Из танка – в отсек подлодки

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/08/5.jpg

Истинному патриоту ягринской верфи, ветерану центра судоремонта «Звёздочка» Виктору Алексеевичу Кочкину 16 июля исполнилось 80 лет. Ноябрьский день 1962 года. На причале южных Ягр «Звёздочки» под пронизывающим холодным ветром стояли корабелы в ожидании первой для завода АПЛ К-33 (заказ 902). Субмарина шла для ремонта. Среди заводчан был и слесарь-монтажник Виктор КОЧКИН. Лодка уверенно пришвартовалась к причалу, командир корабля капитан II ранга Лев Матушкин приветливо махал встречавшим рукой. Те отвечали дружными аплодисментами и в то же время беспокоились: до этого не приходилось возвращать в строй подводные лодки с ядерными установками. Переживал и Виктор Кочкин, зная, что скоро ему придётся опускаться в недра К-33.

Опыт по ремонту

На «Звёздочку» Кочкин поступил в 1956 году. Приняли его в цех 12 и направили учеником слесаря-монтажника в бригаду Александра Абикулова, которая в то время была занята на ремонте паровой машины морского судна «Эмба». Наставником Виктору назначили опытного Анатолия Рыбкина. Год спустя, получив второй разряд, Кочкин перешёл в бригаду Ивана Кондратенко, занимающуюся ремонтом дизелей подводных лодок. В тот период на заводе проходили ремонт две дизельные субмарины проекта 613, на них и продолжил оттачивать своё мастерство Кочкин.
В 1958 году Виктора призвали в армию, он выучился на механика-водителя танка и освоил вождение Т-34 и Т-54. Службу нёс в ГДР. Уволившись в запас, он вернулся на родную «Звёздочку» и снова взялся за любимую работу в цехе 15. Здесь ему с коллегой Михаилом Юдиным доверили ремонт дизель-компрессоров ДК-2. В 1962 году группу этого подразделения, в составе которой был Кочкин, перевели в цех 1. Именно в тот период завод и ожидал прихода АПЛ К-33 для ремонта. Группу возглавил начальник участка Александр Рудаков. Обучали новому делу в цехе 42 Севмаша, где ягринцы и набирались опыта по ремонту атомной подводной лодки.

Обеспечивал живучесть корабля

— Большое внимание сближению заводчан и членов экипажа уделял командир лодки Лев Матушкин, — рассказывает Виктор Алексеевич. — Помню такой случай. По распоряжению начальника участка Александра Рудакова я с другими слесарями-монтажниками устанавливал на корпус подводного атомохода дизель-компрессор ДК-2 для обеспечения заказа воздухом высокого давления. Мимо нас проходили Матушкин и Рудаков. Начальник участка, подозвав меня, доложил ему, что я служил механиком-водителем танка, имею опыт по ремонту дизель-компрессоров и буду надёжно обеспечивать живучесть корабля. Матушкин спросил у меня: «Справишься?». «Так точно!» — ответил я, вытянувшись по струнке, вспомнив своего командира танкового батальона. Слово своё сдержал: с ноября и всю зиму, в любой мороз, эта установка надёжно работала, пока на причале не поставили электрокомпрессор ЭК-30. Во второй половине 90-х годов я узнал, что Льву Алексеевичу Матушкину было присвоено звание Героя Советского Союза и он стал вице-адмиралом. Начальник участка Рудаков однажды доверил мне и такое задание: на самоходной тележке с двигателем внутреннего сгорания перевозить с причала в цехи для ремонта оборудование, демонтируемое с заказа. Поскольку нужного специалиста не нашлось, он сказал: «Кочкин, раз ты служил механиком-водителем, садись и управляй этой «тридцатичетвёркой». Просьбу начальника участка я выполнил.

Знания нашли призвание

Во второй половине 60-х годов на верфях Северодвинска был настоящий бум в получении среднего образования в школах рабочей молодёжи: грамотность стала производственной необходимостью. Тысячи юношей и девушек сели за парты. Был среди них и Виктор Кочкин. Однако среднего образования ему показалось недостаточно, и он поступил на вечернее отделение политехникума на отделение обработки металла. Ветеран с трепетом вспоминает, что в школе рабочей молодёжи и техникуме они учились вместе с будущей женой Светланой, которая строго контролировала посещение им уроков и лекций. С получением диплома Виктор Алексеевич стал подниматься по служебному «трапу». Трудился инженером-технологом в цехах 4 и 30, инженером по инструменту в инструментальном отделе предприятия, откуда в 2011 году и ушел на заслуженный отдых, отдав родной «Звёздочке» 55 лет.
Виктор Алексеевич, сотни раз опускавшийся в отсеки дизельных и атомных подводных лодок, других кораблей и судов, не побоялся рекомендовать сыну Сергею и старшему внуку Владиславу поступать на работу именно на «Звёздочку». Первый трудится слесарем-монтажником в цехе 15, второй — слесарем-ремонтником в цехе 8. Родилась новая трудовая династия. В трудовой книжке Виктора Кочкина имеются благодарственные записи, он обладатель нескольких медалей.
С юбилеем, дорогой Виктор Алексеевич!
Анатолий ПОПОВ
Фото из семейного альбома

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив записей