Не релаксант, а депрессант!

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/05/1124_d1101-e1621541299135.jpg

Наркомания и алкоголизм... Что сегодня мы знаем об этом?

Достаточно ли, если эта проблема остаётся острой как в нашей области, так и по стране в целом, приводит к трагедиям практически в каждой второй семье? Что такое зависимость от любого психоактивного вещества, что делать семье, в которой появилась такая проблема?

Эти и другие значимые вопросы мы задали заведующему отделением медико-психосоциальной работы Северодвинского психоневрологического диспансера Алексею КАРЧЕВСКОМУ.

Откровенный разговор с врачом о проблеме химической зависимости

Самая настоящая болезнь

— Алексей Васильевич, как с этой проблемой обстоит дело в Архангельской области?

— Лет 10 назад было сложнее. Не только у нас в области, но и по всей России. Не было реабилитационных программ, лишь разрозненные частные центры. Не было комплексного подхода, проблема почему-то отодвигалась на второй план. Но вот на протяжении пяти последних лет это направление начало развиваться. В Архангельске, например, создано отдельное реабилитационное отделение на базе клинической психиатрической больницы «Талаги».

Отделение, которым заведую я, как раз и создавалось с целью разработки и внедрения программы реабилитации химически зависимых людей. Здесь также ведётся работа с лицами, имеющими психические заболевания, психокоррекция, психодиагностика.

— Как формируются нарко- и алкозависимость?

— Алкоголизм и наркомания — это самые настоящие болезни. Считать их чем-то другим (к примеру, признаком слабоволия) — большое заблуждение. И алкоголь, и любые психоактивные вещества имеют свойство вызывать зависимость через изменение нейрохимического баланса в организме. Они стимулируют выделение «гормонов радости», и человек в начале употребления испытывает эйфорию. Хочется ещё и ещё усиливать это состояние. Центральная нервная система адаптируется. Через некоторое время истощаются запасы «внутренних наркотиков». Вот здесь и начинается расплата. При всё возрастающих дозах человек уже не чувствует прежнего удовольствия, а, наоборот, у него возникают раздражение, злость и дискомфорт. И со временем он пьёт, чтобы хоть как-то существовать. Физиологическая зависимость сформирована.

— А многие ли осознают, что наркомания и алкоголизм — это болезни?

— Распространено такое явление, в том числе и в Северодвинске: после рабочей недели в выходные обязательно выпить рюмочку-другую. И многим ситуация кажется вполне нормальной. На самом же деле это зависимость во всей красе. А общество сей факт не осознаёт. Сюда же относится привычка отдыхать вечером после работы со спиртным. И при этом люди убеждены, что они себя контролируют. Но задайте себе вопрос: зачем вы каждый раз выпиваете после работы? Релаксация — любят говорить многие. Но существует великое множество способов расслабиться без принятия алкоголя или других веществ. Алкоголь — не релаксант, он — депрессант.

Добровольное желание

— А если человек твёрдо решил прекратить?

— Первые полтора года будут для него и его семьи сложным периодом. И вот что ещё очень важно. Если через какой-то период времени трезвый зависимый решит снова употребить: мол, я научился пить, то достаточно самой малой дозы, чтобы снова впасть в запой, а далее вернуться в прежнее состояние. Шансов «пить как все» у зависимых людей попросту нет.

И в медицине нет ни одного метода, ни одного лекарства, никаких волшебных пилюль, кодировок, которые эту проблему решат. Действует только полный отказ от любых психоактивных веществ.
Вот я курил больше 20 лет и прекрасно понимаю, что если сейчас схвачусь за сигарету, то скачусь к своим двум пачкам в день. И вот это стоит всегда помнить.

— Какие условия стоят перед теми, кто хочет вернуться в нормальную трезвую жизнь?

— Самое главное — это заинтересованность самого зависимого в своём выздоровлении. То есть реабилитация возможна только при добровольном желании пациента. И у меня есть большие сомнения в выздоровлении участника реабилитации, который проходит её по решению суда, только лишь для того, чтобы его не посадили. Отмечу, что последние два-три года число добровольно желающих выздороветь растёт.

— Все ли обратившиеся за помощью смогут выздороветь?

— Не все. Например, если из 100 человек, прошедших реабилитацию, трое не будут пить в течение длительного времени, уже хорошо. Это трудный процесс, который требует работы над самим собой. Человек должен понимать: если он чувствует, что с ним что-то не то и ничего не может с этим поделать, нужно обращаться за помощью. Она может быть и анонимной. Например, по телефону доверия, где специалисты проконсультируют по любому вопросу. В нашем отделении есть кабинет клинического психолога, где могут проходить реабилитацию наркологические пациенты и не только.

«Бампер» из пап и мам

— Есть ли у заболевания генетические основы?

— Предрасположенность и наследственность имеют место быть. Но процент не настолько большой. Чаще индивидуальные случаи. Ведь есть люди, которые выросли с родителями-алкоголиками и именно поэтому совсем отрицают алкоголь. Или наоборот, когда в порочный круг затягивается вся семья. Очень часто можно услышать: ну, раз заболевание неизлечимое, зачем пытаться его лечить? Но ведь с любым хроническим заболеванием человек нормально живёт и не испытывает неприятных последствий, если принимает лекарства, соблюдает диету, режим дня.

— Что происходит с семьёй, где есть алкоголик или наркоман?

— Зависимость не может не коснуться всей семьи. Родственники наркомана или алкоголика становятся созависимыми. Они, сами того не понимая, как бы помогают зависимому употреблять.

Как это происходит? А, например, когда родители выплачивают долги за своего сына или дочь, кормят, устраивают на работу и т.д. В общем, проявляя свою созависимость и псевдозаботу, они тем самым усугубляют ситуацию.

Я не говорю, что не нужно помогать. Но не надо поощрять тем самым его болезнь. Пока есть «бампер» из пап и мам, жён, бабушек и дедушек, наркоману или алкоголику очень сложно прийти к выздоровлению, взять ответственность за собственную жизнь на себя. Выздоравливать необходимо всей семье. И для родственников зависимых точно так же существуют группы взаимопомощи. У нас в городе такая группа тоже есть.

— Что бы вы пожелали тем, кому нужна помощь, но он всё ещё отрицает своё пристрастие к алкоголю и наркотику?

— Наверно, хочется, чтобы каждый из нас обратил внимание на самого себя. Задал бы себе вопросы: а почему я употребляю? Как это у меня происходит? Как я провожу своё время? Человек, у которого сформирована или формируется зависимость, выберет «приоритетным» времяпровождение с алкоголем. Хочу сказать родственникам: не надо тянуть до последнего! Обратитесь за помощью прямо сейчас! Я понимаю, что многие боятся, например, потерять права или допуск к работе, но зависимый человек всё равно всё потеряет. Вещество не даст ни работать, ни жить нормальной человеческой жизнью ни вам, ни вашей семье. Ведь чем дольше вы тянете с этой проблемой, тем хуже будут последствия.

Беседовала Ксения ШУБИНА

Фото автора

Телефон доверия Северодвинского психоневрологического диспансера:
(8-8184) 56-20-39.

Звоните с 20.00 до 8.00

Консультация и направление к специалисту:
(8-8184) 57-20-92. Звоните с 8.00 до 14.00.

НАДО ЗНАТЬ ПРАВДУ

Зачастую мы не делаем ничего или делаем даже хуже себе или своим близким лишь только потому, что мало осведомлены. Не узнаём больше о проблеме от того, что боимся, стыдимся или попросту не хотим верить, в то, что это случилось с нами. Но, сдвинувшись с места, обращаясь за помощью, мы получаем ту информацию, которая может спасти жизнь.

Наркомания и алкоголизм — серьёзные и тяжёлые заболевания. И они не где-то там, а совсем рядом. Для них не существует ни возраста, ни статуса, им всё равно, кто ты! Именно поэтому надо знать всю правду об алкоголе и наркотиках.

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Май 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив записей