MENU

1268_d1103с

17.01.2020 • Общество

Журналистика вчера и сегодня

Глазами простого обывателя и внештатного автора

13 января все журналисты страны отметили свой профессиональный праздник — День российской печати. Поскольку газеты в нашей семье были всегда, считаю возможным высказать своё мнение.

Миллион подписных изданий

Помню: неграмотная мама заставляла меня, школьницу, читать «Сталинец» и «Пионерскую правду». В 60—80-е годы, когда я уже повзрослела, в семье выписывали газеты «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», журналы «Здоровье», «Работница», «Роман-газета», «Молодая гвардия», «Юность», «Иностранная литература». В те годы столько подписных изданий было почти в каждой семье. Осознанно помню «Северный рабочий» со времён редакторства Василия Соснина. Тогда журналисты Инесса Крылова, Анна Сьянова, Раиса Евглевская, Борис Линшиц, Герман Барболин привносили в свои материалы нотки человечности. Они писали просто, как будто разговаривали с читателем, без словесных штампов.

Информация без искажений

Но не о местной прессе пойдёт речь, а о журналистике вообще. Если сравнить работу журналиста в Советском Союзе и сейчас, алгоритм один и тот же — редактор даёт задание. Но вот техническое оснащение современных работников пера более совершенно.
Хотя главное отличие не в этом: абсолютно все советские СМИ были государственными. Вся пресса следовала официальному курсу страны. Но, несмотря на идеологический подтекст, информация подавалась точно, без искажений. Во времена СССР люди привыкли доверять прессе. Для них «Я в газете прочитал» или «По телевизору сказали, значит, правда» — самый важный аргумент. Слишком крепка память о тех, прежних, советских журналистах. Их уважали и знали поимённо. Прекрасно помню очерки Владимира Губарева о космосе, запуске спутников и космических кораблей с Байконура, о Чернобыльской АЭС; журналиста-международника Всеволода Овчинникова; природные зарисовки Василия Пескова, открывшего нам Агафью Лыкову. А сейчас нам, читателям, приходится постоянно фильтровать и перепроверять достоверность информации.

Вхождение в рынок

Вхождение в рынок изменило журналистику до неузнаваемости. Мнимая свобода обернулась тяжёлым бременем. Если раньше не болела голова о бумаге, полиграфической базе, тиражах, то теперь все проблемы легли на редакторов и директоров изданий. Сократились штаты, транспорт, средства связи. Газеты сократили периодичность выхода, некоторые закрылись.
Целью печатных изданий стало извлечение прибыли. Зарплату журналистам платить надо, средства на производство газеты тоже нужны. Поэтому и изобилуют СМИ рекламой. Журналистам приходится жить в этом прагматичном мире социума. И ищут они «жареные факты»: скандалы, происшествия, порой откровенную ложь. Такие получают большие «сребренники». Цинично выглядят попытки взять интервью у людей, только что переживших трагедию, для повышения рейтинга издания.

Задача угодить

Отношение Ельцина к выступлениям в печати было такое же, как и у коммунистов, даже круче. Стоит вспомнить: когда в ноябре 1991 года появились статьи на тему «Россий-ские банки прекращают вы-платы наличными», министру печати и массовой информации Полторанину было поставлено на вид генеральным директором АФБ (Агентство федеральной безопасности). И сейчас сенсационные материалы авторы часто публикуют или под псевдонимом, или ссылаясь на «информированный источник». Закон о печати это допускает.
Профессия журналиста в настоящее время усечена таким количеством законодательных, административных ограничений, что лучше писать о том, что нет проблем. А если и есть, то совсем мизерные, быстро устранимые. Лучше писать, что пенсия позволяет гражданам ездить по заграницам, медицина на высшем уровне, начальники всех уровней — это сливки общества.
И неудивительно, что задачей журналистов стало преподнести материал под таким соусом, чтобы угодить партии власти. Что ни лидер, то обязательное стремление навести порядок в СМИ. Если в их пользу, играет на имидж, то приветствуют, а если нет, то нет. Вроде уже все знают, что большинство СМИ учреждены коллективами редакций, никаких санкций быть не должно. Но не дай бог, если только намёком затронут какого-нибудь руководителя.
Я бы сравнила журналистов с грузовиком. Возят на нём стройматериалы для красивого проспекта. А когда проспект сдают в эксплуатацию, при въезде вывешивают «кирпич», запрещающий движение самосвалов. Знак «Въезд только для легковых автомобилей». Тут уж не до колебаний барометра жизни горожан.
Есть подразделения пресс-служб в администрациях городов, областей, советах депутатов, на предприятиях и в ведомствах, но им по статусу положено пропагандировать работу и отстаивать интересы своих организаций.
Сословие людей государственных?
Так А.С. Пушкин определил положение журналиста в обществе. А что сейчас? Журналисты с трудом привыкают к новому статусу: они уже не четвёртая власть, как считалось при Советах. Мы помним, как критические выступления в прессе разбирались в организациях, на работу которых поступали жалобы. О результатах сообщалось в прессу в рубрику «Меры приняты». Теперь никто не боится огласки разгильдяйства или неблаговидных дел.
Материалы в СМИ стали в основном информационного характера, порой поверхностными, без эмоций. Нет уже написанных жаром сердца газетных строк, переворачивающих душу читателя. Куда исчезли журналисты со специализацией «о социальном и наболевшем»? Журналисты класса «не могу молчать»? Пропала аналитическая журналистика.
Редко, но встречаются ещё редакторы, которые бьются головой о низкие своды запретов, но умудряются говорить своим голосом.

Важный элемент общества

И ещё. Теперь народ не выписывает много изданий, информацию получает в интернете. Но даже в уважающих себя интернет-изданиях встречается много грамматических ошибок. Я уж не говорю про блогеров — те вообще изъясняются на отвратительной фене, каком-то подзаборном языке. И только печатная пресса с корректорской службой является образцом языка.
И всё-таки: журналисты — важный элемент общества. Без них совсем будет плохо. Они нужны для сдерживания коррупции и сохранения справедливости в обществе.
И очень не хотелось бы, чтобы бурный поток рынка вы-плеснул то ценное, что всегда характеризовало российскую журналистику, — служение нравственным идеалам.
С праздником, дорогие журналисты! Желаю эксклюзивной информации, массу идей, статей и очерков!
Галина КОВАЛЬ
Карикатура Сергея Ёлкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

« »