Так разваливался Союз

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/11/169.jpg

28 лет назад, 1 декабря 1991 года, на Украине состоялся референдум, по итогам которого 70% населения республики высказались за выход из состава СССР и полную государственную независимость. Близился распад Советского Союза: и месяца не прошло, как 25 декабря президент Михаил Горбачёв сложил полномочия.

Быть свободным

Напомним, процесс распада СССР начался куда раньше. Ещё во второй половине 1980-х, с началом перестройки, проявлялось стремление союзных республик к большей государственной и экономической независимости от союзного центра. Точкой невозврата стал, вероятно, августовский путч. Народ был недоволен плачевными результатами реформ Горбачёва.
К началу 90-х размышления о прошлом и будущем витали в воздухе, появлялись они и на страницах «Северного рабочего». Ещё в ноябре 1991-го был опубликован материал Людмилы Жуковой под заголовком «Все мы когда-то были совками»: «Когда 19—20 августа стране грозило возвращение тоталитарного режима, что-то негусто было на площади Победы. Свободные граждане свободной страны предпочли сидеть дома… Гражданин никогда не перепутает «светлое будущее», ради которого его 70 лет (!) принуждали жить в совковых условиях, и свободное сегодня, когда приходится терпеть нищету, чтобы быть свободным и завтра».
Будущее хоть и было не-определённым, но многие смотрели в него с оптимизмом. Зампредседателя городского Совета по экономике Александр Млоток отметил, что надеется на наших промышленных гигантов, которые сумеют обеспечить себе «портфель заказов» на грядущий год.

Как жить дальше?

14 декабря 1991 года на страницах газеты появилось сообщение: парламент России ратифицировал соглашение о Содружестве Независимых Государств. Это произошло двумя днями ранее, после выступления президента РСФСР Бориса Ельцина. А 21 декабря в Алма-Ате президенты 11 республик подписали декларацию, в которой закрепили основополагающие принципы СНГ и заявили о прекращении существования СССР.
Все задавались одним во-просом: как жить дальше? Ответ пытались найти и чиновники: начальник управления торговли В.А. Шишкин держал совет с руководителями этой сферы — говорили о болевых точках. Остро стояла проблема нехватки продуктов.
«Остатки продовольст-вия, коими располагает Москва, не позволяют нам рассчитывать на серьёзную помощь. Она будет по мере возможности, — писала в статье «Стол и цены» Анна Данилова. — Пока же остаётся довольствоваться секцией обещанной тушёнки, маслом растительным, которым наконец отоварим талоны в четвёртом квартале уходящего и в первом квартале наступающего года».
Грянула анархия цен. Газета сообщала, что в некоторых магазинах замечено завышение стоимости товаров, при этом контрольные органы не предпринимают для регулирования ситуации никаких мер. И покупатели, и производители возмущены таким положением дел. Ни у кого не было уверенности, что предприимчивые люди не греют руки за счёт простых горожан.

Прощальное слово

Очевидно, что начало 90-х стало для страны поворотным периодом. Изменилась не только страна, но и общественно-политическое устройство. Для Северодвинска значительным ударом стали и проблемы на градообразующих предприятиях.
«Гордость отечественного кораблестроения на распутье. Оказалось, что лодки в таком количестве не нужны. СССР нет, а Россия ещё не определила судьбу флота. Неопределённость и непредсказуемость дальнейших событий заставляют жить в состоянии постоянной тревоги. В моде астрологи и гороскопы. Увеличилось число бедных и богатых. Вдвое возросли вклады в северодвинском сберегательном банке. На ступеньках ЦУМа теперь можно видеть собирающих подаяние. Государственная торговля умирает. По магазинам интересно ходить лишь за тем, чтобы коллекционировать цены», — итоги 1991-го в последнем выпуске года подвела Раиса Евглевская.
Смертность возросла, рождаемость упала, стало больше самоубийств и преступлений, зарегистрированы первые сотни безработных. 25 декабря северодвинцы спешили домой, чтобы послушать прощальную речь первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва: прозвучали слова о том, что люди стали другими, почувствовали свободу и демократию. На пороге стоял 1992-й — 2 января в России грянула экономическая реформа правительства Егора Гайдара, получившая название «шоковая терапия». Началась эпоха неуправляемого роста цен и безудержной инфляции.

11

ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ
Отдельная заметка в газете была посвящена гуманитарной помощи, которая в декабре 1991-го пришла в Северодвинск из Германии.
«Побитые молью, замызганные пальто, нестиранное женское бельё, туфли без пары, непарные же носки — всё, что, очевидно, годами пылилось в чуланах и на чердаках», — писала Марина Васильева, подмечая, что многие подопечные Красного Креста возмущались и уходили, так и не притронувшись к куче старья. Хотя некоторых нужда заставила брать и такие «подарки».

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив записей