MENU

6

29.07.2019 • Авторская колонка

У меня зазвонил телефон…

В последнее время постоянно приходится слышать, как кого-то развели на деньги телефонные мошенники. Советы, как не попасться им на удочку, раздаются, по-моему, из каждого утюга. А люди всё продолжают и продолжают отдавать свои сбережения преступникам. Я, признаться, раньше не особенно сочувствовал их жертвам, считал, как в анекдоте, что просто умные деньги покидают своих глупых хозяев.
Но тут недавно прочитал историю о московской пенсионерке. Ей позвонил человек, представившийся врачом, сообщил о выявленной у неё смертельной болезни и возможности избежать неизбежного с помощью некого экспериментального препарата, который «продлевает жизнь на века». За чудодейственный «эликсир бессмертия» женщина отдала все свои накопления — около пяти миллионов рублей. Только через два дня её начали терзать смутные сомнения, и она обратилась в полицию. Скажете, ничего необычного, разве что сумма довольно внушительная? А вот и нет: пострадавшей оказалась доктор химических (!) наук, профессор МГУ, автор многочисленных научных трудов.
Вот я и подумал: может, я напрасно считаю всех пострадавших от мошенников жертвами собственной глупости? Может, я такой умный только до тех пор, пока сам не столкнусь с аферистами?
А. М.

Телефонное мошенничество действительно приобретает характер эпидемии. И покорны ему все возрасты и профессии. Хотя нас постоянно предупреждают об опасности, рассказывают о способах, к которым прибегают мошенники, число их жертв только растёт. Что, в общем-то, неудивительно: подобной деятельностью, как правило, занимаются технически подкованные, грамотные люди, хорошие психологи. К тому же преступная мысль не стоит на месте, изобретая всё новые и новые способы изъятия денег доверчивых граждан.
А порой мы сами облегчаем задачу мошенникам, выкладывая в соцсетях всю личную информацию, включая номер телефона, адрес, информацию о своём имуществе, указываем своё местоположение в режиме реального времени… Преступникам остаётся только наметить жертву и воспользоваться одной из отработанных схем.
Вот несколько советов, опубликованных на сайте Роскачества, которые могут помочь распознать телефонного мошенника.
1. Неизвестный просит вас сообщить код банковской карты, кодовое слово или код из смс.
Не сомневайтесь: на линии мошенник. Прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок. Далее банк будет самостоятельно принимать меры по блокировке номера мошенника.
2. Вам указывают реквизиты для перевода.
Ни в коем случае не переводите по ним средства, даже если легенда кажется убедительной. Уточняйте фамилию звонящего и детали, которые не может знать посторонний человек. Обязательно свяжитесь с родными, если речь идёт о них, чтобы убедиться, что у них всё в порядке. Конечно, может произойти что угодно, но пара минут ничего не решит.
3. Вас просят предоставить какие-либо личные сведения.
Обязательно уточняйте, для чего это необходимо. Если вы сомневаетесь, что на линии банковский сотрудник, не озвучивайте ничего, что связано с вашими счетами или паспортными данными. А полные реквизиты карт, пин-код, одноразовые пароли для подтверждения операций нельзя называть никому, в том числе сотруднику банка.
4. Вам звонит «сотрудник банка», клиентом которого вы являетесь, с целью предупредить о мошеннической операции с вашим счётом.
Это однозначно развод! Обычно в подобных случаях банк автоматически блокирует все движения денежных средств по карте, и клиенту самому приходится звонить для разблокировки и называть свои данные.
5. Вы на 100% не уверены, откуда исходит звонок.
Попросите собеседника перезвонить позднее, ссылаясь на занятость и невозможность разговаривать в данный момент. У вас будет время проверить номер телефона, с которого был звонок, в интернете (если это мошенник, наверняка кто-то уже отметил номер на различных форумах как потенциально опасный), а во-вторых, аферисты далеко не всегда перезванивают.
6. Сотрудник банка отказывается называть свои ФИО, должность и рабочий номер телефона.
Если собеседник представился сотрудником банка, лучше перезвоните в банк самостоятельно. Звоните только по телефону, указанному на сайте или на карте, а не по номеру, который продиктовал вам собеседник или который поступил в смс.
7. Слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Если вам сообщают, что вы выиграли в лотерее или вам сейчас будет осуществлён денежный перевод, однако от вас требуется информация по карте либо некий взнос, — очевидно, что вас хотят обмануть. Вспоминаем о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
8. На вас давят, чтобы вы быстро приняли решение, описывают пугающие сценарии.
Велика вероятность, что на линии мошенник. В спешке многие теряют бдительность и не успевают обработать информацию, именно поэтому преступники используют этот приём. Запомните: две минуты ничего не решат. Спокойно разберитесь в ситуации, задавайте уточняющие вопросы.
9. Вас просят никому не рассказывать о разговоре.
Сразу прощайтесь с собеседником, ведь на линии мошенник.

Comments are closed.

« »