Убийцу вычислил по халату

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/10/35.jpg

Начальнику ОМВД России по городу Северодвинску Сергею Орехову вчера исполнилось 50 лет

Работе в правоохранительных органах Сергей Орехов отдал четверть века. А начальником ОМВД России по г. Северодвинску стал в 2016 году. Кстати, отдел самый крупный в области — здесь работают около 550 человек. Накануне знаменательной даты мы встретились и пообщались с Сергеем Анатольевичем.

Пример перед глазами

— Сергей Анатольевич, расскажите о себе. Как вас на юридическую стезю потянуло?
— Родился я в Архангельске. Через год семья переехала в город корабелов, поэтому считаю себя коренным северодвинцем. Учился в 18-й школе, работал на «Звёздочке», потом в армию ушёл.
В 1989 году вернулся на предприятие. А там перестройка, рухнула система привычного жизненного уклада. В какой-то момент я понял, что работа на «Звёздочке» — это не совсем то, что мне нужно, хотелось реализовать себя в другой сфере. И я заочно поступил в Московскую государственную юридическую академию.
Перед глазами был пример одного из товарищей по бригаде, который учился в том же заведении, окончил его и ушёл работать в следственный отдел милиции. Он и сподвиг меня однажды со своими тремя курсами тоже отправиться в милицию с надеждой туда устроиться. Надо ещё учитывать, что на дворе был 1994 год — начало оттока квалифицированных кадров. В следственный отдел не взяли, но в уголовный розыск на стажировку попал. Им тогда руководил легенда нашего сыска Владимир Николаевич Еремеев.
Вот так я прошёл путь от опера до начальника уголовного розыска. Потом был заместителем по оперативной работе, начальником полиции и, наконец, руководителем ОМВД.
— Получилось так, что и начинали работу вы в переломный момент, и начальником ОМВД стали также в непростой ситуации.
— Точно так. Мне пришлось учиться, когда старое законодательство менялось на новое, и многое приходилось постигать на собственной практике.
И начало руководящей работы также пришлось на переходный период. Единовременно ушло руководство выше среднего звена, начальники ключевых отделов: розыска, полиции, следствия, дознания. Мы очень сильно тогда «просели».

Вклад в общее дело

— Как в кресле начальника себя чувствуете?
— Честно, никогда не думал, что стану начальником. Не могу сказать, что во мне есть серьёзная административная жилка. Всё-таки двадцать лет отработал на «земле» опером, а это совсем другие задачи. Было очень тяжело, особенно на первых порах. Знавшие меня люди сочувствовали. Но всё-таки на этом месте я уже третий год, работу, думаю, сумел организовать. Сейчас часто вспоминаю древнюю мудрость: «Человек первые пять лет только учится профессии. Вторые пять лет — начинает её понимать. И только на третьи — становится профессионалом». Мне очень помогла команда, на которую я опираюсь, доверяю ей и уважаю.
— Можно сказать, что коллектив сложился?
— Конечно. Для этого мы приложили массу усилий, сохранили костяк, наращиваем состав за счёт молодых свежих кадров. Вот сейчас у нас на четвёртом этаже в следственном отделе почти 90% — женщины. И с каждым месяцем они сдают всё больше уголовных дел — это дорогого стоит.
Бывший начальник отдела Иван Шашурин (сейчас он проходит службу в Архангельске) наладил дисциплину, хорошо поставил работу даже с молодой командой. Огромный вклад в наше общее дело в непростых условиях комплектования личного состава вносят начальник полиции Сергей Старцев, начальник отдела уголовного розыска Алексей Бачук, заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Олег Шутов, командир отдельного батальона патрульно-постовой службы Игорь Диниев и многие другие командиры.

На улицах безопасно

— Как насчёт кадрового голода?
— Кадровый голод есть в низшем звене. Большое количество вакансий — 15 человек — в патрульно-постовой службе. А это очень важное звено, люди, которые обеспечивают порядок на улицах. Именно к этой категории сотрудников предъявляются самые серьёзные требования по здоровью и ряду других критериев.
Недобор участковых — 10 человек. А это передовой отряд, авангард нашего отдела. У них огромное количество обязанностей, требований, все материалы на них, приём звонков от граждан, не всегда трезвых и адекватных.
Обе эти службы — кадровый резерв для розыска.
Есть сейчас такая тенденция: в полицию активно идут девушки, которые в том числе устраиваются и в ППС, и в отдел участковых уполномоченных. Но, при всём уважении, у нас пока ещё не тот менталитет, как, например, в Израиле, где женщины активно в армии служат. Дело в том, что мне, например, да и другим руководителям страшно выпускать на улицу девчонок в наряд, отправлять на вызов — если рядом с ними нет хотя бы собаки или сотрудника мужского пола.
В других службах кадровый дефицит не столь заметен, разными способами стараемся свести его к минимуму. Это связано в том числе и с демо-графическим провалом. Но ситуация должна выровняться.
— А что с нагрузкой?
— Нагрузка у нас самая большая в области по всем расчётам. Потому, бывает, и «плаваем» по показателям. За первые полгода 2019-го по ведомственной оценке мы были на девятом месте. При том что Архангельск — на 14-м. На первом, кстати, Вельский район. Хотя по трём месяцам мы были на четвёртом месте. Однако Северодвинск — относительно безопасный город. Об этом говорит и социологический мониторинг. Я улицу чувствую. Сам хожу по городу и вижу ситуацию. А цифры, напротив, свидетельствуют о росте преступности. Но если их разбирать, то мы увидим, что даёт самый большой рост: 300 краж, 58 мошенничеств, наркотики дают определённый процент. Но раскрываемость у нас больше, чем в Архангельске и ряде райотделов.

День по графику

— Вспомните интересный случай из практики, когда вы ещё работали в угрозыске?
— Как сейчас помню, в доме на улице Карла Маркса под лестницей нашли мужской труп без головы. Обыскали весь подъезд, ничего не нашли. Прошли по квартирам, обыскали двор — ноль результатов. Но вот в одном из мусорных контейнеров неподалёку находим голову. Причём полусваренную. Она была в пакете, перевязанном пояском от женского халата.
Собрались на совещание в отделе, думаем, как дальше действовать. Информации полезной немного. Разве что эксперт определил, что преступление произошло в ночное время — около четырёх часов.
Полистали бумаги, обнаружили, что в одну квартиру не заходили. Мне говорят: «Надо опросить жильцов». Я рванул туда и нашёл свидетеля, который сказал, что на первом этаже дома вон те окошки горели аккурат в нужное мне время. Стучу в эту квартиру, выходит пожилая женщина. Поговорили с ней, и будто кто-то мне шепнул: «Загляни в ванную». Зашёл — халат синенький висит. Без пояска. Продолжаю разговаривать с женщиной, смотрю по сторонам, а у одного плинтуса — капельки крови. Женщину и халат везу в отдел. В итоге выяснилось, что она повздорила с сожителем, убила его, отрезала голову и, чтобы не опознали, сварила её. Потом половицы вскрывали в квартире — там всё в крови было…
— Как проходит день начальника полиции?
— В 8 утра доклад дежурного: сводка, материалы, документация. В 8.45 — утреннее совещание, оценка оперативной обстановки, обсуждаем насущные проблемы, ставлю задачи на день или более длительный период.
До 12 часов приходят руководители подразделений, работаю с документами. Лично выезжаю на значимые преступления (трупы, сообщения о минировании объектов) в течение дня. После обеда езжу по городу, смотрю обстановку. Потом заслушиваю следователей, сотрудников уголовного розыска, участковых уполномоченных по конкретным уголовным делам.
С 16 часов работа по узким направлениям. Потом доклад дежурного за день. Часам к 18 ко мне приходят руководители высшего звена, подводим итоги. Часов в 19, если ничего не произошло, можно ехать домой…

Издательский центр «Северный рабочий» присоединяется ко всем поздравлениям
Фото автора

 

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив записей