Научный «Спектр»

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/09/IMG_4921-kopiya.jpg

Восьмиклассник Андрей Воронин, одиннадцатиклассница Юлия Гайворонская и десятиклассник Борис Попов не просто учащиеся 17-го лицея. Они ещё и члены научного общества «Спектр», которое существует в стенах школы с 2012 года. Ребята занимаются олимпиадной и исследовательской деятельностью, а с этого года будут вовлекать в науку и своих одноклассников. Дело в том, что лицей № 17 вошёл в проект «Базовые школы РАН». Из региона туда попали ещё архангельские гимназия № 3 и школа № 45.

Лицей № 17 вошёл в список базовых школ Российской академии наук

«Базовые школы РАН» — совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения РФ. Официально он стартовал 2 сентября, хотя подготовительная работа велась несколько месяцев. Базовыми школами РАН стали 108 школ из 32 областей страны. Причём регионы отбирались не случайно, а исходя из их научно-образовательного потенциала.

В тройке лучших

К школам тоже предъявляли особые требования. На первом этапе отбор делали на основе существующих федеральных рейтингов, и от Поморья изначально вошли три архангельские школы. Но на втором этапе список скорректировали и заменили одну школу на лицей № 17 из Северодвинска.
— Так как лицей идеально вписался в этот проект (он входит в топ-500 лучших школ страны, имеет математический уклон), то экспертная группа пошла навстречу региону, — пояснил такой выбор заместитель министра образования Архангельской области Юрий Гнедышев.
К тому же благодаря этому изменению география проекта расширилась.
— Надо сказать, что в проекте участвуют сильные школы, вы-пускники которых и так идут в науку и в сферу высоких технологий, — отметил заместитель начальника управления по взаимодействию с госорганами и научным сообществом РАН Александр Соломатин, который на прошлой неделе побывал в лицее с ознакомительным визитом. — Но проблема нехватки кадров остаётся, и нам надо привлечь дополнительные ресурсы, чтобы выпускники базовых школ РАН стали яркими представителями региональной и отечественной науки.
Это мы будем делать за счёт привлечения ресурсов РАН: это академики и профессора, а также существенная лабораторная и исследовательская научная база. Нам бы хотелось, чтобы учёные приходили к школьникам, а школьники — к учёным. Важны факультативы, внеурочная деятельность, индивидуальные консультации.
В свою очередь дети должны знакомиться с деятельностью учёных — это и есть профориентация, когда можно увидеть и понять, как фундаментальные знания работают в условиях исследований.

Будущие учёные

Первостепенная цель проекта — сделать так, чтобы талантливые дети смогли построить успешную карьеру в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов. Все базовые школы РАН уже скорректировали учебные планы, сделав акцент не на гуманитарном направлении, а на физико-математическом и химико-биологическом.
Новое оборудование, повышение квалификации учителей и прямая работа учёных с детьми — это три главных тезиса проекта. Сейчас федеральный куратор Александр Соломатин перемещается по регионам, чтобы осмотреть каждую из 108 отобранных школ и определить, в чём они нуждаются. Так, в некоторых регионах школам выделяется финансирование на ремонт и улучшение материально-технической базы, в других — создаются ставки педагогов допобразования и не только.
По плану базовые школы РАН будут работать в тесной связке с институтами и университетами. Уже заключены соглашения по сотрудничеству с научными центрами. Ведь основное направление здесь — проектная деятельность и исследовательские работы, вовлечение детей в научные разработки как на базе САФУ, так и на базе местного отделения РАН.

Единый механизм

Напомним, в рамках нацпроекта «Образование» уже в этом году в Северодвинске откроется Северный кванториум, а в 2021 году он появится и в Архангельске, как и школа для одарённых детей.
В 2020-м область сможет похвастаться и Домом научной коллаборации на базе САФУ.
— Эти нововведения должны сложиться в единый механизм, который будет давать подпитку экономике и закрывать потребность в научных кадрах, — подчеркнул Юрий Гнедышев.
Дополнительные занятия с нашими лицеистами будут проводить представители РАН и преподаватели из столичных вузов. Появится здесь и современное лабораторное оборудование. Федеральные средства школам будут выделены в 2020 году, точная сумма пока не определена. Из бюджета РАН также будут выделены деньги, а на региональном уровне каждой из трёх поморских школ выделят по одному миллиону рублей как раз на материально-техническое обеспечение.
Отметим, проект этот долгосрочный, рассчитанный на многолетнюю работу, граница его окончания не определена. И он явно демонстрирует интерес РАН к школьному образованию и готовность оказывать поддержку. Вероятно, в будущем к проекту присо-единятся и новые учебные заведения. Кто знает, может, среди них будут и северодвинские?

САМАЯ СЕВЕРНАЯ
17-й лицей — самая северная школа РФ, имеющая статус базовой школы РАН.
На сегодняшний день здесь учатся 746 детей с 5-го по 11-й класс.

Базовыми школами РАН стали 108 школ из 32 областей страны
Фото автора

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Архив записей