В страну, создавшую Hyundai, LG, Samsung и KIA, я собирался, выиграв престижный всероссийский конкурс. Пресс-тур к Тихому океану стал мне призовым вознаграждением. Однако в Южную Корею ехал я не с праздным настроем — на Всемирной выставке EXPO с чётко оговоренной морской тематикой хотел понять, как Человечество, по меньшей мере, его цивилизованная часть, намерена выстраивать свои отношения с Мировым океаном в XXI столетии.
Большое видится на расстоянии. С тихоокеанского берега многое для нынешней России открывается в новом свете
Йосу — красивая вода
Всемирная выставка проходила в самом южном городе Республики Корея. В текстах и на географических картах его название пишут двояко: либо Ёсу, либо Йосу. Передать в русской транскрипции звучание первого слога этого корейского слова сложновато. На слух мне показалось, что точнее — Йосу, что в переводе означает «красивая вода». А вода в Йосу кругом. Большей частью, конечно, солёная: Тихий океан, смиренный и буйный, омывает берега юга Кореи.
К слову, дефицита пресной воды тоже никто не испытывал, хотя посетители выставки потребляли её в огромных объёмах: август в Корее один из самых жарких месяцев, а число посетителей — сотни тысяч…
На логотипе ЕХРО две очеловеченные фигурки, олицетворение планктона, — тёмно-синий Ёни и ярко-красный Суни. Первый — символ глубин океана, а второй — организмов, населяющих не только океан, но и сушу. То есть на эмблеме естественный союз олицетворений Воды и Жизни, включая и нас с вами. Предельно ясно звучал и главный вопрос Всемирной ЕХРО: насколько прочен этот союз и чего сторонам ждать от него в будущем?
Республика Корея, показавшая миру чудеса экономического роста, выиграла право на проведение у себя этой Всемирной выставки. Одолев конкурентов в чиновных прениях Международного бюро выставок, трудяги корейцы затем воздвигли на площади 1 740 000 гектаров (!) приморской территории Йосу разнообразные объекты. Выставочная площадь их составила 250 тысяч квадратных метров! Павильоны вскоре «оккупировали» экспозициями 106 стран — как именующие себя морскими державами, так и пребывающие от океана в отдалении, например Швейцария, Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Непал… Впору спросить: и какая у них может быть причастность к проблемам Мирового океана? Ан нет — оказывается, и у них имеются свои интересы и представления.
Публика ахала!
Народ на выставку валил валом — от 50 до 250 тысяч посетителей в день, и, к слову, планку заявленной численности посетителей в 8 миллионов Йосу преодолел — 8 миллионов 300 тысяч. Помимо иностранцев, это каждый пятый житель Кореи (для последних специально были организованы ежедневные рейсы скоростных электричек в Йосу). Ещё бы! Посмотреть было на что.
Народный «лом» ежедневно наблюдался в павильоне Aqua-Planet, где можно было увидеть в гигантском аквариуме за тонким чистейшим стеклом не только рыбье разнообразие, но и акул, тюленей, скатов, гигантских черепах. Люди стояли и сидели (на циновках) в многочасовой очереди, там же ели, пили и спали, благо везде имелись удобные навесы от солнца.
Впечатляли искусственные водопады и обилие фонтанов. Одни фонтаны веселили купающуюся ребятню, другие, мощнее, располагались в гигантских «купальнях» бассейнов и вы-брасывали струи вверх на 20—25 метров. Таким феерическим шоу организаторы выставки приветствовали океанские лайнеры, которые швартовались здесь же, у причала ЕХРО.
Или вот «цифровая галерея», как иной раз её называли устроители мероприятий. Смонтировали эту «галерею» под… сводами одного из самых крупных павильонов, и представляла она собою сборный монитор площадью, длиной и шириной более… футбольного поля! На этом гигантском экране весь день шла трансляция из царства Нептуна: величаво плавали акулы, метались косяки рыб и несуетно жили экзотические обитатели коралловых рифов. Гипераквателевизор!
И перекусить народу на ЕХРО было где (столовые и кафешки встречались на каждом шагу), и перевести дыхание тоже (для посетителей построили целые трибуны-амфитеатры под широченными навесами от солнца).
И с музыкальным «оформлением» всё o’key! Впечатлил огромный орган, сооружённый из колонн бывшего элеватора (!), переоборудованного в башню (Sky Tower) для круговой панорамы. Из его стереоколонок без перерыва звучала классика, европейская и русская, а также и классика помоложе: ABBA, Dancing, Queen, например. Русского шансона и прочего «причёсанного блатняка» не слышал — спасибо Корее, что уши не вяли.
Не жалея сна и ног
Все страны — участницы ЕХPO в представленных ими экспозициях состязались в нескольких тематических номинациях. Однако была и главенствующая тема: каким видится будущее Мирового океана. Страны, конечно, были разные: индустриально развитые и аграрные, с необъятными пространствами и карликовыми масштабами, одарённые Создателем буйством растительного и животного мира и, напротив, скудные на его проявления. А потому, признаться, поначалу имелись опасения: не обернётся ли их творческое соперничество схваткой спортсменов в разных весовых категориях? Нет, организаторам удивительным образом удалось выстроить объективную систему оценок.
Чтобы ознакомиться с экспозициями всех 106 стран- участниц, потребовалось бы не менее недели, с плотным графиком посещений. Такой возможности у российской делегации не было, а потому каждый ставил себе главные ориентиры. Скажем, среди моих мест, обязательных к посещению, числились: все северные государства Восточного и Западного полушарий, страны Средиземноморья и арабские, прилегающие к Индийскому океану. В беготню с поверхностным ознакомлением, к счастью, планы не превратились, но в конце дня ноги подкашивались, а ночной сон тех дней пришлось урезать до трёх часов. Но и жалеть не стоило: сон можно было наверс-тать на обратном пути в Россию, во время девятичасового беспосадочного перелёта.
У всех свои изюминки
Подобные ЕХРО устраиваются не каждый год, и, естественно, всякая всерьёз настроенная страна-участница на всемирном подиуме хотела показать себя с лучшей стороны, правда исходя из отпущенных им национальными оргкомитетами финансовых возможностей. Но привлечь внимание или же просто удивить посетителей стремились все. Поэтому без своего рода изюминок в экспозиционных программах не обходилось.
Первую такую довелось увидеть в павильоне Омана. Потомки Синдбада-морехода выставили на обозрение не только старинную рыбацкую лодку из папируса, плетёные сети-корзины для ловли рыбы, но и реальные предметы первых арабских мореходов: медно-бронзовые компас, глобус звёздного неба и даже подзорную трубку. Тут же и древние штурманские лоции, учебники. На фоне этого музейного роскошества стоящая по соседству модель современного трансконтинентального танкера-газовоза просто меркла.
Немцы (их, кстати, удостоили золотой медали в одной из номинаций) выдали короткометражку в формате 3D. Она о перспективе добычи со дна твёрдых полезных ископаемых. Разогнавшись на операторских фантазиях, их видеокамера стремительно носилась на батискафе по… штольням шельфовых рудников Балтийского моря. Дух захватывало!
Вообще сюжеты формата 3D в свои программы включили практически все страны-участницы, кто всерьёз рассчитывал на призовые места. А ещё одни арабские выдумщики вообще воздействовали на зрителей своим 4D! Помимо стерео изображения и звука, во время демонстрации сюжета они обдували публику откуда-то сбоку сжатым воздухом, обрызгивали водой, а сами кресла зрителей при этом качались и подпрыгивали в нужные для организаторов моменты. Зал ахал, охал и даже повизгивал…
Павильон швейцарцев (Альпы в их понимании — гигантское хранилище пресной воды для Европы) в моих планах не значился, но оказался на пути. Там тоже нашли свою «изюминку»: в специально охлаждаемой прозрачной камере-колбе (метра три высотой) посетителям демонстрировали извлечённый из альпийского ледника керн голубого льда, созданного природой в год образования Корейского государства — 918 год нашей эры…
Китайцы (у них, мне показалось, одна из самых живых и красочных экспозиций) на самом выходе из своего павильона установили глубоководный телеуправляемый аппарат и, кстати, не «фанерную» модель, как у нас в случае с «Мирами», а как есть — в натуре и целиком. Грех было пристально его не рассмотреть: аппарат компактный, но обладающий фантастической маневренностью, которая достигается с помощью четырёх небольших подруливающих устройств.
Не только ресурсы
Нашу планету нарекли Землёй. А справедливости ради следовало бы назвать Водой или Океаном. Во-первых, потому что именно водные пространства покрывают наибольшую часть её поверхности. Во-вторых, вода явилась той колыбелью, из которого, как ни крути, а «вышло» наше человечество как биологический вид. После первого пришествия Христа минуло больше двух тысячелетий, и можно подвести кое-какие итоги человеческого жития.
Индустриальную его мощь в экспозициях EXPO представляли гигантские буровые и нефтедобывающие платформы (тон здесь задавала наша северная соседка Норвегия), скопища крупнотоннажных танкеров и газовозов у береговых погрузочных терминалов, мегакомплексы опреснительных установок, способных превратить те же берега и острова аравийской пустыни в цветущие оазисы (Дубай, Саудовская Аравия, ОАЭ), сооружения приливных электростанций, очертаниями напоминающие рисунки фантастов космических новелл. Но это лишь одна сторона.
Другая отражала уникальность и неисчислимое многообразие живого мира морей, населяющего как поверхностные воды, так и мрачные многокилометровые глубины. И упомянутый гигантский океанариум ЕХРО Aqua Planet представлял здесь лишь мельчайшую часть организмов Мирового океана.
Наконец, была и третья сторона, которая явилась в результате конфликта первых двух: современная видеохроника
(с воздуха, с поверхности, из-под воды) запечатлела огромные, в десятки, а то и в сотни гектаров водных пространств, покрытых скоплениями бытового мусора: пластик, резина, бумага… А ведь это неизбежная гибель не только морского млекопитающего зверья, но и птиц, рыб, вообще всего живого. И этой реальной угрозе уже подвержены север Индийского океана и океан Тихий, где он соприкасается с самыми густонаселёнными азиатскими побережьями.
То есть, экспозиции EXPO в Йосу ярко демонстрировали наглядные примеры острой проблемы, с которой уже столкнулось человечество и заявляла: мы вступили в пору осознания человеком того, что он с одной стороны не обойдётся без ресурсов Океана, а с другой — будет в праве устремиться к ним только с передовыми и отработанными технологиями, чтобы, не дай Бог, нарушить природное равновесие! Именно эта мысль и звучала ярким рефреном в подавляющем числе экспозиций.
Как гвоздь в доску!
И вот павильон России. Сюда каждый день выстраивались длиннющие очереди. Мне он тоже понравился, и признаю — он, в самом деле, отдельными компонентами превосходил конкурентов по EXPO. Например, разнообразием представленных жанров: имелись и музейные экспонаты, и экспозиции раритетных фото из истории покорения Арктики, и водолазное снаряжение, и макеты кораблей, ледоколов, в том числе перспективного, атомного. Наконец, был фильм на огромном стереоэкране зала, куда во время демонстрации скрытые за ширмой холодильные установки специально подавали холодный воздух. Так сказать, для полноты ощущений:
И всё же Россия первой не стала — её удостоили серебра. А ведь однозначно рассчитывали на золото. Татьяна Садофьева директор российского павильона обиды не скрывала, мол, как же так, где объективность?! Но объективность как раз состояла в том, что устроители нашей экспозиции так и не отследили ту красную нить, какую ясно провели в подавляющем большинстве страны-участники EXPO.
Так что же Россия? В самой концовке своей экспозиции наша страна предложила гостям совсем иную вариацию освоения, в данном случае арктического шельфа. На экране: сумрачная Арктика, многолетние льды, пустынные дали… Но вот в это мрачноватое безмолвие, с грохотом круша льдины и оглушая просторы (и посетителей) рёвом сирены, вторгается атомный ледокол. Он буквально наезжает на видеокамеру, и в последний момент та ловко «ныряет» в трещину-полынью, устремляется глубже — на дно. А вдогонку ей, с поверхности океана уже летит буровой стержень. В этот миг мне почудилось, будто этот самый бур нефтяники (или газовики?) просто вколачивают в шельф. Как гвоздь в доску! Всё понятно: россиянин — Царь природы, взять у неё богатства — его задача! На сохранение экологического равновесия в природе нет и намёка!
Между тем, мысль о бережном отношении к Мировому океану естественным образом звучала в Декларации EXPO,
а потом и в инициативе, озвученной там же Генсеком ООН Пан Ги Муном. Он, кстати, специально подгадал со своим визитом в Йосу, прибыл к оглашению итогов и в своём заключительном слове заявил: «Человек обязан спасти океан» (Затем эту фразу многие агентства и СМИ интерпретировали, как «Мировое сообщество должно защитить Мировой океан», но смысл оставался прежним, — Прим. О.Х.). Так что Россия на Всемирной выставке в Йосу оказалась в роли ученицы, писавшей «сочинение на заданную тему», а жюри EXPO в роли учителя, снизило ей оценку, сделав ремарку — «Тема раскрыта не полностью».
***
Главное же впечатление от экспозиций EXPO: мир смотрит на морскую Россию по-разному — кто с деловым интересом, а кто с любопытством, кто настороженно, а кто и с опаской, но больше, так показалось, искренне выказывает своё недоумение. Как страна, которую Содатель наделил обширнейшей акваторией, выходами к трём океанам, колоссальными ресурсами пресной воды и шельфа, толком не может ничего создать?! Разве что только в декларациях о намерениях. И человечество спрашивает: вы не можете или не хотите? Если не можете, то скажите, в чём нужда. Если нет желания, то, извините — вольному воля. Тогда в XXI веке мы пойдем на союз с Мировым океаном без вас. Догоняйте.
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото автора
(Продолжение следует)