Муниципальное предприятие на рельсах успеха
С Днём железнодорожника, который отмечается в первое воскресенье августа, принято поздравлять тех, кто работает с пассажирами: проводников, машинистов и служащих вокзалов. Однако этот праздник своим считают по праву и сотрудники промышленного железнодорожного транспорта. «Да, наш труд не на виду, но от того, как быстро и безопасно будут доставлены грузы, зависит слаженность работы городского хозяйства», – уверен начальник депо МУП «Локомотив» Северодвинска Владимир Белов (на снимке слева). Мы побывали на важнейшем для города предприятии.
Приехав на базу предприятия на Тепличном проезде, 3, мы сначала зашли к директору Сергею Тюрикову. На стене у Сергея Михайловича — большая карта, на которой обозначены ветки железнодорожных путей, связывающие территорию «Локомотива» с организациями-партнёрами — Севмашем, «Звёздочкой», ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Северодвинским заводом строительных материалов, компаниями «Роснефть», «Троица». Именно МУП «Локомотив» Северодвинска осуществляет доставку грузов для нужд этих организаций.
Дом для тепловозов
Скажем больше: более 90% необходимых городу перевозок по железной дороге производит именно это муниципальное предприятие. В том числе и подачу угля на ТЭЦ-1 — а это значит, что на героях этого репортажа лежит ответственность за то, чтобы в наших домах было светло и тепло!
Ещё одна важная задача — содержать в порядке не только свои железнодорожные пути (постепенно деревянные шпалы здесь заменяют на железобетонные), но и ремонтировать участки путей других организаций.
— Вы своими глазами сможете увидеть, как идёт работа в трёх главных подразделениях: в депо, на участке эксплуатации и участке путей,— говорит Сергей Михайлович. — Залог успеха в том, что их возглавляют три грамотных руководителя, любящих свою работу. И нельзя сказать, какой участок главный. В работе предприятия всё взаимосвязано, как в едином организме. Без надлежащего состояния путей состав не поедет. Если локомотив не в порядке — он не сможет выполнять свои задачи.
И вот мы уже в депо, где нас встречает его начальник Владимир Белов.
— Это как дом для локомотивов, — с теплотой в голосе говорит Владимир Геннадьевич. — Пришёл тепловоз с работы — ему надо отдохнуть. Мы его осматриваем, снабжаем маслом, топливом, проводим обслуживание. Если необходимо, проводим ремонт. Когда подходит смена, локомотив в боевой готовности.
Всего в парке пять локомотивов, два железнодорожных крана, есть и свои вагоны. Техника здесь в основном произведённая в конце 90-х годов, самый молодой — локомотив 2004 года. Но благодаря хорошему обслуживанию «подопечные» служат исправно.
В. Белов раскрывает нам секрет: бывает, работники называют свои тепловозы ласково — Красненький (такой здесь один) или Барин, который именуют так за то, что большой и величавый. Именно ему доверяют перевозить самые большие составы. Остальные локомотивы именуют по номеру — например, есть ноль-седьмой и ноль-девятый.
Всего у Владимира Геннадьевича двадцать человек подчинённых, а это слесари по ремонту подвижного состава, сварщик, токарь, кладовщик и обслуживающий персонал.
Информационный стенд с фотографиями рассказывает о трудовых буднях. Вот железнодорожные краны выполняют работу под присмотром специалистов, на другом снимке работники участвуют в выгрузке угля на ТЭЦ.
А в центре крупное фото:
тепловоз «Локомотива» первым проезжает по новому железнодорожному мосту на остров Ягры. С важной миссией — подтвердить весовую нагрузку.
Есть на предприятии и свой автомобильный парк, за исправность всей техники отвечает команда Белова.
— Я работаю в системе железнодорожного транспорта 25 лет, у меня два образования: «Техник по ремонту и осмотру тягового подвижного состава» и «Экономика и управление предприятием машиностроения». Считаю, что профильное образование, даже на рабочих специальностях, при нашей специфике обязательно.
Составители поездов. Кто это?
Следующий в нашем плане — участок эксплуатации, за который отвечает опытный железнодорожник Сергей Евсеев (на снимке). Под его началом работают 10 машинистов, 10 составителей поездов, два помощника составителя, шесть диспетчеров.
И если про работу машиниста знает каждый, то что, интересно, делает составитель поездов?
— Работа эта чрезвычайно ответственная, — объясняет Сергей Юрьевич. — В двух словах: составитель должен сформировать состав, точно и в правильном порядке сцепить между собой вагоны, вывести их на выгрузку, расцепить. Груз бывает потенциально опасный: и бензин, и дизельное топливо, и мазут. Без внимательности и соблюдения техники безопасности никак нельзя.
Побывали мы и в диспетчерской предприятия, поднялись на второй этаж.
Диспетчер Наталья Петряшова высоко сидит, далеко глядит. Она рассказывает:
— Здесь дружный коллектив, мудрые руководители, которые всегда идут навстречу. А в целом работа интересная и ответственная — правильно составить графики движения составов, контролировать их перемещение и сроки и т.д. Обрадовала меня и новость, что скоро на станции будет построено новое здание диспетчерской с удобным обзором путей.
Сергей Евсеев говорит, что видел разные времена предприятия. В конце 80-х на станции было очень много работы. Приходили десятки составов с щебнем, строительными материалами, рефрижераторные поезда с продовольствием. Только успевали принимать и отправлять грузы. В сложных 90-х годах после ликвидации строительного треста (в то время это был железнодорожный цех Спецстроя № 19) предприятие переживало не лучшие времена. Хорошо, что мощности и производственная база были сохранены.
В 1995 году было создано муниципальное унитарное предприятие «Локомотив» Северодвинска. Сейчас оно развивается, растут объёмы перевозок. Коллектив стабильный и слаженный. Помимо достойной зарплаты сотрудникам предоставляются все социальные гарантии, даже оплата посещения спортивных секций. Но основное: специалисты чувствуют, что труд их востребован и есть перспектива роста.
Вся жизнь — дорога
«Всю жизнь на железной дороге!» — такие слова могут сказать большинство сотрудников. И многие ещё добавят: «Я из династии железнодорожников». Например, Дмитрий Свиридов, начальник участка пути. Его мы встретили на станции предприятия под названием Бетонная, куда приходят составы. Дмитрий решил сфотографироваться у стрелочного перевода. Говорит, что с железной дорогой знаком с детства: его отец Аркадий Львович и мама Наталья Дмитриевна работали на этом предприятии, поэтому он знает каждый уголок территории.
Вспоминает, как все каникулы и свободное время проводил здесь. Выбор профессии был предопределён. После окончания Северодвинского техникума в 2002 году пришёл на работу в «Локомотив». Начинал как слесарь по ремонту подвижного состава и вырос до начальника участка. Уже работая, окончил Ярославский филиал Московского государст-венного университета путей сообщения.
Сейчас в подчинении у Дмитрия — 13 монтёров путей и два машиниста крана, а также машинист железнодорожно-строительных машин. Их задача — обслуживание и ремонт железнодорожных и подкрановых путей, в том числе для северодвинских верфей и сторонних организаций. Для этих работ есть и высокая квалификация работников, и вся необходимая техника.
Главными качествами железнодорожника Дмитрий Свиридов считает добросовестность и ответственность. От этого зависит безопасность и предприятия, и города в целом, и жизни людей.
И как сказали все наши собеседники, даже когда они едут в отпуск на поезде и на станциях выходят подышать воздухом, невольно обращают внимание на сцепку вагонов или на то, как работают коллеги. Бдительность сохраняют всегда!
В ЦИФРАХ
За первое полугодие 2019 года УП «Локомотив» перевёз 580 тыс. тонн грузов. Протяжённость собственных путей — около 7 км. В штате трудятся 80 человек.
Наталья ТРОФИМОВА
Фото Владимира Богомолова