Спасибо, что не отпустил!

13 декабря 1958 года, после окончания Ленинградского кораблестроительного института, я впервые пересёк вахту предприятия «Звёздочка». Практику я проходил на Адмиралтейском заводе и на заводе в Калининграде — это огромные предприятия с десятками тысяч работников. А тут всего два одноэтажных цеха…

 

Первая встреча

Работать я начал помощником мастера. Свободного времени после работы было много, а заняться нечем, поэтому оставался в цехе. И вот однажды вечером ко мне подошёл директор завода Григорий Лазаревич Просянкин и спросил, что я делаю. Я объяснил, что осваиваю рабочие специальности, потому что скоро буду мастером и должен сам всё уметь.
— Иди отдыхай, Толя, — сказал Григорий Лазаревич с удивившей меня теплотой. Это была моя первая встреча с ним.
В дальнейшем я работал мастером, старшим мастером, строителем, заместителем начальника цеха, и вся моя трудовая жизнь проходила в соприкосновении с Просянкиным.
Григорий Лазаревич создал в коллективе тёплую, благожелательную атмосферу. В семь часов утра вместе со своими замами он приходил встречать работников. Он знал всех бригадиров, мастеров и высококвалифицированных рабочих и всегда здоровался с ними. Недаром многие называли его батей.
Когда я работал строителем КДП (контрольно-дозиметрический пункт), настала пора выводить его из док-камеры в акваторию. Начали заполнять док-камеру водой, и тут случилось ЧП: вода стала поступать в трюм КДП. Оказывается, после испытаний не заварили одно отверстие в днище. Я срочно докладываю Просянкину, ведь надо останавливать наполнение док-камеры и осушать её, а это не одна тысяча тонн воды. Григорий Лазаревич говорит:
— Ты строитель, ты и принимай меры.
Быстро нашли болт, забили в отверстие, и вода прекратила поступать.

На ледоколе «Ленин»

Важным моментом в истории «Звёздочки» был ремонт атомного ледокола «Ленин». Нас часто посещали проверяющие из министерства и партийные работники. Я тогда был старшим мастером по корпусной части.
Однажды часов в восемь вечера мне звонят и говорят, что к нам едет второй секретарь обкома Кудрявцев. Я обежал своих рабочих и попросил их задержаться до отъезда гос-тя. Кудрявцев в сопровождении Просянкина осмотрел то, что хотел, и вдруг спрашивает меня, почему так мало людей работает во вторую смену. Я отвечаю, что работающих достаточно, просто сейчас обеденный перерыв.
— Молодой человек, вы не умеете врать и никогда не врите, — произнёс Кудрявцев. Григорий Лазаревич промолчал.
Посетившая завод комиссия ЦК КПСС сделала вывод, что к 100-летию Владимира Ильича ремонт ледокола не будет завершён.
Министр судпрома Б.Е. Бутома сказал Г.Л. Просянкину:
—Не будет готов «Ленин» — не будет тебя и меня.
После чего Григорий Лазаревич сам стал ответственным сдатчиком. За короткое время организация работ поднялась на такой уровень, какого раньше мы не знали. Все рабочие прониклись ответственностью задачи. Например, в бригаде сварщиков В. Крыжановского приняли решение работать шесть часов без перерыва на перекур.
Коллектив «Звёздочки» с честью справился с заданием. Были подготовлены документы для награждения предприятия орденом Трудового Красного Знамени, но в ЦК предложили обкому переоформить документы на награждение орденом Ленина. Многие работники завода также были награждены орденами и медалями, а Григорий Лазаревич удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Научил планировать
Вспоминается ещё случай. Я работал старшим мастером на ледоколе «Ленин». И вдруг мне вручают приказ, что я назначаюсь начальником планово-распределительного бюро цеха № 7. За что такая немилость? Я продолжаю работать на прежнем месте.
Вызывает Просянкин:
— Толя, надо, иди в 7-й цех.
А я остаюсь на «Ленине». Снова вызывает, обращается уже по фамилии.
В третий раз — категорично:
— Ты идёшь или в цех 7, или за ворота!
Ничего не поделаешь, пришлось идти. По сравнению с сумасшедшим ритмом работы на ледоколе, когда в семь утра ты уже на рабочем месте, а домой уходишь в одиннадцать вечера, там был курорт.
А через полгода вызывает Григорий Лазаревич и спрашивает:
— Ну что, научился планировать?
— Научился, — отвечаю.
— Ну тогда подпиши приказ о твоём назначении заместителем начальника цеха 10 (самого большого в то время цеха).
До сих пор у меня хранится заявление, которое я написал после первого года работы с просьбой перевести меня на СМП. Резолюция Просянкина: «В связи с Положением о молодых специалистах расчёт предоставить не могу». Как я благодарен ему за то, что не отпустил! Какую огромную роль в моей жизни сыграл этот Человек с большой буквы!

Анатолий КОЧЕРГИН,
ветеран «Звёздочки»

 

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Январь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей