MENU
1023_d1101

31.05.2019 • Авторская колонка

Субмарины для диверсантов

45 лет назад в КБ «Малахит» началась работа над первыми чертежами проекта 865 — малой подводной лодки специального назначения. Результатом стало принятие в 1988—1990 годах ВМФ СССР на вооружение двух особенных кораблей: МС-520 и МС-521, которые ещё называют субмаринами для диверсантов.

От уникальных лодок «Пиранья» остались лишь фотографии

«Пираньи» были особенными во всём. Не будет преувеличением сказать, что в этом проекте проявился технический гений советских конструкторов. Во-первых, для проекта 865 всё изготовлялось впервые. Наработки, сделанные в 30-х годах специалистами Остехбюро, были утрачены или засекречены. Оборудование, использующееся на обычных дизельных и атомных лодках, не годилось из-за размеров. Более того, в процессе воплощения «Пираний» на кульманах пришлось вносить ряд изменений, поскольку заказчик менял требования к проекту. Во-вторых, впервые отечественный военный флот получил полноценные миниатюрные подлодки, способные решать специальные задачи на глубинах от 10 до 200 метров. В-третьих, впервые выход водолазов наружу (на глубине до 60 м) осуществлялся не через торпедные аппараты, а более комфортным образом — через шлюзовую камеру. В-четвёртых, корабль, как и подобает настоящему диверсанту, получился весьма незаметным. Например, во время учений надводные корабли не смогли его обнаружить.
Изначально хотели построить 12 «Пираний», потом шесть и, в конце концов, в бригаду подводных лодок в Лиепае были зачислены всего две лодки. Затем начался парад суверенитетов. Из независимой Латвии пришлось уходить в Кронштадт. Но это не спасло «малюток». Сначала их вывели из состава флота, а в канун миллениума утилизировали, несмотря на то, что КБ «Малахит» подготовило вариант консервации.
Между тем «заклятые друзья» за рубежом не оставляют тему малых лодок-разведчиков. Радует, что наши конструкторы тоже не сидят сложа руки. На научно-практической конференции, прошедшей на Адмиралтейских верфях 18 января 2018 года, прозвучало, что разработано целое семейство лодок, аналогичных «Пираньям». Но одно дело на бумаге и совсем другое в металле.
Михаил АНДРЕЕВ
(с использованием материалов А. Полунина, портал sudostroenie.info)
Фото Yandex.com

***

В ЦИФРАХ
Основные параметры «Пираньи»: •длина — 30 м •ширина — 4,7 м •осадка — 3,9 м •водоизмещение — 220 т. Под водой лодка развивала скорость 6,6 узла. При автономности 10 суток дальность плавания достигала 1 000 миль. Экипаж — 3 человека.

***

Одна из подводных лодок этого проекта принимала участие в съёмках фильма «Особенности национальной рыбалки».

Comments are closed.

« »