11 АВГУСТА — ДЕНЬ СТРОИТЕЛЯ
Во второе воскресенье августа в России отмечается День строителя — праздник тех, у кого, пожалуй, самая созидательная профессия. Возведение Северодвинска смело можно назвать героическим проектом, учитывая условия, в которых приходилось работать строителям. При этом можно назвать немало передовых и новаторских идей, которые были оплощены. Сегодня мы публикуем историю Виктора Петрушина, чтобы вспомнить славные годы массовых советских строек и ещё раз поблагодарить строителей за их труд.
Случай, произошедший в годы строительства завода
в Северодвинске
Восхищение маршала
В начале 70-х годов, подъ-ехав к поморскому селу Рикасиха (со стороны Архангель-ска) и поднявшись на бугор, на западе над ровной линией горизонта можно было увидеть тёмное возвышение правильной формы. До 1974 года оно было одиноким, и был это первый судостроительный эллинг Северодвинска, официально введённый в эксплуатацию в 1948 году.
Этим уникальным сооружением, созданным инженерами института «Проектстальконструкция» города Москвы на бумаге и воздвигнутым в натуре молотовчанами, восхищались и строители, и корабелы страны. Даже выдающийся военный инженер маршал Дмитрий Фёдорович Устинов, повидавший на своём веку много интересного и выдающегося, зайдя в эллинг, воскликнул: «Какая красота!».
Но мало кто знал, что уже в те годы это творение инженерной мысли и рабочих рук было «больным». Тогда же, в конце 40-х годов, в кирпичной кладке юго-восточного и северо-восточного углов эллинга практически на всю высоту стен появились вертикальные трещины, и стена восточного торца эллинга из-за разрыва кирпичной кладки отошла в угловых сопряжениях от продольных стен на ширину от одного до 40—50 миллиметров. Из-за конструктивных отличий углов величины раскрытия трещины были разными: юго-восточная трещина была почти в два раза шире, чем северо-восточная. Начинались трещины с высоты около восьми метров от оснований угловых колонн.
Наблюдения за раскрытием трещин в 1950-е годы велись, но никто из специалистов не давал чёткого заключения об их природе. Заводские специалисты не могли определить причины образования трещин и изменения их величины в разные годы и в зависимости от времени года, хотя предположения строились. Устанавливаемые на щели маяки постоянно трескались, то есть трещины, особенно у юго-восточного угла, «дышали».
Все, кто хорошо знал директора завода Е.П. Егорова, были убеждены, что он не сможет смириться с такой неопределённостью. Так и случилось.
Вот так ферма!
Директор возложил ответственность за принятие решения по работе конструкций и согласование его с автором проекта (ЦНИИ «Проектстальконструкция») на службу главного архитектора.
Главный архитектор (начальник службы) Д.Н. Олейников сделал по-своему: он не стал решение согласовывать,
а привлёк к работе проектировщиков и, вручив акт последнего обследования трещин инженеру отдела, направил его в ЦНИИ ПСК.
Директор института, впоследствии академик АН СССР, Николай Прокофьевич Мельников (автор проекта эллинга завода № 402) и его коллега по разработке проекта Андрей Иванович Петраков любили своё детище — объект № 1 завода 402. Тревогу заводчан они восприняли близко к сердцу и отреагировали, не откладывая ни на один день.
Андрей Иванович Петраков на совещании ведущих специалистов института обсудил вопрос, но окончательное решение постановили принять только после осмотра объекта. В Северодвинск было предложено отправиться В.Ф. Калафатову — представителю проектировщиков, работавшему на площадке во время строительства объекта № 1.
На другой день после прибытия на завод Калафатов отправился на объект, и мы с ним буквально «пролезли» его, осмотрев всё, что привлекло его внимание. После обсуждения увиденного инженер и архитектор пришли к выводу, что причиной образования трещин была металлическая ферма, установленная над крышей эллинга между шестым и седьмым пролётом. Она была жёст-ко закреплена на коньках треугольных фонарей объекта. Этим была исключена работа температурного шва, находящегося между фонарями.
Оказывается, эта ферма была установлена для размещения к праздникам лозунгов, смонтированных из нескольких сотен электрических лампочек, и представляла собой серьёзное сооружение. Она не была согласована с проектировщиками и оказывала серьёзное влияние на работу основных конструкций объекта.
Конструкцию решено было немедленно демонтировать, юго-восточный угол торца эллинга закрыть по чертежу, выполненному мной на заводе (в сентябре 1960 года) и согласованному с представителем института.
С тех пор прошло более полувека, но к этому вопросу заводчане больше не возвращались, так как работа конструкций уникального объекта стабилизировалась. Вот так: в работе строителей важен каждый нюанс.
Виктор ПЕТРУШИН, инженер-строитель, заместитель гендиректора по капитальному строительству ПО «Севмаш» (1959—2004)
Фото Олега Перова