Когда важен каждый нюанс

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/08/34.jpg

11 АВГУСТА — ДЕНЬ СТРОИТЕЛЯ

Во второе воскресенье августа в России отмечается День строителя — праздник тех, у кого, пожалуй, самая созидательная профессия. Возведение Северодвинска смело можно назвать героическим проектом, учитывая условия, в которых приходилось работать строителям. При этом можно назвать немало передовых и новаторских идей, которые были оплощены. Сегодня мы публикуем историю Виктора Петрушина, чтобы вспомнить славные годы массовых советских строек и ещё раз поблагодарить строителей за их труд.

Случай, произошедший в годы строительства завода

в Северодвинске

Восхищение маршала

В начале 70-х годов, подъ-ехав к поморскому селу Рикасиха (со стороны Архангель-ска) и поднявшись на бугор, на западе над ровной линией горизонта можно было увидеть тёмное возвышение правильной формы. До 1974 года оно было одиноким, и был это первый судостроительный эллинг Северодвинска, официально введённый в эксплуатацию в 1948 году.
Этим уникальным сооружением, созданным инженерами института «Проектстальконструкция» города Москвы на бумаге и воздвигнутым в натуре молотовчанами, восхищались и строители, и корабелы страны. Даже выдающийся военный инженер маршал Дмитрий Фёдорович Устинов, повидавший на своём веку много интересного и выдающегося, зайдя в эллинг, воскликнул: «Какая красота!».
Но мало кто знал, что уже в те годы это творение инженерной мысли и рабочих рук было «больным». Тогда же, в конце 40-х годов, в кирпичной кладке юго-восточного и северо-восточного углов эллинга практически на всю высоту стен появились вертикальные трещины, и стена восточного торца эллинга из-за разрыва кирпичной кладки отошла в угловых сопряжениях от продольных стен на ширину от одного до 40—50 миллиметров. Из-за конструктивных отличий углов величины раскрытия трещины были разными: юго-восточная трещина была почти в два раза шире, чем северо-восточная. Начинались трещины с высоты около восьми метров от оснований угловых колонн.
Наблюдения за раскрытием трещин в 1950-е годы велись, но никто из специалистов не давал чёткого заключения об их природе. Заводские специалисты не могли определить причины образования трещин и изменения их величины в разные годы и в зависимости от времени года, хотя предположения строились. Устанавливаемые на щели маяки постоянно трескались, то есть трещины, особенно у юго-восточного угла, «дышали».
Все, кто хорошо знал директора завода Е.П. Егорова, были убеждены, что он не сможет смириться с такой неопределённостью. Так и случилось.

Вот так ферма!

Директор возложил ответственность за принятие решения по работе конструкций и согласование его с автором проекта (ЦНИИ «Проектстальконструкция») на службу главного архитектора.
Главный архитектор (начальник службы) Д.Н. Олейников сделал по-своему: он не стал решение согласовывать,
а привлёк к работе проектировщиков и, вручив акт последнего обследования трещин инженеру отдела, направил его в ЦНИИ ПСК.
Директор института, впоследствии академик АН СССР, Николай Прокофьевич Мельников (автор проекта эллинга завода № 402) и его коллега по разработке проекта Андрей Иванович Петраков любили своё детище — объект № 1 завода 402. Тревогу заводчан они восприняли близко к сердцу и отреагировали, не откладывая ни на один день.
Андрей Иванович Петраков на совещании ведущих специалистов института обсудил вопрос, но окончательное решение постановили принять только после осмотра объекта. В Северодвинск было предложено отправиться В.Ф. Калафатову — представителю проектировщиков, работавшему на площадке во время строительства объекта № 1.
На другой день после прибытия на завод Калафатов отправился на объект, и мы с ним буквально «пролезли» его, осмотрев всё, что привлекло его внимание. После обсуждения увиденного инженер и архитектор пришли к выводу, что причиной образования трещин была металлическая ферма, установленная над крышей эллинга между шестым и седьмым пролётом. Она была жёст-ко закреплена на коньках треугольных фонарей объекта. Этим была исключена работа температурного шва, находящегося между фонарями.
Оказывается, эта ферма была установлена для размещения к праздникам лозунгов, смонтированных из нескольких сотен электрических лампочек, и представляла собой серьёзное сооружение. Она не была согласована с проектировщиками и оказывала серьёзное влияние на работу основных конструкций объекта.
Конструкцию решено было немедленно демонтировать, юго-восточный угол торца эллинга закрыть по чертежу, выполненному мной на заводе (в сентябре 1960 года) и согласованному с представителем института.
С тех пор прошло более полувека, но к этому вопросу заводчане больше не возвращались, так как работа конструкций уникального объекта стабилизировалась. Вот так: в работе строителей важен каждый нюанс.
Виктор ПЕТРУШИН, инженер-строитель,  заместитель гендиректора  по капитальному  строительству ПО «Севмаш» (1959—2004)
Фото Олега Перова

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей