MENU
5

22.08.2019 • Колонка редактора

Разбили банку в магазине…

Недавно в магазине со мной произошла такая история: взяв с полки шоколадку, чтобы изучить её состав, я тем самым спровоцировала падение баночек с детским питанием, между которыми она была зажата. Одна из баночек разбилась. Наблюдавший за этим охранник поинтересовался, не хочу ли я возместить нанесённый магазину ущерб. Я ответила, что подобного желания не испытываю, поскольку никакой вины за собой не чувствую: товары на полках надо размещать так, чтобы от прикосновения к одному из них его соседи не сыпались, как костяшки домино. На этом инцидент был исчерпан.
Но я вот думаю: если бы речь шла не о тридцатирублёвой баночке, а, например, о бутылке дорогого алкоголя, то всё могло закончиться для меня гораздо печальнее. Хотелось бы узнать, как правильно действовать в ситуации, когда требуют оплатить разбитый не по твоей вине товар. Имеет ли право охранник не выпускать покупателя из магазина?
Ирина

Пока не оплатил

В соответствии со ст. 459 Гражданского кодекса риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. А договор розничной купли-продажи считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи покупателю кассового или товарного чека, подтверждающего оплату товара.
Казалось бы, из этого можно сделать только один вывод: до тех пор, пока товар не оплачен, никакой ответственности за его повреждение мы не несём. Однако это не совсем так. Дело в том, что, пока мы не оплатили товар, мы не являемся покупателями, а значит, при причинении ущерба магазину в этом случае необходимо руководствоваться ст. 1064 Гражданского кодекса. В ней говорится, что вред, причинённый имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, этот вред причинившим.
Об этом же говорят Федеральные правила розничной торговли: «При выборе и покупке товара покупатель обязан возмещать предприятию ущерб за повреждённые по его вине товары». И это справедливо, потому что иначе можно было бы пройтись по магазину, поколотить товар и спокойно удалиться, не оплатив испорченное.

 

ПЯТНИЦА~23_08_2019_полоса_№_5.p65

 

Докажи, что не виноват

Впрочем, в той же ст. 1064 ГК РФ есть другой, интересный для нас пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине».
Иначе говоря, если вы взяли бутылку в руки и не удержали её, то в этом ваша вина и придётся за разбитую бутылку заплатить. Однако же если вы поскользнулись на мокром полу и в падении снесли даже целый стеллаж с дорогим виски — в этом полностью вина магазина, и ничего платить вы не обязаны. Или, допустим, бутылка слетела с полки, когда вы пробирались через узкий проход между стеллажами,
к тому же заставленный коробками, и случайно зацепили её рукавом.
В этом случае также налицо вина магазина: в соответствии с ГОСТом расстояние между параллельно расположенными стеллажами должно быть не менее 1,4 метра.

КСТАТИ
Чeм магазин больше, тeм шире должны быть проходы мeждy полками.
Пpи торговой площади:
•дo 100 кв. м — 1,4 м

•от 100 дo 150 кв. м— 1,6 м
•от 150 дo 400 кв. м — 2 м
•свыше 400 кв. м — 2,5 м
Когда эта норма нарушена, смело апеллируйте к ней и грозите жалобой в Пожарный надзор.

В судебном порядке

Администрация магазина хочет заставить вас оплатить товар, испорченный не по вашей вине? Требуйте жалобную книгу и детально опишите в ней, что произошло, по какой причине был разбит товар. На этом этапе зачастую проблема решается, человека отпускают просто так.
Если же сотрудник магазина продолжает требовать компенсацию за разбитый товар, нужно предложить ему решить вопрос в судебном порядке. Обязательно следует заручиться поддержкой двух свидетелей, которые при необходимости могут дать показания в суде. Администрация боится судебных разбирательств, а также различных проверок, которые обязательно последуют в этом случае.
Если охранник магазина не выпускает вас, пока вы не оплатите стоимость испорченного товара, напомните ему о существовании ст. 203 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того, как ваша вина будет доказана судом.
По материалам сайта rospotrebnadzor.ru

Comments are closed.

« »