую даму.
— Да откуда?! Сказочница вы! — раздражённо бросила «терминаторша», развернувшись ко мне могучим торсом. И язвительно добавила: — Да и у вас их, видать, нет, раз тут сидите!
А в следующий раз, когда я попросила точнее сказать, что её интересует, разразилась гневной тирадой: мол, с моими амбициями нужно устраиваться на руководящую должность. А поскольку я всего-навсего продавец, гонор свой должна упрятать куда-нибудь подальше и желания покупателей угадывать с ходу.
Конечно, клиент всегда прав (что, впрочем, весьма спорно!). Помня об этом, я никогда не опускаюсь до хамства, наследия «ненавязчивого» сервиса советских лет, и не позволяю себе фраз наподобие: «Всё перед вами на витрине, смотреть лучше надо!» или «Читайте внимательно ценник, там всё написано!». С покупателями всегда вежлива, терпелива. Пожелания некоторых из них (глухонемых и с дефектами речи) действительно приходится угадывать по мимике, жестам, отдельным словам и обрывистым фразам.
Но почему так ведёт себя человек, способный вполне внятно изъясняться?
Да, многим пожилым людям сейчас нелегко: маленькие пенсии, букет болезней, душа болит за родных и близких. И всё-таки нельзя выплёскивать весь этот негатив на незнакомого, ни в чём не повинного человека. К продавцу тоже нужно относиться уважительно. Да и гонор с чувством собственного достоинства путать не надо.
Мира СЕРГИЕВСКАЯ