MENU
621_d1101

19.04.2019 • Авторская колонка

За объективом — душа

Сегодня юбилей у заслуженного работника культуры РФ, члена Союза журналистов России, фотохудожника Владимира БЕРБЕНЦА

Фото В. Бербенца  «Дорога к храму».

Фото В. Бербенца «Дорога к храму».

 

65… И всё равно Владимир Владимирович не выглядит на эти годы!
Мы познакомились в коридоре редакции «Северного рабочего» в 2000 году. Я студент, внештатный корреспондент, для Владимира Владимировича — мальчишка. Он уже признанный мастер фотографии не только в Северодвинске. Выставлял свои работы и в США.
Помню его цепкий, просвечивающий насквозь взгляд: мол, посмотрим, что ты за фрукт и что из тебя получится…
В «Северном рабочем» с Владимиром Владимировичем мы спелись не сразу. Непростой он человек (а разве творческие люди могут быть другими?). Но меня всегда подкупали его прямота и правдолюбие. Как там у Державина: «И истину царям с улыбкой говорить». Может быть, за эти черты его не все любили, но уважали — однозначно.
Биография Владимира Владимировича давно требует не беглых юбилейных заметок, а отдельного очерка. Родом с Луганщины, он с болью переживает события последних лет.
Вспомню лишь некоторые совместные, так сказать, рабочие моменты. Куда мы только не отправлялись по заданию редакции! На санях едем на Солзу, бубенчики звенят громко — никого рядом на многие километры. Как бы не вывалиться на повороте… Другой день. Милиционеры спьяну утопили машину. Нам запрещают — мы снимаем и пишем. За лучший репортаж вместе получили премию имени В.М. Тюрина. Да, фото и текст равнозначны. А в репортаже снимок первичен. Нет фото — нет репортажа.
С гордостью скажу, что считаю себя учеником Владимира Владимировича, у него я учился профессии журналиста. Как просто и одинаково он общался с людьми, будь то мэр или сторож, ученик или профессор. За интервью, когда делали его вместе, можно было не волноваться: Бербенец раскрутит хоть столб.
Первый свой цифровой фотоаппарат выбирал вместе с ним. Первую персональную фотовыставку в 2017 году помогал тоже делать он. Да что там помогал! Он был её соавтором. Отбирал снимки («Этот годится! Этот отложи»). Придумывал названия работ, что оказалось очень важно. Фотография, на которой семь кошек и одна собака, получила название «Собрание». Снимок, где ребёнок на пляже засыпан в песке, только пальчики видны, — «В засаде». Всё это чисто бербенцовский юмор.
Владимир Владимирович помогал даже развешивать фотографии в ЦКиОМ.
— Вот эту повесим в конце, у самого выхода, чтобы посетитель уходил в хорошем настроении. Это важно, — советовал профессионал.
А я представляю его фотографии, ставшие маленькими шедеврами. Весёлая бабушка на мопеде. Обнажённая девушка сквозь плачущее стекло… Да много работ, которые лучше один раз увидеть.
В прошлое ушли плёночные фотоаппараты, фиксаторы, красные фонари, с чего начинал Владимир Бербенец. Теперь каждый сам себе фотограф.
В любом телефоне есть камера. А сколько программ по обработке фотографий существует. Любой закат можно сделать розовым.
Но значение автора не снижается. Посмотришь на красивые работы, полюбуешься и… забудешь. Потому что сделаны без души. Они проходящие.
Работы Мастера остаются на годы.

Фото автора

 

Comments are closed.

« »