Человек обязан спасти океан…

http://nworker.ru/wp-content/uploads/2019/03/66.jpg

В страну, создавшую Hyundai, LG, Samsung и KIA, я собирался, выиграв престижный всероссийский конкурс. Пресс-тур к Тихому океану стал мне призовым вознаграждением. Однако в Южную Корею ехал я не с праздным настроем — на Всемирной выставке EXPO с чётко оговоренной морской тематикой хотел понять, как Человечество, по меньшей мере, его цивилизованная часть, намерена выстраивать свои отношения с Мировым океаном в XXI столетии.

В гигантском бассейне с фонтанами центром всего была световая установка, напоминающая колесо обозрения.

В гигантском бассейне с фонтанами центром всего была световая установка, напоминающая колесо обозрения.

Очередь в экспозиционный павильон России.

Очередь в экспозиционный павильон России.

Тем посетителям, кто очень томился, можно было отдохнуть и даже поспать часок-другой на циновках.

Тем посетителям, кто очень томился, можно было отдохнуть и даже поспать часок-другой на циновках.

Из бывшего цементного элеватора корйцы соорудили музыкально-обзорную башню Sky-tower.

Из бывшего цементного элеватора корйцы соорудили музыкально-обзорную башню Sky-tower.

Выставочная площадка EXPO в Йосу заняла 250 тысяч квадратных метров

Выставочная площадка EXPO в Йосу заняла 250 тысяч квадратных метров

 

Большое видится на расстоянии. С тихоокеанского берега  многое для нынешней России открывается в новом свете

Йосу — красивая вода
Всемирная выставка проходила в самом южном городе Республики Корея. В текстах и на географических картах его название пишут двояко: либо Ёсу, либо Йосу. Передать в русской транскрипции звучание первого слога этого корейского слова сложновато. На слух мне показалось, что точнее — Йосу, что в переводе означает «красивая вода». А вода в Йосу кругом. Большей частью, конечно, солёная: Тихий океан, смиренный и буйный, омывает берега юга Кореи.
К слову, дефицита пресной воды тоже никто не испытывал, хотя посетители выставки потребляли её в огромных объёмах: август в Корее один из самых жарких месяцев, а число посетителей — сотни тысяч…
На логотипе ЕХРО две очеловеченные фигурки, олицетворение планктона, — тёмно-синий Ёни и ярко-красный Суни. Первый — символ глубин океана, а второй — организмов, населяющих не только океан, но и сушу. То есть на эмблеме естественный союз олицетворений Воды и Жизни, включая и нас с вами. Предельно ясно звучал и главный вопрос Всемирной ЕХРО: насколько прочен этот союз и чего сторонам ждать от него в будущем?
Республика Корея, показавшая миру чудеса экономического роста, выиграла право на проведение у себя этой Всемирной выставки. Одолев конкурентов в чиновных прениях Международного бюро выставок, трудяги корейцы затем воздвигли на площади 1 740 000 гектаров (!) приморской территории Йосу разнообразные объекты. Выставочная площадь их составила 250 тысяч квадратных метров! Павильоны вскоре «оккупировали» экспозициями 106 стран — как именующие себя морскими державами, так и пребывающие от океана в отдалении, например Швейцария, Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Непал… Впору спросить: и какая у них может быть причастность к проблемам Мирового океана? Ан нет — оказывается, и у них имеются свои интересы и представления.
Публика ахала!
Народ на выставку валил валом — от 50 до 250 тысяч посетителей в день, и, к слову, планку заявленной численности посетителей в 8 миллионов Йосу преодолел — 8 миллионов 300 тысяч. Помимо иностранцев, это каждый пятый житель Кореи (для последних специально были организованы ежедневные рейсы скоростных электричек в Йосу). Ещё бы! Посмотреть было на что.
Народный «лом» ежедневно наблюдался в павильоне Aqua-Planet, где можно было увидеть в гигантском аквариуме за тонким чистейшим стеклом не только рыбье разнообразие, но и акул, тюленей, скатов, гигантских черепах. Люди стояли и сидели (на циновках) в многочасовой очереди, там же ели, пили и спали, благо везде имелись удобные навесы от солнца.
Впечатляли искусственные водопады и обилие фонтанов. Одни фонтаны веселили купающуюся ребятню, другие, мощнее, располагались в гигантских «купальнях» бассейнов и вы-брасывали струи вверх на 20—25 метров. Таким феерическим шоу организаторы выставки приветствовали океанские лайнеры, которые швартовались здесь же, у причала ЕХРО.
Или вот «цифровая галерея», как иной раз её называли устроители мероприятий. Смонтировали эту «галерею» под… сводами одного из самых крупных павильонов, и представляла она собою сборный монитор площадью, длиной и шириной более… футбольного поля! На этом гигантском экране весь день шла трансляция из царства Нептуна: величаво плавали акулы, метались косяки рыб и несуетно жили экзотические обитатели коралловых рифов. Гипераквателевизор!
И перекусить народу на ЕХРО было где (столовые и кафешки встречались на каждом шагу), и перевести дыхание тоже (для посетителей построили целые трибуны-амфитеатры под широченными навесами от солнца).
И с музыкальным «оформлением» всё o’key! Впечатлил огромный орган, сооружённый из колонн бывшего элеватора (!), переоборудованного в башню (Sky Tower) для круговой панорамы. Из его стереоколонок без перерыва звучала классика, европейская и русская, а также и классика помоложе: ABBA, Dancing, Queen, например. Русского шансона и прочего «причёсанного блатняка» не слышал — спасибо Корее, что уши не вяли.

Не жалея сна и ног
Все страны — участницы ЕХPO в представленных ими экспозициях состязались в нескольких тематических номинациях. Однако была и главенствующая тема: каким видится будущее Мирового океана. Страны, конечно, были разные: индустриально развитые и аграрные, с необъятными пространствами и карликовыми масштабами, одарённые Создателем буйством растительного и животного мира и, напротив, скудные на его проявления. А потому, признаться, поначалу имелись опасения: не обернётся ли их творческое соперничество схваткой спортсменов в разных весовых категориях? Нет, организаторам удивительным образом удалось выстроить объективную систему оценок.
Чтобы ознакомиться с экспозициями всех 106 стран- участниц, потребовалось бы не менее недели, с плотным графиком посещений. Такой возможности у российской делегации не было, а потому каждый ставил себе главные ориентиры. Скажем, среди моих мест, обязательных к посещению, числились: все северные государства Восточного и Западного полушарий, страны Средиземноморья и арабские, прилегающие к Индийскому океану. В беготню с поверхностным ознакомлением, к счастью, планы не превратились, но в конце дня ноги подкашивались, а ночной сон тех дней пришлось урезать до трёх часов. Но и жалеть не стоило: сон можно было наверс-тать на обратном пути в Россию, во время девятичасового беспосадочного перелёта.

У всех свои изюминки
Подобные ЕХРО устраиваются не каждый год, и, естественно, всякая всерьёз настроенная страна-участница на всемирном подиуме хотела показать себя с лучшей стороны, правда исходя из отпущенных им национальными оргкомитетами финансовых возможностей. Но привлечь внимание или же просто удивить посетителей стремились все. Поэтому без своего рода изюминок в экспозиционных программах не обходилось.
Первую такую довелось увидеть в павильоне Омана. Потомки Синдбада-морехода выставили на обозрение не только старинную рыбацкую лодку из папируса, плетёные сети-корзины для ловли рыбы, но и реальные предметы первых арабских мореходов: медно-бронзовые компас, глобус звёздного неба и даже подзорную трубку. Тут же и древние штурманские лоции, учебники. На фоне этого музейного роскошества стоящая по соседству модель современного трансконтинентального танкера-газовоза просто меркла.

Немцы (их, кстати, удостоили золотой медали в одной из номинаций) выдали короткометражку в формате 3D. Она о перспективе добычи со дна твёрдых полезных ископаемых. Разогнавшись на операторских фантазиях, их видеокамера стремительно носилась на батискафе по… штольням шельфовых рудников Балтийского моря. Дух захватывало!

Вообще сюжеты формата 3D в свои программы включили практически все страны-участницы, кто всерьёз рассчитывал на призовые места. А ещё одни арабские выдумщики вообще воздействовали на зрителей своим 4D! Помимо стерео изображения и звука, во время демонстрации сюжета они обдували публику откуда-то сбоку сжатым воздухом, обрызгивали водой, а сами кресла зрителей при этом качались и подпрыгивали в нужные для организаторов моменты. Зал ахал, охал и даже повизгивал…
Павильон швейцарцев (Альпы в их понимании — гигантское хранилище пресной воды для Европы) в моих планах не значился, но оказался на пути. Там тоже нашли свою «изюминку»: в специально охлаждаемой прозрачной камере-колбе (метра три высотой) посетителям демонстрировали извлечённый из альпийского ледника керн голубого льда, созданного природой в год образования Корейского государства — 918 год нашей эры…
Китайцы (у них, мне показалось, одна из самых живых и красочных экспозиций) на самом выходе из своего павильона установили глубоководный телеуправляемый аппарат и, кстати, не «фанерную» модель, как у нас в случае с «Мирами», а как есть — в натуре и целиком. Грех было пристально его не рассмотреть: аппарат компактный, но обладающий фантастической маневренностью, которая достигается с помощью четырёх небольших подруливающих устройств.

Не только ресурсы
Нашу планету нарекли Землёй. А справедливости ради следовало бы назвать Водой или Океаном. Во-первых, потому что именно водные пространства покрывают наибольшую часть её поверхности. Во-вторых, вода явилась той колыбелью, из которого, как ни крути, а «вышло» наше человечество как биологический вид. После первого пришествия Христа минуло больше двух тысячелетий, и можно подвести кое-какие итоги человеческого жития.
Индустриальную его мощь в экспозициях EXPO представляли гигантские буровые и нефтедобывающие платформы (тон здесь задавала наша северная соседка Норвегия), скопища крупнотоннажных танкеров и газовозов у береговых погрузочных терминалов, мегакомплексы опреснительных установок, способных превратить те же берега и острова аравийской пустыни в цветущие оазисы (Дубай, Саудовская Аравия, ОАЭ), сооружения приливных электростанций, очертаниями напоминающие рисунки фантастов космических новелл. Но это лишь одна сторона.
Другая отражала уникальность и неисчислимое многообразие живого мира морей, населяющего как поверхностные воды, так и мрачные многокилометровые глубины. И упомянутый гигантский океанариум ЕХРО Aqua Planet представлял здесь лишь мельчайшую часть организмов Мирового океана.
Наконец, была и третья сторона, которая явилась в результате конфликта первых двух: современная видеохроника
(с воздуха, с поверхности, из-под воды) запечатлела огромные, в десятки, а то и в сотни гектаров водных пространств, покрытых скоплениями бытового мусора: пластик, резина, бумага… А ведь это неизбежная гибель не только морского млекопитающего зверья, но и птиц, рыб, вообще всего живого. И этой реальной угрозе уже подвержены север Индийского океана и океан Тихий, где он соприкасается с самыми густонаселёнными азиатскими побережьями.
То есть, экспозиции EXPO в Йосу ярко демонстрировали наглядные примеры острой проблемы, с которой уже столкнулось человечество и заявляла: мы вступили в пору осознания человеком того, что он с одной стороны не обойдётся без ресурсов Океана, а с другой — будет в праве устремиться к ним только с передовыми и отработанными технологиями, чтобы, не дай Бог, нарушить природное равновесие! Именно эта мысль и звучала ярким рефреном в подавляющем числе экспозиций.

Как гвоздь в доску!
И вот павильон России. Сюда каждый день выстраивались длиннющие очереди. Мне он тоже понравился, и признаю — он, в самом деле, отдельными компонентами превосходил конкурентов по EXPO. Например, разнообразием представленных жанров: имелись и музейные экспонаты, и экспозиции раритетных фото из истории покорения Арктики, и водолазное снаряжение, и макеты кораблей, ледоколов, в том числе перспективного, атомного. Наконец, был фильм на огромном стереоэкране зала, куда во время демонстрации скрытые за ширмой холодильные установки специально подавали холодный воздух. Так сказать, для полноты ощущений:
И всё же Россия первой не стала — её удостоили серебра. А ведь однозначно рассчитывали на золото. Татьяна Садофьева директор российского павильона обиды не скрывала, мол, как же так, где объективность?! Но объективность как раз состояла в том, что устроители нашей экспозиции так и не отследили ту красную нить, какую ясно провели в подавляющем большинстве страны-участники EXPO.
Так что же Россия? В самой концовке своей экспозиции наша страна предложила гостям совсем иную вариацию освоения, в данном случае арктического шельфа. На экране: сумрачная Арктика, многолетние льды, пустынные дали… Но вот в это мрачноватое безмолвие, с грохотом круша льдины и оглушая просторы (и посетителей) рёвом сирены, вторгается атомный ледокол. Он буквально наезжает на видеокамеру, и в последний момент та ловко «ныряет» в трещину-полынью, устремляется глубже — на дно. А вдогонку ей, с поверхности океана уже летит буровой стержень. В этот миг мне почудилось, будто этот самый бур нефтяники (или газовики?) просто вколачивают в шельф. Как гвоздь в доску! Всё понятно: россиянин — Царь природы, взять у неё богатства — его задача! На сохранение экологического равновесия в природе нет и намёка!
Между тем, мысль о бережном отношении к Мировому океану естественным образом звучала в Декларации EXPO,
а потом и в инициативе, озвученной там же Генсеком ООН Пан Ги Муном. Он, кстати, специально подгадал со своим визитом в Йосу, прибыл к оглашению итогов и в своём заключительном слове заявил: «Человек обязан спасти океан» (Затем эту фразу многие агентства и СМИ интерпретировали, как «Мировое сообщество должно защитить Мировой океан», но смысл оставался прежним, — Прим. О.Х.). Так что Россия на Всемирной выставке в Йосу оказалась в роли ученицы, писавшей «сочинение на заданную тему», а жюри EXPO в роли учителя, снизило ей оценку, сделав ремарку — «Тема раскрыта не полностью».
***
Главное же впечатление от экспозиций EXPO: мир смотрит на морскую Россию по-разному — кто с деловым интересом, а кто с любопытством, кто настороженно, а кто и с опаской, но больше, так показалось, искренне выказывает своё недоумение. Как страна, которую Содатель наделил обширнейшей акваторией, выходами к трём океанам, колоссальными ресурсами пресной воды и шельфа, толком не может ничего создать?! Разве что только в декларациях о намерениях. И человечество спрашивает: вы не можете или не хотите? Если не можете, то скажите, в чём нужда. Если нет желания, то, извините — вольному воля. Тогда в XXI веке мы пойдем на союз с Мировым океаном без вас. Догоняйте.
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото автора

(Продолжение следует)

Редактор
Редактор
Administrator

Последние новости

Рубрики

Календарь публикаций

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей