Эти народные названия относятся к одной построенной на Севмаше опытной атомной высокоскоростной подводной лодке с корпусом из титанового сплава. Дороговизна одного материала дала кораблю одно определение, а серебристый отлив — другое. Вооружённая ракетным комплексом, крылатые ракеты которого осуществляли старт из-под воды, АПЛ создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника.
Как и первый отечественный подводный атомоход, первую титановую лодку строил экспериментальный цех 42. Церемония её закладки состоялась 28 декабря 1963 года. И только через пять лет её удалось спустить на воду. А ещё через год — 31 декабря 1969 года — был подписан приёмный акт. Военно-морскому флоту титанового первенца передавали опытные специалисты Севмаша — ответственный сдатчик Кузьма Палкин и сдаточный механик Эдуард Леонов.
В опытную эксплуатацию в составе Краснознамённого Северного флота самую скоростную подлодку в мире в январе 1970 года вывел командир капитан I ранга Юрий Голубков. В 1971 году АПЛ проекта 661 под командованием Ю.Ф. Голубкова развила рекордную скорость подводного хода — 44,7 узла (около 83 км/ч).
В том же году совершила поход на полную автономность для
несения боевой службы в тропических широтах Атлантики.
По своим ходовым и маневренным качествам «серебряный кит» под заводским номером 501 не имел аналогов ни в совет-ском, ни в зарубежных флотах. Корабль послужил несомненным предшественником кораблей второго и третьего поколений с крылатыми ракетами на борту и титановыми корпусами.
Юрий АНАНЬИН
Фото defendingrussia.ru