Драма и свет

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/10/172.jpg

 Северодвинск глазами фотохудожника Александра Малафеевского

У нас немало талантливых фотографов. Одни снимают красивые виды Северодвинска, другие — людей, природу, различные мероприятия. Но когда всё это объединяется в одном кадре, возникает особый жанр — уличная фотография. Увидев однажды в сети снимки Александра Малафеевского, мы были поражены их нестандартной композицией, харизматичными героями, игрой света и тени, — наш город вдруг предстал в совершенно ином ракурсе. В каждом кадре будто разворачивается внутренняя драма, снимки наполняет философский подтекст, заставляющий размышлять и восхищаться мастерством автора.

177
Жанр требует мужества

Александр родился и живёт в Северодвинске, работает инженером-конструктором на Севмаше. Он всегда ощущал себя творческим человеком: испытывал тягу к живописи, кино, фотографии, музыке, мечтал стать художником.
Начинал, как и многие фотографы, с пейзажей, портретов близких и друзей. Большинство сделанных за послед-ние два-три года снимков можно отнести к жанру стрит-фотографии (или уличной). Что-то в них есть из документальной, репортажной съёмки.
В целом всё это можно назвать прямой фотографией — в противоположность постановочной. В ней нет никакого плана и идей, только интуиция и импровизация. Наш герой просто ходит и ищет в повседневной рутине удивительное, яркое — в этом и суть стрит-фото.
Но жанр это особый, требует немалого мужества. Даже известные фотографы признавались в страхе перед выходом на улицу, сравнимым с выходом актёра на сцену. Ведь неизвестно, как поведут себя люди, попавшие в кадр: будут дружелюбны или, напротив, враждебны.
— Во время моих фотопрогулок мне иногда говорят: «Вы не имели права меня снимать без моего согласия». И если кто-то просит удалить снимки, то во избежание конфликта я тут же это делаю, — рассказывает Александр. — Хотя на самом деле закон позволяет любому человеку снимать других людей без их согласия, если они находятся в общественном месте. Об этом сказано в статье 152.1 Гражданского кодекса РФ.

Источники мастерства

Фотографию Александр изучал по книгам, мастер-классам и на собственном опыте. В детстве и юности он много фотографировал: отец купил первую камеру ещё в 1960-х годах и научил сына снимать, проявлять плёнку и печатать.
— Меня всегда интересовало современное искусство. Моей первой книгой по нему была «Философия и искусство модернизма» И.С. Куликовой, изданная в 1970-х годах, — делится Александр. — Там, как обычно, развенчивались все эти буржуазные течения в искусстве, но очень подробно, с примерами и иллюстрациями. Я взял эту книгу в библиотеке, и она мне, как говорят сейчас, взорвала мозг. Всё самое важное я переписал в тетрадку. До сих пор её храню.
Недавно заметил, что многие высказывания современных фотографов напоминают манифесты художников-модернистов начала XX века. По-лучается, фотография очень многое позаимствовала у современного искусства. Особенно уличная. И чтобы стать хорошим фотографом, нужно знать и любить искусство.
Александр так и продолжал бы время от времени снимать пейзажи, если б однажды не увидел работы Алекса Уэбба и Гарри Груйера. Потом были Сергей Максимишин, Георгий Пинхасов, Сол Лейтер. Он и не знал, что так можно фотографировать. Сейчас жалеет, что не увидел их работы лет на двадцать раньше.
Какой парадокс: фотография — самое массовое из искусств, и в то же время о творчестве великих, как и об их именах, мало кто знает. У Александра сейчас около десятка книг и альбомов фотографов, но, к сожалению, в Северодвинске найти их трудно, удалось здесь купить только одну, да и то обзорную («Легендарные фотографы современности»). Зато полки книжных магазинов забиты учебниками по фототехнике и мастер-классами.

Форма решает

— Люблю смотреть фотографии, — признаётся Александр. — Сделанные мастерами и простыми смертными, такими, как я. Часто я ставлю на паузу кино и рассматриваю кадр — для меня это тоже фотография. Однако трудно оценивать свои — в них слишком много «меня».
Многие ставят знак равенства между фотографией и тем, что попало в кадр. То есть красивая фотография для них равна красиво изображённому объекту (закату, дому, лицу). Но на самом деле это нечто большее. Прежде всего — собственно картинка. Форма, свет и цвет, смысловые связи.
В советское время за это сильно бы отчитали, назвали бы формалистом, но главное для Александра — это форма, под которой он, впрочем, подразумевает и свет, и цвет. То, что визуально не представляет ценности, Александр, как правило, не снимает.
— Это не значит, что сюжет не важен, просто он вторичен и вытекает уже из формы, — говорит Александр. — Поэтому как в процессе съёмки, так и во время прогулок по городу я, как и другие фотографы (хотя не все в этом признаются), всегда занят поиском формы. Но полагаться можно только на интуицию. Уметь видеть глазами, а не мозгом — признак хорошего фотографа.

Меня всегда ставят  тупик комментарии к фотографиям типа «Без носков ходят в такой-то холод» или «Городские власти совсем за тротуарами не следят».
Татьяна ВОРОТЫНЦЕВА
Фото автора и Александра Малафеевского

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей