MENU

ст

27.06.2019 • Колонка редактора, Образование

ЕГЭ — не «угадайка»!

Сергей Попа об экзаменах,  столичном образовании и репетиторах

 

попа

 

Зубрить или понимать?

— Уже 10 лет ЕГЭ — основная форма выпускных экзаменов. Сергей Григорьевич, как изменилась процедура со времён эксперимента?
— ЕГЭ впервые был апробирован в 2001 году. Архангельская область присоединилась к проекту в 2003-м. Я пять лет был членом главной экзаменационной комиссии ещё во время его эксперимента. Когда ЕГЭ вошёл в штатный режим, в него внесли значительные изменения. Например, ранее было много нареканий к части А, где на вопрос — четыре варианта ответа. В народе это называли «угадайкой» — повезёт или нет. И теперь от этой формы мы практически ушли. Сегодня контрольно-измерительные материалы (КИМы) ЕГЭ детально проработаны, мы можем получить представление о глубине освоения материала учеником.
— Позволяет ли выпускнику формат ЕГЭ продемонстрировать навыки рассуждения? Или высокие баллы — это лишь результат зубрёжки?
— Да, ЕГЭ не идеален, но система постоянно совершенствуется. Так, например, в экзамене по английскому языку появилась устная часть, где оценивается говорение и аудирование, что было необходимо. Другой пример — литература, где сейчас почти нет вопросов с вариантами ответа. Выпускники развёрнуто отвечают на открытые вопросы. Так мы проверяем знание текстов, уровень владения русской речью.
С той же целью вернули и сочинение, которое предваряет Единый госэкзамен. Существенно изменились КИМы по русскому языку и математике. Эти экзамены определяют, можно ли выдать выпускнику аттестат. Как учитель русского языка могу сказать, что задания проработаны до мелочей. Некоторые ректоры жалуются, что приходят медалисты, стобалльники, но глубоких знаний не демонстрируют. За всю страну говорить не могу, но в Северодвинске экзамен проходит честно. Потому мы можем объективно оценить знания выпускников по результатам ЕГЭ.

В школе натаскают?

— Изменился ли образовательный процесс с введением ЕГЭ?
— Образовательный процесс меняется, но не в угоду ЕГЭ — так требует время. Когда я начинал работать, у нас в школе был фильмоскоп. Крутили детям диафильмы… А сегодня в классах висят интерактивные доски, все материалы оцифрованы. И не надо, как раньше, часами искать изображение, а потом передавать книгу по рядам.
Меняется и вид работ: сегодня чаще проводят тесты. Так делали и раньше, но сейчас это проще. Учитель распечатывает экземпляры сразу на всех, и проверка займёт несколько минут. Что касается натаскивания по типовым заданиям… Последние полгода обучения всегда были заняты подготовкой к экзаменам, неважно ЕГЭ это или традиционная форма. Ещё когда я учился, мы так же решали большое количество типовых экзаменационных задач по математике. Однако не знаю ни одного учителя, который бы все уроки посвятил решению демонстрационных КИМов. Что касается подготовки по другим предметам, приемлемо заниматься этим на элективных курсах.
— А как же растущая популярность дополнительных занятий с репетитором?
— Репетиторство было и в советское время, хотя не так распространено. Раньше дополнительные часы брали у преподавателей высшей школы, теперь и у школьных учителей. Но, на мой взгляд, до подготовки к экзаменам услуги репетиторов не нужны. Полное безобразие, когда родители решают нанять репетитора уже в первом классе. Осваивать предмет ученик должен с учителем в школе! Но я понимаю, что многие выпускники хотят поступить в вузы с громкими именами, а там сумасшедшая конкуренция. Потому берут дополнительные занятия. Хотя некоторые выпускники-стобалльники рассказывают, что никогда не пользовались услугами репетиторов: учились в школе и — главное — занимались самообразованием.

Свобода в головах

— Многие собираются уезжать… Как думаете, хорошо ли это?
— Я считаю, нормально.
И отчасти это стало возможно благодаря ЕГЭ. Выпускники теперь старше, они же учатся на год дольше, чем мы. Современная молодёжь более раскрепощена, чем наше поколение. Они свободны в выборе, легко переезжают с места на место. И это правильно: в Северодвинск всегда успеют вернуться, пусть покоряют большие города.
Ребята не испытывают привязанности, как мы, когда боялись покинуть родной дом. Здорово, что они уезжают учиться в вузы, которые входят в мировые рейтинги лучших университетов. Многим из них удастся поучиться у выдающихся учёных, авторов монографий и даже учебников! Перед ними открываются бесконечные перспективы проявить себя и устроить свою жизнь. Хотя я обожаю Северодвинск, прожил здесь всю жизнь, понимаю тех юношей и девушек, которые хотят получить образование в Москве или Санкт-Петербурге. А потом пусть возвращаются, мы всегда с удовольствием примем, ведь здесь тоже есть чем заняться.
— А подготовила ли их школа к самостоятельной жизни?
— У нас нормальные, хорошие ребята, которые адекватно оценивают ситуацию. Они понимают происходящие процессы в мире лучше, чем мы!
Я не за серую массу, пусть будет много ярких личностей.
На мой взгляд, наши школы неплохо готовят ребят к жизни. Они не только получают знания, что доказывают результаты ЕГЭ, но и развиваются, участвуют в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Наши дети хорошо воспитаны: у нас редки случаи вандализма, мало примеров, когда молодые обижают старших. Они могут часто сидеть в торговых центрах, но никого же не задирают, не пристают к прохожим. Общаются между собой и окружающих даже не замечают. Моё глубокое убеждение, что в данной ситуации нельзя их порицать, — получим защитную реакцию. В 14—15 лет психика ещё не сформирована до конца, и если мы начнём кричать, они, конечно, нам ответят… Надо договариваться по-хорошему, и они пойдут навстречу.

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

По статистике 2019 года, помимо двух обязательных экзаменов чаще всего ребята выбирают обществознание (40,8%) и физику (30,9%). Следом идут информатика (19,5%) и биология (15,9%). Наименьшим спросом пользуются литература (9,8%) и география (1,6%). Несмотря на то, что мы живём в городе, где кругом заводы, перевеса в сторону технических предметов нет, их выбирают так же часто,  как и гуманитарные дисциплины.

Ученик, претендующий на медаль,  должен сдать ЕГЭ по обязательным предметам  не менее чем на 70 баллов 

СЛЕДОВАТЬ ПРАВИЛАМ

Как признаётся Сергей Григорьевич, сам в жизни он сдал много экзаменов. И это всегда стресс, независимо от формы проведения. ЕГЭ позволил больше не сдавать с десяток выпускных экзаменов в школе,  а потом ещё пять для поступления в университет. Кроме того, по воспоминаниям начальника управления, в то время иногородним абитуриентам в столичные вузы пробиться было трудно. А сегодня все участвуют в конкурсе на равных. КИМы у всех разные, но равнозначные.
Организаторы перешли от бумажных конвертов к компьютерным дискам, и теперь купить ответы невозможно: тест формируется сразу в классе.  Большинство школьников не замечают камер, не трясутся перед рамкой металлоискателя. Главное — следовать правилам!

Фото автора и Яны Новиковой

Comments are closed.

« »